

"Ты можешь по анкете быть православным христианином, но на самом деле ко Христу никакого отношения не иметь. А то, что ты ходишь в церковь – ну, и мухи в церковь залетают, и мыши заходят, иногда и киска забежит. Так что это ещё ровным счётом ничего не значит. Каждый психически нормальный человек, конечно, религиозен, и каждый отправляет свою религиозность в той традиции, в которой он родился. Но это не значит, что все ходящие в церковь – христиане. Нет, это отнюдь не так, а только тот, кто имеет дух Христовой любви.
И стяжать его можно только постоянно причащаясь Христовых Таин. И эту энергию Божественной любви, которую мы получаем от Бога в Таинствах, тратить на то, чтобы своё сердце упражнять в любви. Этому нужно учиться, этому нужно учить детей, в этом быть им постоянно примером. Тогда что-то будет меняться, когда человек будет предпочитать ближнего своего, его интерес, самому себе. И будет находить в этом служении и радость, и удовольствие. Мы помним, как Господь перед тем, как идти на крестную смерть, собрал учеников на Тайной Вечере и совершил с ними первую Литургию, первую Евхаристию, и ноги им умыл. Он говорил: "если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (Ин. 13, 14). Вот в чём состоит деятельное христианство: в том, чтобы умывать друг другу ноги, и в том, чтобы совершать Божественную Евхаристию. Всё очень просто.
Мы же поступаем совершенно иначе. Даже самые ближние наши, члены нашей семьи, от нас ужасно страдают. Потому что, вместо того, чтобы умывать им ноги, мы обвариваем эти ноги кипятком. Вместо того, чтобы эти ноги лечить, мы этим ногам пальцы выворачиваем. Мы всё делаем наоборот. И ещё думаем, что вообще является извращением и кощунством, что это как-то "во благо". Мы всё хотим кого-то заставить, чтобы было всё "по-нашему"… Это невозможно. А каждый христианин должен стать – по замыслу Божию – источником, проводником Божественной любви.
Вот к этому надо стремиться, и это есть подлинное христианство. Для этого Господь и ввёл нас во храм, потому что здесь, в храме, мы причащаемся, а Евхаристия – школа любви, здесь мы можем найти для себя возможность получить эти божественные уроки. Но не так, как нерадивый ученик: в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Жизнь состоит из поступков, и эти поступки наши нужно освятить христианством, нужно "осолить" нашу жизнь. Тогда это будет подлинно, тогда это будет настоящее христианство, а не какое-то такое, формальное, "техническое", или чем-то будем увлекаться другим, внешним".
Протоиерей Димитрий Смирнов