
Возьми крест СВОЙ! Протоиерей Андрей Ткачев. Проповедь 12.03.18
Возьмем небольшой текст из Евангелия от Марка и напомним себе слова Господа, который говорит: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет». Вопрос – «если кто хочет?», означает, что Христос не дает приказов тем, кто Его не слушается. И в Евангельской истории мы читаем, в том числе, и то, что многие приходили к Нему и многие уходили. Некоторые слушали какую-то часть его словес в сладость, а потом говорили: «Кто может это слушать»? Так в Евангелие от Иоанна и говориться: «Кто может это слушать?» – когда Он говорил, что даст есть Плоть Свою, и пить Кровь Свою. Многие приходили и уходили. Это была такая дышащая община, свободная для выхода из нее. Там Никто никого не удерживал. И однажды Господь спросил у Петра: «Не хотите ли и вы уйти?». И Петр отвечает: «Куда нам идти? У тебя глаголы вечной жизни!». Те, кто чувствуют, что во Христе есть «глаголы вечной жизни», что жизнь дается нам от Него, те идут за Ним, всегда имея свободу не идти. Не хочешь, например, ходить в храм – не ходи. Не хочешь поститься – не постись. Не хочешь это или это – не надо. В конце концов, каждая овечка будет повешена за свой хвостик, но твоя воля уважается.
Вот, например, статистика перемен общественной и государственной жизни Российской Империи дает такой факт: в Рождество и Пасху все 100% личного состава Вооруженных Сил, из числа крещенных, причащались. Как только произошла Февральская революция и была объявлена свобода вероисповедания, причащаться стали не более 30%. Это значит, что до этого 70% причащались потому, что их заставляли. Им сказали идти и они, как подневольные люди, пошли. А дали свободу выбора, они идти не пожелали. В этом, собственно, и есть то сомнительное благо и страшная опасность свободы. Конечно, свобода необходима, но она обнажает в человеке то, что в нем есть. Пока он стиснут различными условностями и рамками, он может показать из себя нечто более или менее благообразное. Когда же даешь ему полную свободу, он проявляет то, что в нем скрыто. Христос идет на это. Потому обращает свои слова только к тем, кто хочет идти. Об этом говориться и в Ветхом Завете. Сказано, что «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие» – выбирай. То есть, чтобы тебе было хорошо – выбери жизнь. Ты сам должен сделать свой выбор. Насильно мил не будешь, и в вопросах религии тоже. Это, мне кажется, очень важная вещь, предваряющая всякий разговор об Евангелие. Здесь таится много опасностей, но и драгоценности таяться. Потому, что драгоценна вера без принуждения, когда папа не стоит над тобой с розгами, заставляя молиться. В храме тебе никто за участие в службах не приплачивает, никто не поднимает по служебной лестнице. Нет стимулов. Как, например, бывает такое: «Брось курить и получишь прибавку в 10% к зарплате». На работе такое бывает. Но этого не должно быть в христианстве. Человек не должен зарабатывать на Божьем имени.
Дальше – три глагола «отвергнись, возьми и иди (следом)». «Отвергнись себя» – это то, что пугает человека в Евангелие. Но наш русский язык весьма пропитан Евангельскими смыслами. Он хранит в себе такое понятие, как «самоотвержение». И мы знаем, что это такое. Видим употребление в разных случаях. Например: «Самоотверженная борьба наших хоккеистов привела к хорошему результату». Или: «Самоотверженный труд работников Метростроя позволил добиться перевыполнения плана». Или: «Самоотверженная борьба за независимость воздвигла новых героев». Самоотверженно трудиться может и ученый, который не ест, не спит и не отрывается от своих бумаг или колб. Самоотверженно может работать всякий человек на государственной службе. И мы всегда можем увидеть разницу между теми, кто отдается работе, и теми, кто пользуется статусом. Между теми, кто пасет овец и теми, кто стрижет – разница очень ощутимая. Самоотверженность должна быть, в общем-то, в каждом нашем деле. Это, когда ты забываешь себя и готов трудиться так, что тебя уже останавливают. Доктора, родные и близкие говорят: «Успокойся, в таком режиме жить нельзя». Человек, самоотверженно совершающий свое служение, собирает хорошие плоды. Это относиться к тем, кто на поле боя, кто занят семейными делами, кто в науке, в спорте. Евангельский термин – «отвергнись себя». Хочешь идти – иди, но отвергнись себя. То есть, оно все это злое, так прилипло к человеку, что составляет его вторую природу, вторую натуру.
Мы с вами, в общем-то, не до конца настоящие. Наше настоящее «я» спрятано в глубине человека. Кто-то из богословов говорил, что если Бог смотрит на человека, Он не смотрит на него внешнего, на то, что дано, а смотрит намного глубже. И когда Бог любит человека, Он не любит того, что вот сейчас в нем есть, потому что иногда в этом всем любить-то, собственно, нечего. А он любит ту скрытую красоту, которая есть в человеке. Помните, есть такой афоризм про статую, спрятанную в глыбе мрамора, что хороший художник, глядя на глыбу мрамора, уже угадывает, какая статуя спрятана в ней, и отсекает лишнее.
Христос, очевидно, любя человека, любит не все, что есть в нем сегодня. Повторяю, потому что в этом всем сегодняшнем не все достойно любви. Жалеть, может быть, стоит человека. Но жалость и любовь – вещи несколько разные. Он любит что-то более глубокое в нас, наше настоящее. То самое наше настоящее, которое еще предстоит раскрыть в себе. Раскрыть именно через самоотвержение. В режиме комфорта, в режиме расслабленности, в режиме получения удовольствий, вообще, в зоне комфорта – человек своего «я» не раскрывает. Вы знаете по нашей отечественной истории, как мобилизуется народ в беде. Как он хамеет, дуреет, жиреет в период благоденствия и превращается в какую-то карикатуру. Но в беде люди мобилизуются и становятся теми самыми, которыми мы гордимся. Мы гордимся отцами и дедами и нашей историей только благодаря жестоким событиям, которые высветили в людях прежних поколений самые глубинные правильные черты. В режиме комфорта – вы свинья свиньей. Это не секрет и я здесь не открываю никаких Америк. Поэтому, самоотвержение из религии должно перейти дальше в другие сферы. Если хочешь чего-то добиться – отвергнись себя. То есть, двигайся в науку не за дипломами, не за Нобелевской премией, а ради научной истины. И в других областях трудись ради достижения цели, а не ради благ, идущих вслед за достижением этой цели. Это совершенно ложная постановка вопроса.
«Отвергнись себя, возьми крест свой – говорит Господь – и следуй за Мной». С крестом вопросов вроде бы много, а вроде бы и нет их. Крест не нужно искать, его нужно нести. Крест дан человеку. Если вы, например, полюбите, или уже любите такой вид литературы как дневниковая, такой исповедальный жанр, где люди исповедуются в своих помыслах, желаниях, жизненных событиях; если полюбите книги из разряда «Жизнь замечательных людей», или, например, какие-то мемуары, биографии, воспоминания, то чем больше будите погружаться во все это, тем больше будите удивляться жизненному разнообразию человека. Его исходным возможностям, талантам, скорбям. Поймете, как тяжела и неповторима жизнь каждого человека. Она одновременно и тяжела, и неповторима. Эти тяжести составляют крест человеческий. Его искать не надо. У вас есть свой крест и я не должен его нести. Точно так же вы не должны нести мой крест. Нам указано взять свой крест и идти за Господом. Крест задан человеку уже. Задан полом: родившись девочкой, уже человек имеет крест на плечах, потому что у женщины свой крест. Он не мужской, он именно женский. Родившись мальчиком, несешь свой крест. То есть, с самого дня рождения даже по полу мы уже имеем какую-то особенность крестоношения. Мы получили крест свой, как цвет глаз, как отпечатки пальцев, как родной язык, как родную маму, которых нельзя менять. У меня есть мой крест. У вас есть ваш крест. Внутренние тяжести наши, они тоже свои все и внешние обстоятельства жизни, которые отчасти общие, а отчасти у каждого свои, совершенно уникальные. Его сбрасывать только не надо, его надо нести.
Протоиерей Андрей Ткачев.
Проповедь 12.03.18