Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Культура войны. Протоиерей Андрей Ткачев

Братья и сестры, здравствуйте! Мы читаем далее Второзаконие о законах войны. У войны есть законы, это хорошо знали в средневековье, когда объявляли священный мир во время Великого поста и Пасхи, там был целый ряд правил, когда рыцарь не мог сдаться в плен простолюдину, он должен был посвятить его в рыцари, и только тогда сложить перед ним оружие. В общем, там много всего интересного есть, современные войны циничны и беспринципны, жестоки, запредельно жестоки, потому что у людей нет нравственного закона. А эта область жизни тоже поддается некому регулированию. Вот такие интересные вещи. «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его – предложи ему мир. Если он согласится на мир с тобой, отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе». Т.е. лучше без крови, лучше деньгами. Так, кстати, и поступали постоянно, так Иерусалим, населенный христианами, попал в руки арабов. Предлагаем вам мир вместо войны, платите нам дань и до свидания. И все это для того, чтобы сохранились души живущих в городе. Если в ответ летят в тебя стрелы, то начинается война и вступают в работу другие законы – законы войны. Тогда все находящееся в городе подлежит заклятию. «Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих». Т.е. изначальный мотив – избегать крови. Если кто-нибудь допрыгался до войны, и пришли к нему, и у него есть выбор – либо он воюет и побеждает, либо сдается, всякое бывает, многие города так и поступали, допустим, Париж сдался без боя, парижане решили, что лучше сохранить души свои и город, а Питер не сдался и был засыпан трупами, но остался городом-героем и враг не вошел туда. Это сложные темы, но лучше без крови. Предложи им мир. Если да, то деньгами разойдемся, деньги терять неприятно, но всегда легче, чем живых людей. Главный принцип – это по возможности вести себя человеколюбиво. И вот еще, что важно – некий закон на запрет мародерства и варварства. «Если долгое время будешь держать в осаде город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его». Оговаривается даже вопрос мягкого отношения к окружающей природе во время боевых действий. Тут нужно делать осадные лестницы, чтобы по ним карабкаться на стены, так вот из плодовой яблони или из пальмы, несущей финики, отягченной плодами, не делай ничего. Она хороша в пищу, она нормальная, живая, здоровая. А сухое руби. Даже эти вещи нужно наблюдать в такое жестокое время, когда кругом кровь, свистят стрелы, летят ядра, кричат раненые, когда люди находятся в особенном возбуждении при виде опасности, в это время нужно думать даже о деревьях. Не отравляй водоемы, таким образом можно продолжить, не порть пашню, зарывая в нее трупы, переживай о том мире, в котором ты живешь, потому что законы войны не отменяют законов человеколюбия. Вот такой дух Писания. Господь дает закон, по сути, дикарям, чтобы окультурить их, чтобы во времена войны они не теряли образ Божий. Это очень достойно внимания, потому что совсем по-другому воюют сегодня цивилизованные, культурные, такие добрые, толерантные люди, представители цивилизации, которые переживают о пушистых животных и запрещают носить шубы, потому что им жалко лису, песца, бобра или енота. Происходят демонстрации борцов за права енотов, демонстрации за права аквариумных рыбок. И именно в этой цивилизации воюют так, что не остается ничего живого, именно дети этой цивилизации, которые переживают за енотов, уничтожают все вокруг, не то, что деревья, а вообще все живое. Бомбы фосфорные, бомбы с грязным ураном, бомбы с тем, бомбы с этим… А вот вам, кто из нас дикий – те люди или мы? Мы думаем, вот какие дикие люди, какие ужасные законы. А тут очень человеколюбивые законы, ты даже дерево жалей, не то, что человека даром не убивай. Так что есть, над чем подумать, куда мы зашли и где мы оказались. И кто из нас дикий - те, которые жили 3000 лет назад, или мы сегодня. Пока все, до свидания.

Протоиерей Андрей Ткачев

Посмотреть предыдущие комментарии
20 декабря 2018 в 21:06

Спаси, Господи!

21 декабря 2018 в 13:12

Спаси Бог! ❤

18 июля 2020 в 08:21

Всех спаси Господи. Да. Такое человеческое общество. С одной стороны человеческие ценности, с другой стороны и кровь окупается и продается. Всё имеет свою цену, свою сумму денег. Например, смерть посла в Персии А.С.Грибоедова - алмаз "Шах" для Его Величества, а родственникам включая мать-деньги н...

Развернуть

18 июля 2020 в 09:22

Спаси, Господи! Очень интересно.

27 апреля 2021 в 10:54

Надежда, лишь на то, что в этом кровавом и развитии и был Замысел Божий, но нам понять его очень трудно...

А двадцать лет назад наши замечательные американцы в самое Светлое Воскресение бомбили Белград. Христос воскресе!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности