
В Псалтыри нередко говорится о том, что Бог есть судья. Как это понимать?
Вопрос: «В Псалтыри часто упоминается, что Бог есть судья. Как правильно это понимать?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Иоанн Златоуст приводит множество слов, которые употребляются в Ветхом Завете в отношении Бога: «Бог мстит, Бог ненавидит, Бог наказывает, Бог имеет правую руку (десницу), Бог имеет левую руку (шуйцу), Бог раскаялся... – а далее он говорит. – Все эти слова употребляются в Священном Писании ради простого, грубого народа». Скажите человеку, что Бог не наказывает – и человек ответит: «Ура! Всё, поживем! Бог не наказывает!»
А что пишет Антоний Великий? «Бог – благ и только благ! И когда человек старается жить по заповедям Божьим, то соединяется с духом Божьим, и благо бывает ему. Когда же человек отступает от заповедей Божьих, то он соединяется с демонами-мучителями и тогда страдает». Слышите, откуда наказание-то? Когда человек живет вопреки заповедям и своей совести – то соединяется с демонами-мучителями. Понятно, что такое демоны-мучители? Понятно. Наказание? Еще бы!
Мы сами себя наказываем, а не Бог нас наказывает. Когда у пьяницы обнаруживается цирроз печени – какой Бог его наказал? Никогда не исследовали этот вопрос? Мне однажды в Америке показали одного наркомана, сына миллионера. Подходит ко мне человек, на вид – лет шестидесяти, а мне говорят: «Ему двадцать пять лет. Его сейчас едва вытащили…» И какой Бог его наказал? В отношении этих вещей мы все понимаем, что не Бог наказал, а вот в отношении других – никак понять не можем. «И за что же меня, такого хорошего, Бог наказал?» Я направо и налево всех осуждаю, злобствую, обманываю, лгу, ворую – и за что меня Бог наказал?! Что, я – хуже всех? Есть и хуже меня!
Надо же, в конце концов, понять – что такое грех. Грех – это такой акт человеческой души, который вонзает нож в мое сердце. Я себя режу и колю! Вот, что такое грех! Поэтому Бог и предостерегает от греха: «Не режьте себя! Не истязайте себя!» Ты ненавидишь другого и весь содрогаешься от ярости, а тому, кого ты ненавидишь – и море по колено! Ты бежишь к медикам, а они говорят: «Постарайтесь не волноваться – как бы у Вас инфаркт не случился!» Понимаете, что такое грех? Не Бог наказывает нас, а мы сами себя наказываем!
Причем, крупные грехи – мы еще понимаем, а так называемая «мелочь», которой мы непрерывно себя засыпаем – этого мы не видим. Серафим Саровский очень наглядно это описал: «Камушек отнесешь?» – «Да». – «А мешок песка отнесешь?» – «Нет». Песок – мелочь! – а мы набиваем им целый мешок, и он тянет нас ко дну!
Недаром Господь назвал грехи по нарастающей степени того вреда, который приносит себе человек. Послушайте – какова эта нарастающая степень: «Не пьянствуйте!» Перевожу сразу на понятный язык: человек напился, но на утро всё-таки пришел в себя, и всё пошло нормально. «Не объедайтесь!» – то же самое. И, наконец, Он произносит самое страшное: «Не отягощайте сердец ваших суетою житейскою». Вся его фраза так и звучит: «Не отягощайте же сердец ваших объедением, пьянством и суетою житейскою».
Вот песочек, которым мы наполняем свой мешок и который ничего не дает нам сделать. Я объелся – но потом могу помолиться. Я напился – но опомнился и покаялся. Суета же житейская – не оставляет ни минуты, чтобы вспомнить о Боге и о своей душе. Жуткий грех! И как важно это понять и иметь в виду! Надо, как огня, бояться суеты житейской! Как бояться, что делать? Есть средство… Кручусь, как белка, в колесе и вдруг говорю себе: «Стоп!» Никто ничего не видит и не слышит, и не знает, что происходит, а я – всё оставил и от всей души несколько раз произнес замечательные слова: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!»