
Можно ли спастись вне церкви?
Вопрос: «Возможно ли спасение вне церкви?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Этот вопрос проистекает из того, что мы не совсем понимаем, что такое – вне церкви и что такое церковь. Интересно, Авраам, Исаак, Иаков, пророк Илия – они в церкви были или вне церкви? Крещения тогда не было, значит – они были некрещеными. Евангелия не было, Христа не было, сошествия Святого Духа не было… В церкви они были или вне церкви?
Нам надо понять: что такое – в церкви! «Возможно ли спасение вне Церкви?» Разбойник, который покаялся на кресте – вы не помните, кто его крестил? И в какой церкви крестили – в православной или католической? Это ведь – тоже очень важно! В какой церкви ему было сказано: «Сегодня же будешь со Мною в раю!»
Что значит – быть в церкви? Не смешивайте церковь, как внешнюю организацию, которая дает возможность получить правильные знания о христианстве, Священном Писании и таинствах. Это – внешняя земная сторона церкви, посредством которой человеку легче принять Христа – если, конечно, человек будет следовать всему. Но кто принимает Христа? Тот, кто крещен? Но мы знаем, что полно крещеных, которым до Христа и дела никакого нет! Тот, кто причащается и ходит в храм? Некоторые иной раз такого наговорят и таких вещей натворят, что в ужасе на них смотришь!
Так кто же принимает Христа? Христос – это Спаситель, а в Спасителе нуждается только тот, кто видит, что он погибает! Когда я на берегу Красного моря – мне никакого Спасителя не надо! Мне бы лучше – ресторан рядышком. А когда я в этом Красном море захлебываться начну, а тут еще и акула за ногу схватила – вот тогда-то я и начну вопить: «Спасителя мне дайте!» Так кто же Христа принимает по существу? Тот, кто увидит: «”Достойное по делам нашим приняли…” Я – никто, я – не человек, я – хуже животного! Господи, только Ты можешь меня спасти!» И не на словах, а всей душою человек увидит, что он действительно грешный человек, что он действительно нуждается в спасении! «”Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!” Я никогда там не буду, потому что я знаю, где я буду за свои мерзости…»
Вот, оказывается, кто христианин! А вовсе не тот, кого крестили в восемь дней от роду, потом причащали лет до двенадцати–тринадцати, а в четырнадцать лет он сбежал на дискотеку и больше никогда и никто его в храме не видел! И который живет – неизвестно как и с кем. Ну, может кто-то иногда и заходит в храм на Рождество или на Пасху, и, кстати уж – может быть – и причастится… А что вы еще хотите? Это – христианин?
Церковь создает наилучшие условия для того, чтобы человек понял – кем он должен быть, кем он должен стать, чтобы принять Христа. К нашему великому огорчению – мы же не принимаем Христа! Да Христос и не нужен нам почти. Если не верите, то возьмите диктофончик и подойдите к громадной очереди, которая стоит, например, к Матроне, и спросите первого, сотого, двухсотого: «С чем вы стоите?» Вы получите изумительные ответы: у кого-то муж запил, у кого-то сын загулял, у кого-то дочка замуж плохо вышла, у кого-то болит печенка, а у кого-то – селезенка. Вы не получите ни одного ответа: «Я хочу попросить ее помолиться о том, чтобы мне избавиться от зависти». Не услышите вы такого ответа! Вот вам и все христианство! То есть, о чем мы просим? Мы просим о том, о чем мечтали все язычники! Наша психология – психология язычников! Хлеба и зрелищ нам нужно! «Избавиться от зависти…» Это я за этим буду в очереди стоять? Придумали тоже…
Видите, какое христианство? А мы радуемся, что тысячи в очереди стоят… А давайте послушаем: с чем они стоят? Что им надо? А надо – чтобы камни в хлебы превратились! Вот что надо!
Итак, кто христианин по существу? Святой Иустин, мученик и философ, писал о том, что многие еще до пришествия Христа – были христианами. И перечисляет некоторых философов, которые до глубины души мучились мыслью о том, в чем же смысл человеческой жизни? Где добро и где истина? И это – не просто красивые слова! Далее святой Иустин пишет, что все они, кто искали спасения, с пришествием Христа вошли в церковь и приняли Христа, хотя жили за сотни лет до него. «Без крещения? Как же такое возможно? Авраам – не крестился! Пророки – не крестились! Какая им – церковь? Долой из Царства Божьего!»
Мы очень формально подходим к пониманию самого слова «церковь». Настолько она для нас – только внешняя организация и больше ничего. И совершенно забыли, что мы, состоя в этой внешней церкви – можем быть совершенно вне церкви! Полностью – вне церкви! Как Христос и говорил: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня!» И кому он это говорил?! Тем, кто Именем Его творили знамения и чудеса! «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня», и, напротив – христиане до Христа.
Какой же вывод можно сделать в отношении этого серьезного вопроса? Церковь – то есть ее внешняя сторона, которую мы все знаем – это великое благо, потому что открывает человеку смысл его жизни и показывает, каким он должен быть, чтобы спастись, и помогает ему во всем этом своими таинствами. То есть церковь – есть средство.
Но есть люди, которые по каким-то причинам (например, живут в глухой индийской или китайской деревушке) никогда и не слыхивали о Христе. О таких Нектарий Оптинский говорит: «Индус, который свято исполняет законы своей религии – спасется. А христианин, который пойдет индусским путем – погибнет!»
Оказывается, с церковью-то – не всё так просто! А мы так легко бросаемся этими словами: «в церкви», «вне церкви»…