
Почему, чтобы спастись, человек должен считать себя самым грешным и хуже всех?
Вопрос: «В своих лекциях Вы говорите, что человек, чтобы спастись, должен считать себя хуже всех и грешнее всех. У меня это никак не получается. Я, грешная, каюсь в церкви, но не могу считать себя хуже, например, серийных убийц, педофилов и прочих».
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Вполне с Вами согласен. Я тоже, к сожалению, никак не могу прийти к тому, чтобы считать себя хуже тех, кого Вы называете, и уж тем более тех, кого не называете. Это дело не простое. Это равносильно тому, чтобы сейчас одной рукой десять пудов поднять.
Когда я говорю о том, чтобы считать себя таковым, то это не просто взял – и считаю себя. Нельзя лукавить перед Богом! К этому состоянию можно только прийти, и это состояние является критерием истинности нашего духовного состояния. Посмотрите, к чему приходили великие святые: например, Пимен Великий. Своим ученикам он говорил: «Поверьте, братья, куда будет ввержен сатана – туда буду ввергнут я!»
Видите, каково его состояние? Но это – Пимен Великий! Если бы Вы почитали патерик, например, святоотеческие творения – то удивились бы тому, что все они говорили о себе, как о величайших грешниках! А почитайте молитвы перед причащением – как там святые себя чувствовали? Но к этому надо прийти, а искусственно унижать себя, как мы думаем – нельзя! Это будет лукавством и лицемерием!
Речь идет не о том, чтобы специально считать себя хуже! Не считать надо, а понимать, что до тех пор, пока я вижу себя хорошим, не таким, как мой сосед или соседка – буду находиться в ложном состоянии. Значит, моя душа пропитана эгоизмом, самомнением, тщеславием, гордыней – поэтому я и вижу себя хорошим.
Приведу маленький пример: когда у человека сильная боль – что он скажет о других? Ему говорят, что другие тоже болеют, а он: «Да-да, но такой боли, как у меня, ни у кого нет!» Посмотрите на тяжело больных: они забыли обо всех! Боль! Только: «Помогите мне!»
Похожее происходит, когда у человека постепенно открывается видение своих болезней – этих страстей. Слава Богу, что постепенно. Если бы нам сразу открылось всё это море пространное нашей души, в которой гадам несть числа – мы бы и не вынесли этого и умерли бы тут же!
Поэтому слово «стать» в данном случае – ни в коем разе не говорит о том, что мы должны искусственно считать себя. Это просто критерий в той степени, в которой я начинаю видеть себя испорченным. В такой же мере я перестаю и других осуждать за такие же грехи. Отсюда у меня возникает милосердие к другим людям, сострадание, великодушие. И процесс именно таков. Только при правильной духовной жизни человек начинает видеть, что в нем присутствует, и какие только гады в нем не водятся. Дай, Бог, чтобы прийти к этому состоянию – но постепенно. Ни в коем случае – не фальшивя, не лукавя, не создавая в себе нарочито этого ощущения.
А пока... И я с Вами согласен – я тоже считаю себя, в общем-то, ничего… Хороший… Феофан Затворник говорил: «Сам – дрянь дрянью, а всё твердит: «Я не такой, как прочие люди!» С какой иронией он говорил это… Вот и открывается картина нашей духовной жизни…
Дорогой Алексей Ильич! ЖИВИТЕ ПОДОЛЬШЕ!!!
Дорогой Алексей Ильич! ЖИВИТЕ ПОДОЛЬШЕ!!!