
Откуда пошло наше почитание святых мощей? Мы поклоняемся, верим, почитаем...
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
Почитание возникло из совершенно естественного свойства нашей души. Посмотрите, с каким благоговением мы относимся к умершему, к покойнику. Как мы его одеваем. Какой гроб делаем. Как мы хороним. Все это понятно.
С особенным уважением мы относимся к тем, кто уже при жизни показал, насколько он свят. Еще с большим благоговением относимся, если даже прикосновение к их телу вдруг исцеляет человека.
Представьте – прикосновение!.. И молитва перед телом вдруг совершает такие чудеса.
Вот откуда возникло почитание мощей. Но нужно здесь не смешивать. Это ПОЧИТАНИЕ мощей.
И через это тело действует, оказывается, дух этого человека, дух этого святого, действует благодать Божия через этого человека, его останки, мощи. Это почитание должно быть именно почитанием.
В греческом языке есть два слова. Одно из них проскинисис – поклонение, почитание. Другое слово – латрия, то есть служение. Так вот, когда мы говорим о Боге, то мы говорим о чем – о латрии. И это единственное, кому мы кланяемя. Мы благоговеем и чтим. И совсем другое, когда мы относимся с почитанием, то есть, по светски сказать, с уважением к такому-то человеку, к таким-то святым. А мощи являются потому почитаемыми, что от них всегда – и мы видим это в истории – происходила масса явных свидетельств святости этого человека. И святости даже его тела – даже тела, от которого совершались чудеса!
Вот в чем причина такого почитания, такого отношения к мощам. Это естественное чувство благоговения.
Но во всем должна быть мера.
Иногда у нас без меры. Иногда это почитание превращается даже в недолжное. Приходится часто говорить: стоят к мощам с чем и зачем?
Кажется, мы обращаемся через эти мощи к святому. Что главное должно быть? Ну конечно состояние нашей души! Должны позаботиться о душе нашей. Потому что все наши скорби чем обусловлены? Как мы и говорили, грехами, то есть ранами, которые мы наносим себе духовно негодными поступками. Так вот, когда мы стоим к мощам, о чем мы должны молиться? Ясно же – об исцелении от этих ран. От злобы, неприязни, вражды, гордыни.
Не-ет, ну что вы!..
Настолько примитивны – молимся только об одном, как бы мне получить работу, как бы у меня не болели печенки-селезенки, как бы моя дочка, мой сын устроились – и так далее. Материалисты – вот это уже беда!
Только материальное нас интересует. То есть следствие. Как мы говорили об аллергии: вместо того чтобы посмотреть внутрь, от чего эта аллергия, – мы начинаем примочки искать. Так и здесь ищем не того.
Помолись, святой угодник, Господу вместе со мной, чтобы исцелиться мне от этих вот гадостей. Нет, я не собираюсь исцеляться. Мне дай, Господи, вот то, другое дай, третье.
И потому, кстати, мы ничего не получаем или получаем в высшей степени редко, когда пробуждается в нас некое искреннее осознание своей греховности. Вот в чем дело.
Так что почитание – это явление естественное. Уже древние христиане собирали останки мучеников, когда их убивали. Уже тогда почитали! Более того, на их останках, в том месте, где их убивали, совершали литургию, и до сих пор эта традиция у нас сохраняется. Под престолом, то есть в антиминсе есть частичка мощей святых. Вот с чем связано почитание. На ней [частичке мощей. – Ред.] мы совершаем евхаристию. Тем самым свидетельствуем о нашем единстве – о желании единства с этими святыми. Вот так…
" Татьяна, ну, во-первых это чудо Божье - нетление мощей. А чудо Христово должно являть себя, дабы всякий уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Нетление мощей - необъяснимое наукой посмертное состояние тела. Помните, как Сталин И.В. решил научным способом опровергнуть Божественную су...
Развернуть"Татьяна, ну, во-первых это чудо Божье - нетление мощей. А чудо Христово должно являть себя, дабы всякий уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Нетление мощей - необъяснимое наукой посмертное состояние тела. Помните, как Сталин И.В. решил научным способом опровергнуть Божественную суть нетления мощей и решил противопоставить мощам тело Ленина, якобы вполне себе нетленного)) Вот, мол, мы и сами можем добиться нетления, Бог тут ни причем... Старались на благо атеизма уничтожить все явленные Богом чудеса. Но, Господь поругаем не бувает.
СвернутьВо-вторых, не каждый может приехать на могилу, или лично поклониться честным мощам. Частицы мощей пребывают в разных храмах, а с ними и незримое присутствие самого святого, благодатная Божья сила и частица чуда (чуда бессмертия не только души, но и нетления тела), если хотите некоторая концентрация Божественной энергии (если так понятнее). С уважением.
Всех причин не счесть, да и не все нам, смертным, понятны. Только Господь знает их. "
Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет.
Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет.
здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправ...
Развернутьздравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправление нашей внутренней жизни, а этот новоявленный нами, может действительно кричать и молить о нашей ему помощи, так как переживает неприятность, а не радость. попросту может усопший, нами прославляемый нуждается, чтобы о нём молили Христа Жизни подателя, а не то чтобы он усопший мог бы нам помочь ( усопший скажет, какой мне молитесь, я сам нуждаюсь в вашей молитве, так как попал не туда, куда вы земляне думаете обо мне несчастном ! не будем торопиться братья ! бесспорных святых на земле предостаточно ! не нужны нам более прославление "новопрославляемых" потому как не в этом смысл жизни отцы ! ну разве трудно это понять ? оставим это, потому что, вот вот и опять мощи святых будут смешивать с навозом ! не за горами это братцы ! не за горами ! простите мне ! ) как помнится у Прп. Серафима Саровского были явлены только косточки и это тоже в своё время внесло не без диавола, смуту в умы и сердца человеков в 20 веке. одно думается, что святой и без канонизации останется святым !не так ли ?! печально ещё то, что происходит дробление мощей и как говорилось уже, разве я у своего любимого, близкого усопшего буду ли отрезать кусочек тела ? мол ну так на память ! увы это отрезание, у своего любимого усопшего выглядит сумасшествием ! хотя кажется и это уже считается нормой, мол это ведь типа талисмана и тому подобное ! мы звери, а не человеки простите ! недочеловек я ! я хуже диавола ! простите мне ! всего добраго ! будем здравы ! простите мне !
Свернуть" Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет. "
"Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет."
Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канониз...
РазвернутьОльга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизируют и процесс этого входит и обретение мощей. А если Наполеон при жизни не являлся источником добра, то и мощи его не имеют ни какого значения, как долго они были нетленными. Вот Тихон Шевкунов рассказывал, что в наше время открыли мощи Петра Первого и были поражены - они нетленные......ну тут же отец Тихон говорит, вот если не знать предисторию смерти Петра, то можно подумать, что он святой. На самом деле - тело ПЕтра было погребеноо только через шесть лет после смерти - ему строили особую погребальную часовню, а тело набальзамировали и шесть лет поддерживали его в этом сотоянии. Вот и Наполен мог быть так же набальзамирован - ведь он тогда считался символом свободы Франции.....Поэтому первое, что принимают во внимание - это жизнь святого, а только потом - мощи...
Свернуть" здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем испр...
Развернуть"здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправление нашей внутренней жизни, а этот новоявленный нами, может действительно кричать и молить о нашей ему помощи, так как переживает неприятность, а не радость. попросту может усопший, нами прославляемый нуждается, чтобы о нём молили Христа Жизни подателя, а не то чтобы он усопший мог бы нам помочь ( усопший скажет, какой мне молитесь, я сам нуждаюсь в вашей молитве, так как попал не туда, куда вы земляне думаете обо мне несчастном ! не будем торопиться братья ! бесспорных святых на земле предостаточно ! не нужны нам более прославление "новопрославляемых" потому как не в этом смысл жизни отцы ! ну разве трудно это понять ? оставим это, потому что, вот вот и опять мощи святых будут смешивать с навозом ! не за горами это братцы ! не за горами ! простите мне ! ) как помнится у Прп. Серафима Саровского были явлены только косточки и это тоже в своё время внесло не без диавола, смуту в умы и сердца человеков в 20 веке. одно думается, что святой и без канонизации останется святым !не так ли ?! печально ещё то, что происходит дробление мощей и как говорилось уже, разве я у своего любимого, близкого усопшего буду ли отрезать кусочек тела ? мол ну так на память ! увы это отрезание, у своего любимого усопшего выглядит сумасшествием ! хотя кажется и это уже считается нормой, мол это ведь типа талисмана и тому подобное ! мы звери, а не человеки простите ! недочеловек я ! я хуже диавола ! простите мне ! всего добраго ! будем здравы ! простите мне !"
СвернутьДимитрий, самую суть выразили.К истинно святому не одна наша грязь не пристанет, и, напротив, мы здесь, на земле, можем канонизировать, но Царство Божие мы ему не гарантируем.
Димитрий, самую суть выразили.К истинно святому не одна наша грязь не пристанет, и, напротив, мы здесь, на земле, можем канонизировать, но Царство Божие мы ему не гарантируем.
" Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канон...
Развернуть"Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизируют и процесс этого входит и обретение мощей. А если Наполеон при жизни не являлся источником добра, то и мощи его не имеют ни какого значения, как долго они были нетленными. Вот Тихон Шевкунов рассказывал, что в наше время открыли мощи Петра Первого и были поражены - они нетленные......ну тут же отец Тихон говорит, вот если не знать предисторию смерти Петра, то можно подумать, что он святой. На самом деле - тело ПЕтра было погребеноо только через шесть лет после смерти - ему строили особую погребальную часовню, а тело набальзамировали и шесть лет поддерживали его в этом сотоянии. Вот и Наполен мог быть так же набальзамирован - ведь он тогда считался символом свободы Франции.....Поэтому первое, что принимают во внимание - это жизнь святого, а только потом - мощи..."
СвернутьЛариса, я, собственно об этом и написала.Духа Святого, которого святой стяжал своей жизнью, невозможно не почувствовать.
Лариса, я, собственно об этом и написала.Духа Святого, которого святой стяжал своей жизнью, невозможно не почувствовать.
" здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем испр...
Развернуть"здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправление нашей внутренней жизни, а этот новоявленный нами, может действительно кричать и молить о нашей ему помощи, так как переживает неприятность, а не радость. попросту может усопший, нами прославляемый нуждается, чтобы о нём молили Христа Жизни подателя, а не то чтобы он усопший мог бы нам помочь ( усопший скажет, какой мне молитесь, я сам нуждаюсь в вашей молитве, так как попал не туда, куда вы земляне думаете обо мне несчастном ! не будем торопиться братья ! бесспорных святых на земле предостаточно ! не нужны нам более прославление "новопрославляемых" потому как не в этом смысл жизни отцы ! ну разве трудно это понять ? оставим это, потому что, вот вот и опять мощи святых будут смешивать с навозом ! не за горами это братцы ! не за горами ! простите мне ! ) как помнится у Прп. Серафима Саровского были явлены только косточки и это тоже в своё время внесло не без диавола, смуту в умы и сердца человеков в 20 веке. одно думается, что святой и без канонизации останется святым !не так ли ?! печально ещё то, что происходит дробление мощей и как говорилось уже, разве я у своего любимого, близкого усопшего буду ли отрезать кусочек тела ? мол ну так на память ! увы это отрезание, у своего любимого усопшего выглядит сумасшествием ! хотя кажется и это уже считается нормой, мол это ведь типа талисмана и тому подобное ! мы звери, а не человеки простите ! недочеловек я ! я хуже диавола ! простите мне ! всего добраго ! будем здравы ! простите мне !"
СвернутьДимитрий, простите мне братцы я несчастный оскорбил всех людей тем, что написал что мы звери ! простите мне я забираю свои слова обратно так как зверем из людей являюсь только я один ! простите мне братцы ! будем здравы ! ( также готов нести ответ за мою клевету на всех людей ! ).
Димитрий, простите мне братцы я несчастный оскорбил всех людей тем, что написал что мы звери ! простите мне я забираю свои слова обратно так как зверем из людей являюсь только я один ! простите мне братцы ! будем здравы ! ( также готов нести ответ за мою клевету на всех людей ! ).