Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Откуда пошло наше почитание святых мощей? Мы поклоняемся, верим, почитаем...

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

Почитание возникло из совершенно естественного свойства нашей души. Посмотрите, с каким благоговением мы относимся к умершему, к покойнику. Как мы его одеваем. Какой гроб делаем. Как мы хороним. Все это понятно.

С особенным уважением мы относимся к тем, кто уже при жизни показал, насколько он свят. Еще с большим благоговением относимся, если даже прикосновение к их телу вдруг исцеляет человека.

Представьте – прикосновение!.. И молитва перед телом вдруг совершает такие чудеса.

Вот откуда возникло почитание мощей. Но нужно здесь не смешивать. Это ПОЧИТАНИЕ мощей.

И через это тело действует, оказывается, дух этого человека, дух этого святого, действует благодать Божия через этого человека, его останки, мощи. Это почитание должно быть именно почитанием.

В греческом языке есть два слова. Одно из них проскинисис – поклонение, почитание. Другое слово – латрия, то есть служение. Так вот, когда мы говорим о Боге, то мы говорим о чем – о латрии. И это единственное, кому мы кланяемя. Мы благоговеем и чтим. И совсем другое, когда мы относимся с почитанием, то есть, по светски сказать, с уважением к такому-то человеку, к таким-то святым. А мощи являются потому почитаемыми, что от них всегда – и мы видим это в истории – происходила масса явных свидетельств святости этого человека. И святости даже его тела – даже тела, от которого совершались чудеса!

Вот в чем причина такого почитания, такого отношения к мощам. Это естественное чувство благоговения.

Но во всем должна быть мера.

Иногда у нас без меры. Иногда это почитание превращается даже в недолжное. Приходится часто говорить: стоят к мощам с чем и зачем?

Кажется, мы обращаемся через эти мощи к святому. Что главное должно быть? Ну конечно состояние нашей души! Должны позаботиться о душе нашей. Потому что все наши скорби чем обусловлены? Как мы и говорили, грехами, то есть ранами, которые мы наносим себе духовно негодными поступками. Так вот, когда мы стоим к мощам, о чем мы должны молиться? Ясно же – об исцелении от этих ран. От злобы, неприязни, вражды, гордыни.

Не-ет, ну что вы!..

Настолько примитивны – молимся только об одном, как бы мне получить работу, как бы у меня не болели печенки-селезенки, как бы моя дочка, мой сын устроились – и так далее. Материалисты – вот это уже беда!

Только материальное нас интересует. То есть следствие. Как мы говорили об аллергии: вместо того чтобы посмотреть внутрь, от чего эта аллергия, – мы начинаем примочки искать. Так и здесь ищем не того.

Помолись, святой угодник, Господу вместе со мной, чтобы исцелиться мне от этих вот гадостей. Нет, я не собираюсь исцеляться. Мне дай, Господи, вот то, другое дай, третье.

И потому, кстати, мы ничего не получаем или получаем в высшей степени редко, когда пробуждается в нас некое искреннее осознание своей греховности. Вот в чем дело.

Так что почитание – это явление естественное. Уже древние христиане собирали останки мучеников, когда их убивали. Уже тогда почитали! Более того, на их останках, в том месте, где их убивали, совершали литургию, и до сих пор эта традиция у нас сохраняется. Под престолом, то есть в антиминсе есть частичка мощей святых. Вот с чем связано почитание. На ней [частичке мощей. – Ред.] мы совершаем евхаристию. Тем самым свидетельствуем о нашем единстве – о желании единства с этими святыми. Вот так…

Посмотреть предыдущие комментарии
24 декабря 2016 в 20:36
Александр Якименко# 18 августа 2015 в 12:41

Татьяна, ну, во-первых это чудо Божье - нетление мощей. А чудо Христово должно являть себя, дабы всякий уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Нетление мощей - необъяснимое наукой посмертное состояние тела. Помните, как Сталин И.В. решил научным способом опровергнуть Божественную суть...

Развернуть

Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет.

25 декабря 2016 в 09:58

здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправл...

Развернуть

25 декабря 2016 в 17:16
Ольга# 24 декабря 2016 в 20:36

Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет.

Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизир...

Развернуть

26 декабря 2016 в 13:42
Димитрий# 25 декабря 2016 в 09:58

здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправл...

Развернуть

Димитрий, самую суть выразили.К истинно святому не одна наша грязь не пристанет, и, напротив, мы здесь, на земле, можем канонизировать, но Царство Божие мы ему не гарантируем.

26 декабря 2016 в 13:47
Лариса Беловол# 25 декабря 2016 в 17:16

Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизир...

Развернуть

Лариса, я, собственно об этом и написала.Духа Святого, которого святой стяжал своей жизнью, невозможно не почувствовать.

29 декабря 2016 в 09:37
Димитрий# 25 декабря 2016 в 09:58

здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправл...

Развернуть

Димитрий, простите мне братцы я несчастный оскорбил всех людей тем, что написал что мы звери ! простите мне я забираю свои слова обратно так как зверем из людей являюсь только я один ! простите мне братцы ! будем здравы ! ( также готов нести ответ за мою клевету на всех людей ! ).

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем