- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Откуда пошло наше почитание святых мощей? Мы поклоняемся, верим, почитаем...
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
Почитание возникло из совершенно естественного свойства нашей души. Посмотрите, с каким благоговением мы относимся к умершему, к покойнику. Как мы его одеваем. Какой гроб делаем. Как мы хороним. Все это понятно.
С особенным уважением мы относимся к тем, кто уже при жизни показал, насколько он свят. Еще с большим благоговением относимся, если даже прикосновение к их телу вдруг исцеляет человека.
Представьте – прикосновение!.. И молитва перед телом вдруг совершает такие чудеса.
Вот откуда возникло почитание мощей. Но нужно здесь не смешивать. Это ПОЧИТАНИЕ мощей.
И через это тело действует, оказывается, дух этого человека, дух этого святого, действует благодать Божия через этого человека, его останки, мощи. Это почитание должно быть именно почитанием.
В греческом языке есть два слова. Одно из них проскинисис – поклонение, почитание. Другое слово – латрия, то есть служение. Так вот, когда мы говорим о Боге, то мы говорим о чем – о латрии. И это единственное, кому мы кланяемя. Мы благоговеем и чтим. И совсем другое, когда мы относимся с почитанием, то есть, по светски сказать, с уважением к такому-то человеку, к таким-то святым. А мощи являются потому почитаемыми, что от них всегда – и мы видим это в истории – происходила масса явных свидетельств святости этого человека. И святости даже его тела – даже тела, от которого совершались чудеса!
Вот в чем причина такого почитания, такого отношения к мощам. Это естественное чувство благоговения.
Но во всем должна быть мера.
Иногда у нас без меры. Иногда это почитание превращается даже в недолжное. Приходится часто говорить: стоят к мощам с чем и зачем?
Кажется, мы обращаемся через эти мощи к святому. Что главное должно быть? Ну конечно состояние нашей души! Должны позаботиться о душе нашей. Потому что все наши скорби чем обусловлены? Как мы и говорили, грехами, то есть ранами, которые мы наносим себе духовно негодными поступками. Так вот, когда мы стоим к мощам, о чем мы должны молиться? Ясно же – об исцелении от этих ран. От злобы, неприязни, вражды, гордыни.
Не-ет, ну что вы!..
Настолько примитивны – молимся только об одном, как бы мне получить работу, как бы у меня не болели печенки-селезенки, как бы моя дочка, мой сын устроились – и так далее. Материалисты – вот это уже беда!
Только материальное нас интересует. То есть следствие. Как мы говорили об аллергии: вместо того чтобы посмотреть внутрь, от чего эта аллергия, – мы начинаем примочки искать. Так и здесь ищем не того.
Помолись, святой угодник, Господу вместе со мной, чтобы исцелиться мне от этих вот гадостей. Нет, я не собираюсь исцеляться. Мне дай, Господи, вот то, другое дай, третье.
И потому, кстати, мы ничего не получаем или получаем в высшей степени редко, когда пробуждается в нас некое искреннее осознание своей греховности. Вот в чем дело.
Так что почитание – это явление естественное. Уже древние христиане собирали останки мучеников, когда их убивали. Уже тогда почитали! Более того, на их останках, в том месте, где их убивали, совершали литургию, и до сих пор эта традиция у нас сохраняется. Под престолом, то есть в антиминсе есть частичка мощей святых. Вот с чем связано почитание. На ней [частичке мощей. – Ред.] мы совершаем евхаристию. Тем самым свидетельствуем о нашем единстве – о желании единства с этими святыми. Вот так…
Татьяна, ну, во-первых это чудо Божье - нетление мощей. А чудо Христово должно являть себя, дабы всякий уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Нетление мощей - необъяснимое наукой посмертное состояние тела. Помните, как Сталин И.В. решил научным способом опровергнуть Божественную суть...
Развернуть
Татьяна, ну, во-первых это чудо Божье - нетление мощей. А чудо Христово должно являть себя, дабы всякий уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Нетление мощей - необъяснимое наукой посмертное состояние тела. Помните, как Сталин И.В. решил научным способом опровергнуть Божественную суть нетления мощей и решил противопоставить мощам тело Ленина, якобы вполне себе нетленного)) Вот, мол, мы и сами можем добиться нетления, Бог тут ни причем... Старались на благо атеизма уничтожить все явленные Богом чудеса. Но, Господь поругаем не бувает.
Во-вторых, не каждый может приехать на могилу, или лично поклониться честным мощам. Частицы мощей пребывают в разных храмах, а с ними и незримое присутствие самого святого, благодатная Божья сила и частица чуда (чуда бессмертия не только души, но и нетления тела), если хотите некоторая концентрация Божественной энергии (если так понятнее). С уважением.
Всех причин не счесть, да и не все нам, смертным, понятны. Только Господь знает их.
Свернуть
Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет.
здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправл...
Развернуть
здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправление нашей внутренней жизни, а этот новоявленный нами, может действительно кричать и молить о нашей ему помощи, так как переживает неприятность, а не радость. попросту может усопший, нами прославляемый нуждается, чтобы о нём молили Христа Жизни подателя, а не то чтобы он усопший мог бы нам помочь ( усопший скажет, какой мне молитесь, я сам нуждаюсь в вашей молитве, так как попал не туда, куда вы земляне думаете обо мне несчастном ! не будем торопиться братья ! бесспорных святых на земле предостаточно ! не нужны нам более прославление "новопрославляемых" потому как не в этом смысл жизни отцы ! ну разве трудно это понять ? оставим это, потому что, вот вот и опять мощи святых будут смешивать с навозом ! не за горами это братцы ! не за горами ! простите мне ! ) как помнится у Прп. Серафима Саровского были явлены только косточки и это тоже в своё время внесло не без диавола, смуту в умы и сердца человеков в 20 веке. одно думается, что святой и без канонизации останется святым !не так ли ?! печально ещё то, что происходит дробление мощей и как говорилось уже, разве я у своего любимого, близкого усопшего буду ли отрезать кусочек тела ? мол ну так на память ! увы это отрезание, у своего любимого усопшего выглядит сумасшествием ! хотя кажется и это уже считается нормой, мол это ведь типа талисмана и тому подобное ! мы звери, а не человеки простите ! недочеловек я ! я хуже диавола ! простите мне ! всего добраго ! будем здравы ! простите мне !
Свернуть
Александр, а разве нетление мощей неопровержимый аргумент святости? По моему жизнь святого человека намного больше говорит о святости.Говорят, чудеса это как костыли для маловерующих, а для верующих они не столь важны. У Наполеона тело осталось нетленным через 19 лет.
Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизир...
Развернуть
Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизируют и процесс этого входит и обретение мощей. А если Наполеон при жизни не являлся источником добра, то и мощи его не имеют ни какого значения, как долго они были нетленными. Вот Тихон Шевкунов рассказывал, что в наше время открыли мощи Петра Первого и были поражены - они нетленные......ну тут же отец Тихон говорит, вот если не знать предисторию смерти Петра, то можно подумать, что он святой. На самом деле - тело ПЕтра было погребеноо только через шесть лет после смерти - ему строили особую погребальную часовню, а тело набальзамировали и шесть лет поддерживали его в этом сотоянии. Вот и Наполен мог быть так же набальзамирован - ведь он тогда считался символом свободы Франции.....Поэтому первое, что принимают во внимание - это жизнь святого, а только потом - мощи...
Свернуть
здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправл...
Развернуть
здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправление нашей внутренней жизни, а этот новоявленный нами, может действительно кричать и молить о нашей ему помощи, так как переживает неприятность, а не радость. попросту может усопший, нами прославляемый нуждается, чтобы о нём молили Христа Жизни подателя, а не то чтобы он усопший мог бы нам помочь ( усопший скажет, какой мне молитесь, я сам нуждаюсь в вашей молитве, так как попал не туда, куда вы земляне думаете обо мне несчастном ! не будем торопиться братья ! бесспорных святых на земле предостаточно ! не нужны нам более прославление "новопрославляемых" потому как не в этом смысл жизни отцы ! ну разве трудно это понять ? оставим это, потому что, вот вот и опять мощи святых будут смешивать с навозом ! не за горами это братцы ! не за горами ! простите мне ! ) как помнится у Прп. Серафима Саровского были явлены только косточки и это тоже в своё время внесло не без диавола, смуту в умы и сердца человеков в 20 веке. одно думается, что святой и без канонизации останется святым !не так ли ?! печально ещё то, что происходит дробление мощей и как говорилось уже, разве я у своего любимого, близкого усопшего буду ли отрезать кусочек тела ? мол ну так на память ! увы это отрезание, у своего любимого усопшего выглядит сумасшествием ! хотя кажется и это уже считается нормой, мол это ведь типа талисмана и тому подобное ! мы звери, а не человеки простите ! недочеловек я ! я хуже диавола ! простите мне ! всего добраго ! будем здравы ! простите мне !
Свернуть
Димитрий, самую суть выразили.К истинно святому не одна наша грязь не пристанет, и, напротив, мы здесь, на земле, можем канонизировать, но Царство Божие мы ему не гарантируем.
Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизир...
Развернуть
Ольга, поэтому в Русской Православной Церкви мощи вскрывают только после 50 лет. Это условие для канонизации святого. А вот в Греции это делают раньше. Конечно жизнь святого и его помощь являются важным для какнонизации. Если человек еще при жизни отлтчался святостью и помощью, то его и канонизируют и процесс этого входит и обретение мощей. А если Наполеон при жизни не являлся источником добра, то и мощи его не имеют ни какого значения, как долго они были нетленными. Вот Тихон Шевкунов рассказывал, что в наше время открыли мощи Петра Первого и были поражены - они нетленные......ну тут же отец Тихон говорит, вот если не знать предисторию смерти Петра, то можно подумать, что он святой. На самом деле - тело ПЕтра было погребеноо только через шесть лет после смерти - ему строили особую погребальную часовню, а тело набальзамировали и шесть лет поддерживали его в этом сотоянии. Вот и Наполен мог быть так же набальзамирован - ведь он тогда считался символом свободы Франции.....Поэтому первое, что принимают во внимание - это жизнь святого, а только потом - мощи...
Свернуть
Лариса, я, собственно об этом и написала.Духа Святого, которого святой стяжал своей жизнью, невозможно не почувствовать.
здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправл...
Развернуть
здравствуйте ! при канонизации человека нетление тела человека ещё (ещё не достаточно этого ) не является достоверным фактом что он усопший сейчас в Царстве Небесном. ведь действительно может статься так, что усопшему необходимы будут наши попытки правильной за него молитвы и вместе с тем исправление нашей внутренней жизни, а этот новоявленный нами, может действительно кричать и молить о нашей ему помощи, так как переживает неприятность, а не радость. попросту может усопший, нами прославляемый нуждается, чтобы о нём молили Христа Жизни подателя, а не то чтобы он усопший мог бы нам помочь ( усопший скажет, какой мне молитесь, я сам нуждаюсь в вашей молитве, так как попал не туда, куда вы земляне думаете обо мне несчастном ! не будем торопиться братья ! бесспорных святых на земле предостаточно ! не нужны нам более прославление "новопрославляемых" потому как не в этом смысл жизни отцы ! ну разве трудно это понять ? оставим это, потому что, вот вот и опять мощи святых будут смешивать с навозом ! не за горами это братцы ! не за горами ! простите мне ! ) как помнится у Прп. Серафима Саровского были явлены только косточки и это тоже в своё время внесло не без диавола, смуту в умы и сердца человеков в 20 веке. одно думается, что святой и без канонизации останется святым !не так ли ?! печально ещё то, что происходит дробление мощей и как говорилось уже, разве я у своего любимого, близкого усопшего буду ли отрезать кусочек тела ? мол ну так на память ! увы это отрезание, у своего любимого усопшего выглядит сумасшествием ! хотя кажется и это уже считается нормой, мол это ведь типа талисмана и тому подобное ! мы звери, а не человеки простите ! недочеловек я ! я хуже диавола ! простите мне ! всего добраго ! будем здравы ! простите мне !
Свернуть
Димитрий, простите мне братцы я несчастный оскорбил всех людей тем, что написал что мы звери ! простите мне я забираю свои слова обратно так как зверем из людей являюсь только я один ! простите мне братцы ! будем здравы ! ( также готов нести ответ за мою клевету на всех людей ! ).