
Только ли смирение спасает человека?
Вопрос: «Может ли такое случиться, что человек увидел свою немощь, но при этом не исповедовал Христа? То есть – только ли смирение спасает человека или смирение и, исходящее из этого, исповедование?»
www.youtube.com/watch?v=wbO-HWw4VX4
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Можно ли прийти к состоянию смирения, но не исповедовать Христа? Об этом пишет святой мученик Иустин Философ: «Он, Христос – есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом – суть христиане, хотя бы считались за безбожников. Таковы между эллинами – Сократ и Гераклит, и им подобные. Таким образом, те, бывшие, которые жили противно Слову – были бесчестными, враждебными Христу, а те, которые жили и ныне живут согласно с Ним – суть христиане». Вот так отвечает святой Иустин Философ. Оказывается, что они – христиане. Формально, конечно, потому что Христа еще и не было: Сократ жил в IV веке до н. э., а Гераклит – в VI веке до н. э., но Иустин уже называет их христианами, потому что они жили согласно со Словом, то есть – с Логосом.
И его мнение не единично. Такое же мнение мы встречаем и у других апологетов, и у некоторых святых отцов: спасает человека не формальное, не внешнее, само по себе признание Христа, когда человек, допустим, родился в христианской среде и просто это знает. Нет! Человек может быть сущим дьяволом, называя себя христианином. Спасает то духовное состояние, в котором человек ощущает потребность в Боге–Спасителе.