
протоиерей Игорь Макаров Учиться слушать и слышать
благовестсамара.рф/
Письмо первое.
УЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ
22 июня 2014 года
Здравствуйте, мои дорогие!
Пока мне трудно говорить, и поэтому я буду вам писать. Буду писать так, как раньше писали письма. Помните эти простые и добрые письма родным? Когда было желание все рассказать, утешить или попросить помощи. Вот и мне не дает покоя это желание. Так хочется поделиться.
Прошло меньше месяца со дня нашего расставания, но как все изменилось! Сказать по правде, я давно ждал каких-нибудь перемен и связанных с ними открытий, но не мог и представить, что все произойдет так неожиданно и быстро.
Первое и главное открытие связано с вами, мои дорогие. Теперь я могу сказать от себя, прямо: Бога не искать, Бога встречать надо! И как проста и торжественна бывает эта Встреча! Помню, что именно тогда, когда мне пер-вый раз сказали, что у меня рак, я почувствовал эту торжественность. Конечно, были волнения, страхи, но все покрывала торжественность! И если кто-нибудь предложил бы мне тогда полное выздоровление, я бы ни за что на это не согласился. Я знал — это моя болезнь, мой путь, на котором я уже не буду один… И тогда на меня обруши-лась ваша любовь. Такая большая и неожиданная! Сколько помощи, сердечных молитв, драгоценной искренности! И столько взаимности!…
И тогда я сделал величайшее открытие на земле, открытие, которое делали и будут делать миллионы сердец, и каждый раз это будет заново — Бог в любви!… Бог пришел ко мне в вашей любви! Так торжественно-просто… Я не мог очертить круг своих близких. И теперь не могу называть вас иначе, чем дорогими и близкими.
Второе открытие я сделал позже. Помню, как страшно было произносить первые слова после операции. Ведь мы готовились к тому, что говорить я не буду, во всяком случае членораздельно. Но доктор сразу после операции строго сказал: «Хочу, чтобы вы говорили. Вам надо!» И я стал говорить. Говорить было трудно и очень волни-тельно. «Фантастик!» — воскликнул хирург. Даже он не ожидал такого удивительного результата. Но для меня чудо заключалось больше не в том, что я мог произносить слова, а в том, что я слышал эти слова и находил в них смысл. Это было так удивительно! Раньше я и не знал, что можно слышать самого себя. А главное, я не знал, что можно себя и не слышать. Тогда же мне очень захотелось вслух прочитать «Верую» и «Отче наш». Звучало, конечно, коряво, но матушка меня понимала, а главное — я слышал то, что я сам говорю. «Как было бы хорошо всегда так молиться!» — подумалось тогда.
Была и еще одна странность. Слышнее и понятнее стали не только мною произнесенные слова, но и слова окру-жающих меня людей. Я всегда считал очень важной для священника способность не столько слушать, сколько слышать того, кто к тебе обращается. И конечно, я был очень рад этой возможности — лучше слышать людей. Но палка, как говорится, о двух концах. Там, на чужбине, где русская речь звучит нечасто, все было хорошо. Но воз-вратившись домой, я сразу почувствовал, как тонет сознание в море пустых, безсмысленных слов. Осмелюсь, дорогие мои, дать вам еще один строгий совет: говорите меньше! Не умней, не конкретней, а попросту меньше. Думаю, тогда вам и самим станут слышней и понятней слова окружающих вас людей и свои собственные слова.
Третье открытие связано с Родиной. Благодаря вашей милости лечиться мне довелось в Израиле, на Святой Земле. После операции и короткой реабилитации в больнице по рекомендации доктора нам с матушкой еще какое-то время пришлось жить в небольшом отеле. Отель находился в городе Тель-Авиве. Прошло всего несколько дней, и мы стали чувствовать душевное истощение… В Израиле, как известно, очень жаркий и сухой климат. И для озеленения применяется капельный способ полива. В грунте проложены трубки с отверстиями, через которые и поступает влага. Куда попадают капельки воды — там растут и благоухают удивительно разнообразные деревья, кустарники, цветы, а куда эти капельки не попадают — там песок и камни. Так и в духовной жизни — растет и приносит плоды только то, что орошается благодатью Свыше. Современное паломничество по Святой Земле больше похоже на марш-бросок с небольшими привалами, это постоянное перемещение от одной святыни к другой, вокруг которых страшная духовная пустыня. К примеру, в те дни, когда мы находились в отеле, в городе состоялся гей-парад. Около ста тысяч человек прошли по главным улицам Тель-Авива. В этой пляшущей и орущей толпе были и мамы с детьми, и пожилые люди. Мэр города официально приветствовал эту процессию. Трудно было поверить, что все это происходит на Святой Земле…
Буйство зелени, пение птиц и прохлада — это то, что сразу же пробуждает в тебе душевные силы, когда ты воз-вращаешься домой. Жизнь жительствует! Все исполнено благодати!… Душа русского человека — она может за-расти сорняками, порасти мхом, а может цвести, плодоносить. Но редко она бывает безжизненной… Как хорошо дома! И как хорошо быть на своем месте, там, где незримо струится на тебя благодать.
Пора и прощаться. Я буду писать вам. Ведь так хочется (как никогда!) быть вами услышанным.
Благодарю вас. Простите.
Любящий вас
протоиерей Игорь Макаров