
Можно ли познать Бога только умом?
- Здравствуйте, друзья. Зравствуйте, отец Валерий.
- Здравствуйте!
- Сегодня мы обсуждаем очередной миф, который звучит так: «Можно ли познать Бога только умом»?
- Хороший вопрос, потому что люди обычно ценят ум. Но и на самом деле, без ума-то никуда. Ум – это ведущая сила в душе человеческой. Но только одним умом Боа не познать. Я вспоминаю интересный случай, которым поделился знакомый священник. Он как-то проводил с детьми интересные конкурсы, задавал вопросы, и один из мальчиков – что ни спроси, на все отвечает: и священные писания цитирует, и о храме знает, что как называется – алтарь, аналой, все предметы церковного обихода... Потом батюшка его спрашивает: «В какой храм ты ходишь?». Он говорит: «Да ни в какой». «Ты, наверное, сам молишься, читаешь духовную литературу?» - спрашивает батюшка. И получает ответ: «Да нет, я вообще не верующий».
Оказалось, что этот мальчик был победителем одной из олимпиад по основам православной культуры. Его отец пообещал подарить скутер, если он сможет победить. Так, этот мальчик своим умом познакомился и со священным писанием, и с разными духовными темами, но сердце его молчало, не откликалось. И поэтому он оставался неверующим. Бога одним умом познать невозможно. И поэтому иногда встречаются люди, которые размышляют – «я бы поверил, но я не нахожу для себя тех или иных объяснений». Дело в том, что Бог не уму открывается, он открывается прежде всего сердцу человеческому, причем сердцу ищущему, жаждущему чего-то высшего. То есть человек познает Бога тогда, когда он перестает удовлетворяться обыденностью. Он кушает, отдыхает, куда-то ходит, смотрит фильмы. Но это перестает его внутренне удовлетворять, не насыщает – не хватает чего-то бесконечно чистого, святого, того, что над нами, что выше нас. Только в Боге это и можно обрести. Но это обращение сердечное, оно не на интеллектуальном уровне.
- Отец Валерий, есть люди, которые, скорее всего, просто гордятся и из-за городости не могут постичь Бога. Они думают – я же умный, у меня есть образование, я знаю, как все происходит в этом мире, какие-то физические законы природы – я об этом знаю, я могу все объяснить. Зачем мне нужен Бог? Какой совет мы можем таким людям дать?
- Здесь как раз гордость ума, которая препятствует тому, чтобы человек увидел Божие присутствие. Ты не сам по себе достиг чего-то, а потому что Бог дал тебе эти таланты. Ты не сам по себе смог каких-то успехов достичь, а потому что Господь благословил твой труд. И даже если человек лечится и вылечивается, на самом деле, даже врачи прекрасно понимают, что лекарство то действует, то не действует, и Бог либо запрещает, либо разрешает лекарству действовать на больного человека. В конечном итоге все в руках Божьих. И никто не может до конца предугадать свою судьбу. Пока человек гордый, он будет набивать себе шишки. Если ходить с высоко поднятой головой, то можно споткнуться и разбить свой лоб, и тогда приходит понимание, что не все ты сам в этом мире можешь, что есть что-то выше тебя.
И такие люди тоже смиряются. Я знаю такого человека – он так и говорил: «Я всего сам добился, у меня огромная зарплата, бизнес, ремонт я сам сделал, машину дорогую сам купил». А потом очень быстро его бизнес разрушился, близкие люди от него отвернулись, в тюрьму его посадили… И уже оказавшись в тюрьме, он остается наедине с самим собой, а гордыня рушится. И только тут он начинает прозревать, что есть еще и иные реалии – духовные законы, и если ты идешь против них, то они оборочиваются против тебя. Когда он обратился к Богу, стал молиться, то его достаточно быстро выпустили, потому что это было связано с его исправлением. Когда человек исправляет себя, свое сердце, тогда и жизнь его испраляется, жизненный путь обретает новое направление. И человек понимает, что рядом есть Бог, который ведет его за руку.
- Спасибо, отец Валерий, за ответ на вопрос.
- Благодарим вас, дорогие друзья, за участие в нашей программе. Пишите ваши новые вопросы, мы будем рады ответить на них. Храни всех вас, Господь!
" neponimaj, мне пришла только половина Вашего ответа) А там, оказывается, есть продолжение "у а-теистов же шансы равны нулю.
Имею в виду тех, кто против Бога." Тогда вопрос - "а кто против Бога по Вашему мнению?" "
"neponimaj, мне пришла только половина Вашего ответа) А там, оказывается, есть продолжение "у а-теистов же шансы равны нулю.
Имею в виду тех, кто против Бога." Тогда вопрос - "а кто против Бога по Вашему мнению?""
Мария С.,
Развернутьтот, кто сам позиционируется им
---
< Егда бо языцы, не имуще закона естеством законная творят,
сии закона не имуще, сами себе суть закон >
Свт. Феофан Затворник :
" Говорит: творцы закона оправдятся; но где же у язычников закон?
Да ты смотри! Ведь язычники творят что-либо...
Мария С.,
Свернутьтот, кто сам позиционируется им
---
< Егда бо языцы, не имуще закона естеством законная творят,
сии закона не имуще, сами себе суть закон >
Свт. Феофан Затворник :
" Говорит: творцы закона оправдятся; но где же у язычников закон?
Да ты смотри! Ведь язычники творят что-либо законное, — сообразное с законом? Творят. А между тем писанного закона у них нет? Нет. Как же это они творят законное? Естеством; то есть без особых указаний свыше, своими естественными силами, руководствуясь тем одним, что Богом положено в их естество. Если таким образом они естеством законное творят, без писанного закона, то очевидно, что они сами себе суть закон, — то есть сами в себе носят закон, сами в себе его читают, слушают и исполняют. "
" Мария С.,
Развернутьтот, кто сам позиционируется им
---
< Егда бо языцы, не имуще закона естеством законная творят,
сии закона не имуще, сами себе суть закон >
Свт. Феофан Затворник :
" Говорит: творцы закона оправдятся; но где же у язычников закон?
Да ты смотри! Ведь язычники творят что-ли...
"Мария С.,
Свернутьтот, кто сам позиционируется им
---
< Егда бо языцы, не имуще закона естеством законная творят,
сии закона не имуще, сами себе суть закон >
Свт. Феофан Затворник :
" Говорит: творцы закона оправдятся; но где же у язычников закон?
Да ты смотри! Ведь язычники творят что-либо законное, — сообразное с законом? Творят. А между тем писанного закона у них нет? Нет. Как же это они творят законное? Естеством; то есть без особых указаний свыше, своими естественными силами, руководствуясь тем одним, что Богом положено в их естество. Если таким образом они естеством законное творят, без писанного закона, то очевидно, что они сами себе суть закон, — то есть сами в себе носят закон, сами в себе его читают, слушают и исполняют. ""
neponimaj, многие атеисты об этом даже не задумываются) Просто живут, как подсказывает им совесть) И, кстати, у многих это получается не хуже, чем у некоторых верующих)
neponimaj, многие атеисты об этом даже не задумываются) Просто живут, как подсказывает им совесть) И, кстати, у многих это получается не хуже, чем у некоторых верующих)
" neponimaj, многие атеисты об этом даже не задумываются) Просто живут, как подсказывает им совесть) И, кстати, у многих это получается не хуже, чем у некоторых верующих) "
"neponimaj, многие атеисты об этом даже не задумываются) Просто живут, как подсказывает им совесть) И, кстати, у многих это получается не хуже, чем у некоторых верующих)"
Мария С.,
- уже превентивно добавил выше
но это не про а-теистов.
Если кто верит хотя бы в некий "высший разум", что он есть или
"ну должно же быть что-то..", то я не называю его атеистом.
---
<"..кто не против вас - тот за вас..">
Мария С.,
- уже превентивно добавил выше
но это не про а-теистов.
Если кто верит хотя бы в некий "высший разум", что он есть или
"ну должно же быть что-то..", то я не называю его атеистом.
---
<"..кто не против вас - тот за вас..">
" Мария С.,
- уже превентивно добавил выше
но это не про а-теистов.
Если кто верит хотя бы в некий "высший разум", что он есть или
"ну должно же быть что-то..", то я не называю его атеистом.
---
<"..кто не против вас - тот за вас.."> "
"Мария С.,
- уже превентивно добавил выше
но это не про а-теистов.
Если кто верит хотя бы в некий "высший разум", что он есть или
"ну должно же быть что-то..", то я не называю его атеистом.
---
<"..кто не против вас - тот за вас..">"
neponimaj, да уж вижу)) Мне опять пришла только первая половина Вашего коммента, слова свт. Феофана Затворника уже увидела после своего ответа)) Но, кажется, я его не разочаровала Доброй ночи:)
neponimaj, да уж вижу)) Мне опять пришла только первая половина Вашего коммента, слова свт. Феофана Затворника уже увидела после своего ответа)) Но, кажется, я его не разочаровала Доброй ночи:)
" neponimaj, да уж вижу)) Мне опять пришла только первая половина Вашего коммента, слова свт. Феофана Затворника уже увидела после своего ответа)) Но, кажется, я его не разочаровала Доброй ночи:) "
"neponimaj, да уж вижу)) Мне опять пришла только первая половина Вашего коммента, слова свт. Феофана Затворника уже увидела после своего ответа)) Но, кажется, я его не разочаровала Доброй ночи:)"
Мария С., приятных снов
Развернуть---
<" Как бесконечно Божественное милосердие! Когда человеческая душа, эта христианка по природе, сбитая с толку и сбитая с пути своим грехом и злом мира, все же ощупью тянется к Свету и дотягивается до Бога и Христа, когда она еще не познала Христа в совершенстве и...
Мария С., приятных снов
Свернуть---
<" Как бесконечно Божественное милосердие! Когда человеческая душа, эта христианка по природе, сбитая с толку и сбитая с пути своим грехом и злом мира, все же ощупью тянется к Свету и дотягивается до Бога и Христа, когда она еще не познала Христа в совершенстве и не ходит по Его пути и за Его учениками, Господь все же бережно ласкает ее и благословляет ее путь. Даже такую душу, еще не сподобившуюся полноты благодатных дарований, Господь, ради признания Его имени, удостаивает Своей поддержки вплоть до явления в ее жизни Своих чудес.
Эту же бережность Господь заповедует ученикам: не отпугивайте ее, не насилуйте узостью требований, не требуйте, как обязательного сейчас, «единого пути», которого пока она не понимает, и не заставляйте вот сейчас повернуть и идти за вами. Богатый юноша ведь тоже не шел за Христом, не понимал и не принял Христова пути («опечалился и отошел»), а как ласково обошелся с ним Господь и с какой зовущей ласковостью сказал ему: «Не далек ты от Царствия Божия»! Так и душа, ищущая Христа, Божественным милосердием и помощью придет к Нему, если она честно ищет Его. Она неминуемо придет к Богу и Христу, потому что путей только два: или путь с Богом и Христом, против зла, или путь со злом против Бога и Христа. И третьего пути нет…">
Утра Доброго и Светлого!
Развернутьсдаётся, что необходим вынужденный постскриптум
Низкий поклон Вам, о. Валерий... за чудечнейшую беседу с Вами, за и за такой же чудесный духовно-нравственный посыл её... как видите , всё на своих местах батюшка, "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Бо...
Утра Доброго и Светлого!
Свернутьсдаётся, что необходим вынужденный постскриптум
Низкий поклон Вам, о. Валерий... за чудечнейшую беседу с Вами, за и за такой же чудесный духовно-нравственный посыл её... как видите , всё на своих местах батюшка, "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1Кор.3.19)... и... "ибо написано, погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией..." (1Кор.1.19-21)
Простите великодушно, и благословите о. Валерий...