Елицы

Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных Хорошо
Молебны на всякую потребу

Как же тяжело жить не прощая ( Ев., Мф., XVIII, 23-35)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа
Всё в руках Божьих, родненькие, все. Все в воле Божией. И не один волос с нашей головы не упадет без воли Божией. И не один вздох мы не произнесем без воли Божией. Все в руках Божьих. Всё Бог позволяет или останавливает, пропускает или поддерживает. Всё в руках Божьих. Но и наша свобода есть. Наша свобода тоже есть. Как мы идём в этой жизни? Или, родненькие, мы всё время против шерсти, против ветра, против волны… Или мы вместе, согласно с Божьей волей или мы противимся Ему, всё время свое пытаемся доказать и свое хотим утвердить, и своим только жить… Или нет, прислушаемся к Господу. Ну всё-таки, если задуматься, то чаще бывает против воли Божьей. Почему? Потому что есть у нас болезни и страдания, потому что есть разрушение. Когда мы ищем своего, Господь попускает. Попускает и болезни, и разрушения. Попускает, чтобы мы немножечко поняли, как мы живем без Него. Как без Него.

Как часто в нашей жизни бывало, ясно и четко слышали голос Божий. Слышали ли совестью своей, слышали упреком близкого человека нам: «Не твори так, не делай, так не хорошо». Или слышали читая Евангелие, слышали прямо слова Христовы: «Не поступай вот так, не делай». А мы искали своего. Мы искали своего и питались этим, и понимали, что своим напитавшись получаем только разрушение для души своей, в жизни своей. Сколько ошибок сделано, сколько ошибок… Но цена этих ошибок - это горе наше. Но еще большая цена этих ошибок - это горе ближних наших. Цена этих ошибок, вдумаемся. Всё-таки мир стоит и мы живём, и ближние наши живут. И в мире больше правды! Как бы мы не унывали, не отчаивались, всё равно правды Божией в мире больше. Эгоизма много, но Бог сдерживает, Бог нам даёт. Никогда не будет у нас 60 градусов жары, вот 38 будет, а 60 не будет, потому что мы тогда больше не сможем выдержать. А вот сколько мы сможем, столько нам Бог посылает. Сколько может человек вынести, столько Бог ему посылает испытаний. Столько Бог ему посылает прозрения, чтобы он задумался, задумался - почему так. Вот сейчас никак грешить не хочется, да? И ругаться не хочется, жарко. А вот каяться хочется, а вот молиться хочется. И, наверное, даже у самого ярого безбожника вырвалась молитва: «Господи, да когда ж пройдет эта жара? Господи, когда будет послабление, когда же придет прохлада?» Даже у самого ярого, который всё говорит: «Я в своей жизни сам всего достиг. Что мне ваш Бог!» Даже тут понятно, без Бога не обойдемся.

Но есть ещё одна цена - цена страшная, о которой мы реже задумываемся. Да, я грешил и сам себе натворил, говорим. Реже конечно говорим: «Я грешил, вот ближние мои страдают. Всё по грехам моим», реже, тут ведь другой страдает, а не мы страдаем. А ведь как редко мы вспоминаем какая главная цена - как редко мы вспоминаем ту Голгофу и тот Крест, где за каждый грех наш отвечает Господь. Да, Бог попускает ровно столько, сколько мы можем выдержать испытаний. Да, сколько мы можем вынести, совсем не больше. Но, родненькие, за все наши грехи все равно цена приноситься - кровь Божия. Это кровь Божия, это страдание Божие, это страдание Христово на Кресте.

Давайте каждый из нас задумается, каждый из нас задумается, что было бы если бы нас распинали? Что бы мы сказали с креста, что бы мы говорили перед крестом, когда нас предупредили - будет тебе крест? Что бы мы говорили перед крестом, когда нас повели бы уже на крест? И что бы мы с самого креста сказали, какие бы слова мы произносили? А Он произносит для нас самое главное, Он произносит слово - прости. Он произносит нам слово «прости». Он говорит Себе: «Прости», он говорит и нам: «Прости». Больно, страшно, тяжело страдая за наши грехи и за те грехи, которые люди творят сейчас во всем мире, сейчас, сию минуту. Вот эти грехи каждого из нас в песок стереть могут. А Он за тысячи лет миллионов людей, за все грехи страдает. За все грехи на этом страшном Кресте. И с этого страшного Креста произносит: «Прости. Прости ибо не ведают, что творят». Говорит нам. Не просто прощает, а даёт пример нам, что нам нужно сделать, чтобы на нас не отразилось действие греха. Если бы каждый из нас задумывался сколько грехов мы совершили. Если бы каждый из нас мог хотя бы десятую часть этих грехов искупить. Если бы каждый из нас мог хотя бы сотую часть этих грехов исправить… Не можем. Да мы их просто перечислить не можем. Что мы делали в этот день 10 лет назад, давайте вспомним? А 15 лет назад, давайте вспомним, что было в этот день? А вот вчерашний день 10 лет назад? Да забыли всё! Забыли, где мы позавидовали, забыли, где мы осудили, забыли, где мы обманули. А какие мы забывчивые, на исповеди сколько грехов говорим? Да вы знаете, то, что мы на исповеди говорим, оно в один день у нас может быть! А если за всю жизнь собрать, что наберётся, то, наверное, священник вот тут упадёт. Вот тут упадёт, если только один человек будет исповедоваться, все грехи свои скажет. И Бог прощает. Бог прощает.
Вот это тайна бытия. И Он прощает и ничего от нас не требует за Своё прощение. Ничего от нас не требует, кроме одного. Вот сегодняшнее Евангельское чтение, вот сегодняшняя притча говорит об этом, что от нас требует Бог.

Был царь, всемогущий царь. И был у него должник, который должен был ему огромную сумму 10.000 талантов. Вот знаете, что такое «тьма»? Это как 1000 это тысяча, а 10000 в славянском языке называется «тьма». А мы как это слово принимаем, что для нас «тьма»? Это что-то такое ужасное. Тьма ночная, которая нас давит, не даёт нам жить. Тьма-тьмущая комаров, которые нас съедают. Вот что для нас «тьма» - это что-то огромное, уничтожающее все, поглощающее все. Вот так десять тысяч долг был, десять тысяч талантов. Талант очень высокая денежная мера была в то время. И конечно, этому человеку никогда не выплатить этот долг. И говорит ему царь: «По закону давай поступим. Вот ты должен, не можешь выплатить, иди в темницу. И все что у тебя есть я заберу себе.» Ужаснулся тот раб, упал на колени и стал просить: «Не губи меня, помилуй меня, у меня семья, у меня дети». И здесь любовь покрывает закон, здесь любовь исполняет закон. Царь любит, вот этот господин - любит. Он видит в должнике человека, он видит в этом человеке образ Божий. Он видит в нем хорошее, у него жена, у него семья, он видит в нем переживание, что он о себе не печётся, что он печётся о семье своей. Должник просит, и царь его прощает: «Иди. Иди, я тебе прощаю весь твой долг.» Он отошел и что сделал? Сто динариев ему должен был человек ему, вот этому должнику, которого только что простили. Сто динариев должен был человек. И друзья стоят и смотрят как же он поступит, что же произойдет? Он его душить начал. Верни мне мой долг! Ему только что десять тысяч талантов простили. А он эти 100 динариев не может простить.
- Верни мне мой долг! Верни!
Родненькие! И сдал его в темницу. А друзья увидели и пошли к царю, и всё рассказали. И уже тут было не милосердие. Тут уже не закон любви, а здесь просто закон стал действовать.
- Ты же мне не отдал десять тысяч талантов. Я тебе какое условие поставил? Какое тебе условия поставил? Прости и ты. Иди прости и ты! Пускай вообще этих долгов не будет! А раз ты не простил, то иди в темницу, где плач и скрежет зубов.
Вот так и каждому из нас. Каждому из нас Господь ставит это условие: «Я тебе прощаю. Я тебе прощаю ложь в твоем детстве. Я тебе прощаю распутство в твоей молодости. Я тебе прощаю надменность твоей зрелости. Я тебе прощаю зависть твоей старости. Я тебе всё прощаю! Я тебе прощаю всё лицемерие, всё человекоугодие. Всё хвастовство тебе прощаю. Весь ужас осуждения тебе прощаю. Я тебе прощаю твою гордость. Я тебе прощаю твое немилосердие. Я тебе прощаю твое безразличие. Я всё тебе прощаю. Ты прости! Прости слово. Прости взгляд. Иногда бывает человек просто не может, ему плохо, ему тяжело. Он не может к нам обратиться, он не может нас похвалить. А мы его уже отвергаем, мы уже в сторону его отодвигаем. Мы не прощаем, когда нам говорят правду. Не прощаем, когда мимо нас проходят. Не прощаем малость, самую малость не прощаем. Каково потом? А потом говорим - за что? За что так жарко? За что так болезненно? За что так одиноко? За что, Господи?

Но самое страшное событие в истории человечества - вторая мировая война. Пятьдесят пять миллионов жизней, эти страшные концлагеря, эти газовые печи. Эти могилы неизвестных солдат, до сих пор раскапывают. Сколько лет прошло? 65 лет прошло. А что этой войне предшествовало? Один народ не прощал цвет кожи другому народу. Не что-то там, а не прощал цвет волос. Не прощал, что они картавили в голосе. Их надо было всех уничтожить. Тех евреев и тех цыган. Тех русских и тех украинцев. Не прощали за фамилию! А другой народ не прощал, что у тебя лошадь есть. Не прощал, что у тебя на три мешка зерна больше. Не прощал, что у тебя сын закончил институт. И тоже не прощал фамилию благородного рода. Не прощал, что у тебя квартира лучше. Не прощал что ты благороднее, что ты еще не способен написать донос. И думали: «Напишем донос, соседа арестуют, отправят в лагеря, а мне квартира достанется». Не квартира досталась, не квартира и не благо досталось. Оба народа как столкнулись! Как пошла кровь! Как полилась кровь и всё … И Бог смотрел: «А ну, как без Меня? А ну, как без прощения? А ну как, чтобы глаз за глаз и око за око?» И до сих пор у нас в такую жару кровь в жилах стонет. И не дай Бог, мы говорим, той войны. Той войны страшной. А что было перед этой войной, задумаемся…

Ну вот мы сейчас, когда мы не прощаем друг друга, когда мы сейчас не способны понять друг друга, когда мы малое, малое себе прощаем, а невеликое, малое брату своему не простим - мы на себя вот эту жару навлекаем, мы на себя вот эту боль навлекаем, мы на себя всё навлекаем. Бог не требует «стань идеальным», Бог не требует «стань святым», а Бог требует одного - будь милосердным. Прости, пойми и помоги. А если не сможешь понять и помочь, то хотя бы только прости. Вот эти сто динариев, вот этот косой взгляд.

Мы сейчас уже дошли до того что, родненькие, это страшно, мы обезумели от этой порчи. Да в Евангелии нет такого слова «порча»! Мы не хотим каяться. Мы видим только одно - соседка дурно посмотрела, на работе посмотрели, свекровь посмотрела, невестка посмотрела. Вот она сглазила и мне плохо. Мы взгляда человеку не простим. Мы не простим его за то, что он нам не льстит. Мы вообще ничего простить не готовы. Себе всё, а другому нет. Ведь по грехам будут нам воздавать. По грехам нас будет Бог прощать. И ещё по одному - потому как мы в грехах своих разобрались, покаялись и как мы умели грехи другому простить. И как это важно. Как это важно!
Давайте задумаемся. Давайте задумаемся, что мы каждый день произносим. Что мы каждый день произносим? Ну нет дня, чтоб мы не сказали эту фразу. Вот эту притчу можно молитвой «Отче наш» повторить. Правда, да? «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Эту фразу мы каждый день и утром, и в обед, и вечером произносим. Мы сами! Вот в притче нам Бог ставит условие - Я вам прощу, если вы простите. А мы вслед за Богом сами это условие повторяем. Мы его Богу ставим. Всё остальное мы просим: и хлеб нам дай, и избавь нас от лукавого, и не введи нас во искушение, и да будет воля Твоя. Мы всё просим у Бога. А вот здесь мы ставим условие – «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». И прости нам грехи наши, как мы прощаем согрешившим против нас. Мы сами ставим. Мы если и можем прощать - давайте не будем лицемерить. Давайте просто скажем - прости нам грехи наши, мы уж как сможем простим. Давайте уже так говорить? Да нет же! Произносим и тут же, тут же через час, через минуту не готовы простить.

Родненькие и всегда мы перед неизведанным озадачены - как оно будет, когда пройдёт жизнь? Как все будет, когда будет суд Божий? Просто будет, просто. Призовет Он тех, кто простил. Призовет тех, кто понял. А другого остановит и скажет: «Вот посмотри, вот посмотри на своё милосердие. Вот способен ты жить в Царствии Божием? Если ты там на Земле не видел в человеке человека, не мог отделить грешника от греха. И ненавидел человека, а про грех забывал. А надо было ненавидеть грех, а человека прощать. И в чём судил другого - в том сам был искушаем, и то же самое делал. И себе спокойно прощал, что не мог другому простить». Вот так просто скажет - посмотри, посмотри, как это будет. И спросит честно нас Господь: «Можешь ли ты быть там, где нет зла, где одно прощение, где одна любовь? Научился ли ты любовь ставить выше своего «я», выше своего мнения, выше своего эгоизма. Научился ли?» А этому можно научиться только одним - прощением. Родненькие. Прощением.

И вот это притча, она настолько ясная, настолько понятная. И почему же мы в жизни так часто забываем её? Давайте её помнить. А как её можно помнить? Не быть злым, не душить другого за горло, не хватать другого и не толкать. Не спрашивать за малое, а просто простить. Просто понять, что иногда у человека колет в сердце. Что иногда у человека такие проблемы, что нам и не снилось - сейчас, у него дома. Иногда человек просто устал. А иногда человека, вот так жара сломила, что он уже ничего не соображает. И не требовать от него быть идеальным, а просто сказать: «Давай лучше тебе помогу». Не требовать, а «давай я тебе помогу, поддержу и прощу, и пойму тебя». И в этот момент - в этот момент прощения, вот в этот момент не превозношения, момент не суда, а милосердия - в этот момент Господь обязательно будет рядом с вами. И ещё ближе будет рядом с вами. Умейте простить. Умейте любить, а значит умейте быть всегда рядом с Богом. Он прощает и мы должны прощать. Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди

  • 430
  • |
  • 1
  • |
  •  0
  • |
в ответ на комментарий