Елицы

Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных Хорошо
Молебны на всякую потребу

Требуется ли благословение священника на чтение Богородичного правила?

Вопрос: «Для чего читается Богородичное правило? И требуется ли разрешение священника на чтение этого правила?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Священник – это не жрец. Священник – не высшее существо по отношению к мирянину. Если священник – твой духовник, и он может определить степень твоей опытности, готовности, взрослости, то он может сказать: «Я бы тебе это не рекомендовал, потому что тебе это рановато». Или: «У тебя и без этого жизнь переполнена – тебе достаточно читать Богородичное правило три раза в день». А если первый попавшийся священник разрешает, то это формальный акт, и это неправильно. Поэтому, если священник – твой духовник и знает тебя, то его благословение имеет смысл.

А то ведь как у нас часто бывает? Приехал человек в монастырь. Чтобы искупаться в источнике – надо взять благословение. Идет по дороге какой-то священник: «Батюшка, благословите искупаться». Батюшка: «Бог благословит!» Человек пошел купаться и получил, например, сердечный приступ. А потом: «А как же так? Священник же благословил!» А ты священнику показал медицинскую карту? Или сказал ему о том, что у тебя пароксизмы бывают? Так и помереть недолго!

Протоиерей Александр Березовский:
– А тогда какой смысл: «Батюшка, благословите»?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Ко мне приходит женщина 82-х лет и говорит: «Благословите, я хочу съездить в Иерусалим». Я ей говорю: «Благословить, конечно, можно, только давайте я Вас благословлю два месяца спустя?» Потому что я сам был в Иерусалиме уже три раза и знаю, что в июле погодка там для такого возраста – совсем не подходящая. А вот в октябре туда съездить – будет хорошо. А если бы я не знал об этом и благословил ее? А с ней бы там что-нибудь случилось из-за такой жары? Некоторые говорят: «Там – Святая Земля и ничего такого там не случится!» Спрашивается, а откуда тогда в Святой Земле столько поликлиник и больниц, куда чуть ли не полмира приезжают за медицинской помощью? Тогда там никто бы не болел, не старел, не умирал, а все бы только благоденствовали и жили бы в свое удовольствие бесконечно долго до тех пор, пока бы сами не уставали жить. Но это же не так? А потому считать благословение священника неким магическим актом, который меня освобождает от рассуждения и уберегает от невзгод и опасностей – это есть некая бессмыслица, если не сказать – магизм.

Протоиерей Александр Березовский:
– Или благословение на дорогу – значит, дорога будет легкой. Очень часто подходят совершенно незнакомые люди именно с тем, что они наметили некую поездку…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Наметил? Тогда подойди и скажи: «Батюшка, вот у меня такой план… Причем, этот план осуществится вне зависимости от того, благословишь ты или не благословишь, потому что у меня уже билеты куплены. Да такие билеты, которые и сдать уже нельзя. Они подешевле, туда и обратно, но вот с таким условием… Поэтому ты меня благослови!» И при чем тут благослови? Если ты хочешь, давай лучше вместе помолимся, чтобы всё у тебя было хорошо: «Господи, помоги!» Ты хочешь, чтобы я помолился? Я помолюсь и – в добрый путь и как Господь устроит! Не должно благословение быть, как некий магический акт, а должно быть обращение к Богу за помощью. Есть даже целый чин отправления в путешествие, а есть просто молитва, потому что, если человек каждый день ездит на дачу – то каждый день совершать чин с канонами и чтением Евангелия – сложновато. Если уж человек едет на Аляску или в Антарктиду пингвинов спасать – тогда, конечно, вполне можно отслужить молебен с хором и даже привлечь других прихожан.

Вот как надо действовать, а не просто: «Благословите!» – и оно само пошло! Это неправильно…

  • 5393
  • |
  • 7
  • |
  •  0
  • |
в ответ на комментарий