Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Духовное воспитание человека

Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Мф.16, 6

Каким вырастет человек в духовно-нравственном отношении, в очень большой степени определяется тем, какую «закваску» - воспитание – он получил в детстве. Так, в применении к человеку с искренним христианским мировоззрением, можно говорить о хорошей «закваске». Плохая же «закваска» это преобладание в человеке разрушающей силы злого начала, ложного понимания смысла бытия.
В Евангелии с кратким толкованием (сост. прот. Борис Балашов) дается интересное пояснение. Фарисейскую закваску мы можем увидеть в обрядоверии, болезненном поиске чудес, старцев и стариц, новых откровений. Саддукейская закваска – это либеральное отношение к церковной жизни: «Бог милостив, а как ты живешь – несущественно».
Но в этом-то и состоит главная проблема, что «золотым путем» является путь срединный. И если говорить о воспитании детей в духе веры, мы не должны и жестко следовать обрядовой стороне в воспитании (как то принуждение детей вычитывать правила, строго посещать все службы и т.п.), так и допускать полное безразличие к этой стороне вопроса.
Нам известны случаи, когда родители своими «неуклонными» стараниями привить веру православную добились противоположных результатов. То есть ребенок рано или поздно уходил из церкви и вообще от веры как таковой. Почему?
Дело в том, что любое насилие часто воспринимается людьми довольно тяжело, даже насилие «с благими намерениями». Предположим, ребенок живет в семье, где родители постоянно не ладят друг с другом и сами с собой, и в тоже время пытаются донести до ребенка вечные христианские истины. Что есть Бог, и что Бог – есть любовь! Но что на деле видит ребенок дома? Нет ни Бога, ни любви!
А опыт семьи – это важный базовый опыт, в котором у ребенка складывается доверие к миру. И через любовь к родителям, опыт доверия к Богу! Разговаривая с маленьким ребенком, мы можем ему проводить такие параллели!
Отец Небесный любит нас всех такими, какие мы есть, и всячески старается нам помочь, хотя порой его уроки нам и не нравятся. И вот в случае хорошей семейной ситуации, можно сказать: «Он (Бог) похож на нашего папу, только еще более мудрый добрый» Кстати, здесь подойдет и любой другой пример (дедушка, дядя, священник, которого ребенок знает, любой положительный мужской образ). И ребенку это будет понятно, он будет знать, что с ним всегда есть его Небесный Отец, даже когда живого отца нет рядом.
Психолог Н.А.Дробышевская, которая долгое время проработала с трудными детьми, приводила примерно такой пример беседы с подростком, у которого мама лишена родительских прав.
Н.А. «Трудно жить без мамы?»
Петя кивает головой (он любит маму и не знает, что она от него отказалась).
Н.А. «Знаешь, у меня тоже мама давно умерла… и мне тоже бывает трудно».
Петя смотрит с недоверием…
Н.А. «А ты знаешь, как я с этим справляюсь?»
Петя вопросительно «Нет?».
Н.А. «Я обращаюсь с Матери Небесной, к Богородице, она мать всем нам! Она слышит нас и помогает нам!»
Это не дословный пересказ беседы психолога с ребенком. Но иллюстрация понятна. Даже в этом случае можно с ребенком говорить о Боге!
Поэтому, беседуя с детьми о Боге нужно понимать, что доносить информацию надо в меру возраста ребенка. Если в 4-5 лет ребенок помолится своими словами, это уже очень хорошо. Еще лучше, если он будет помнить, что с ним всегда есть Заступник, к которому мысленно можно обратиться за помощью. И о котором должны рассказать мы, родители! И церковное воспитание, точнее приобщение к догматом православной веры должно происходить на фоне прежде всего глубокого, человеческого общения и живого примера родителей!