

Вот несколько распространенных схем мошенников по телефону – будьте бдительны!
Жертвами телефонного обмана становятся доверчивые граждане, которые все чаще даже не догадываются, что их обрабатывает грамотный мошенник. Как не попасться на удочку телефонному мошеннику? И что делать, если Вас застали врасплох?
Самые распространенные уловки мошенников, и как их избежать — предостережения и советы от colady.ru
Один звонок» в 10 долларов
Японские умельцы придумали в свое время замечательный и простой по своей стратегии способ оставлять граждан без незначительной суммы денег. Суть метода заключалось в том, что человеку звонили с неизвестного номера, но затем сбрасывали еще до того момента, как абонент возьмет трубку. Человек перезванивал на входящий ему номер из чистого любопытства, после чего ему отвечал либо автоответчик, либо шли длинные гудки. Никто не догадывался, что, пока шел звонок, деньги капали на счет мошенникам. Именно поэтому стоит сознательно подходить к неизвестным абонентам, звонящим Вам на телефон.
Курочка по зернышку, или лотерея
Современные мошенники решили сменить тактику, начав работать на большие массы, вымогая у граждан небольшие суммы. Все чаще этот способ получить незначительную сумму заключается в том, что на телефон приходит СМС, в котором указывается, что, якобы, Вы выиграли в лотерею большую сумму денег, либо поездку на курорт, машину и т.д.
Для получения более подробной информации о том, как можно забрать свой приз, Вас просят отправить либо ответное СМС на этот номер, либо перевести некоторое (небольшое) количество денег на указанный счет. От 2 до 5 долларов уходит в руки мошенника с одной такой СМСки. Работая на широкие массы, они собирают значительную сумму со своих СМС-рассылок.
Фишинг
Каждое утро, день и вечер на наши телефоны приходит море СМС от организаций различного типа. От услуг ремонта компьютеров до рекламных акций крупных торговых сетей. Спокойно относясь к такому рода рекламе, спокойно удаляем ненужную информацию. Однако некоторые сообщения составлены настолько грамотно, увлекая абонента, что тот резко переходит по ссылке, указанной в сообщении, после чего попадает на сайт к мошенникам. И сам того не догадываясь, абонент подключает бомбу медленного действия. Вся информация из его телефона, которая является конфиденциальной — а это персональные данные: почта, счета в банке — попадают в руки телефонных мошенников. Не стоит переходить по вызывающим подозрение ссылкам. А стоит ли вообще уделять им внимание?
Деньги на телефон?
С появлением мобильных телефонов у широкого круга людей, от бабушек до школьников, популярным стало телефонное мошенничество, связанное с СМС, в которых указывается примерно следующее – «Привет. Это Саша. Положи мне, пожалуйста, 1000 рублей на телефон. Срочно!»
Как распознать мошенников по телефону
Просьба выглядит, как обычное сообщение от вашего друга, приятеля или даже родственника. Вы судорожно бежите к банкомату, что перевести указанную сумму на номер. Однако деньги попадают не Вашему знакомому, а мошенникам. Поэтому не стоит перезванивать на номер, уточняя, да и вообще необходимо относиться к такого рода СМСкам очень настороженно.
Пример: с утра пришла SMS
С номера +79206421846
Зачислено 3905, 13 руб Комиссия 94, 87 руб Cuberplat Отправитель Beeline
Ну я посмотрел с утра на данное sms и забыл.
Вечером звонок, типа я случайно на Ваш номер положил денег.
Я спрашиваю про сумму, он до копеек называет, надо было дальше разузнать, но я ему сказал, что за развод такой, с простого номера такие SMS шлете, он кинул трубку.
Звонок был с номера +79607466858, а иногда бывают звонки даже с другого оператора.
Кредит не погашен
Телефонные мошенники все чаще стали прибегать к методу выуживания личной информации от абонента с целью взломать его личный кабинет в банке, и сорвать тем самым большой куш. Приходит СМС с посылом, что у Вас не погашен кредит, и Вам срочно нужно связаться по тому-то телефону с сотрудником банка. Однако кредита может и не быть, но Вы все равно перезваниваете, и отвечаете на все вопросы, не догадываясь, что на том конце провода сидит мошенник.
В подобных же ситуациях нужно общаться только непосредственно с сотрудниками банка через телефон, указанный на официальном сайте Вашего банка.
Сын в полиции (История одной мамы)
Вчера вечером сын уехал в пригород на день рождение и сказал что переночует у друга. Это бывает крайне редко - вообще единичный случай можно сказать.
В три часа ночи звонок на домашний.
Вскакиваю, бегу с волнением к телефону-Что-то случилось.
Мужской голос в трубке - мама я в милиции, я сбил человека.
Понимаю что голос не похож на голос сына - но он сильно взволнован и звук плохой Понимаю что сын не будет говорить таким плачущим голосом - не его манера разговора - но может быть нетипичная ситуация - избили, алкоголь? Понимаю что сын не водит машину и у него её нет - но мысли проносятся- может сел в чужую и решил попробовать сдуру.
-Мама, нужна помощь, с тобой будет говорить сотрудник полиции.
Понимаю, что есть такие разводки. Но сердце бьётся тревожно.
Задаю вопрос "сыну", чтобы определить точно ли это он- Скажи свое имя!
В ответ слышу с обидой - мам ну ты что?
Я волнуюсь ещё больше, но задаю следующий вопрос -Скажи как меня зовут?
Ответ - Мама, ты Оля, ну что ты мне не веришь.
Вот это и повернуло ситуацию в правдоподобную для меня.
То есть я готова к дальнейшим действиям по оказанию помощи сыну- как говорится - клиент созрел.
Я реально в панике. Чужой человек не назвал бы моё имя - значит всё-таки это сын.
У меня льются слёзы - с сыном беда.
Дальше бодрый голос сотрудника -Ваш сын сбил насмерть женщину, есть возможность помочь, есть 2 свидетеля, которые дадут показания что пешеход сам бросился под машину - нужны деньги, 50 000р. Согласны ли вы заплатить эту сумму?
Я отвечаю, что согласна.
Они у вас есть сейчас с собой?
У меня нет ни копейки, но говорю - да конечно есть с собой.
Сотрудник ещё раз переспрашивает - есть ли именно сейчас такая сумма - да, говорю есть.
А сама прокручиваю в голове - надо продолжать говорить, чтобы как-то помочь сыну, чтобы узнать где он.
Понимаю неправдоподобность ситуации - но в голове одно - что-то не так с сыном. Состояние почти обморочное - льются слёзы, дрожит голос, теряю речь.
Но пытаюсь задавать вопросы - какое отделение полиции, как фамилия сотрудника - меня резко обрывают - вы хотите помочь сыну ? Тут вопросы задаём мы, а не вы.
- Да, да, конечно - и я опускаюсь на пол, не в силах удержаться на ногах и жду дальнейших указаний.
Думаю - сейчас скажут куда нести деньги, у меня их нет, ну я хоть буду знать куда их нести и где сын.
Но мне говорят-скажите ваш номер мобильного.
Я его не помню на память. Спрашиваю зачем он нужен.
Меня опять резко обрывают, говорят что сейчас положат трубку и дадут ход делу.
Я стараюсь затянуть врем, чтобы осмыслить, что мне делать.
Говорю что мне плохо и я не могу вспомнить свой телефон и мне надо посмотреть в справочнике.
Начинаю искать мобильный телефон - На другом конце терпеливо ждут и все время переспрашивают - хочу ли я помочь сыну.
Шок мой не проходит, но то что попросили назвать номер мобильного по крайней мере напомнило мне о телефонных мошенниках и я держу в голове, что номер я им не скажу - но сыну помочь надо, а значит надо как-то узнать где они его держат, а значит продолжать с ними говорить.
Они меня торопят - я говорю что ищу свой номер в справочнике телефона.
А сама в это время нажимаю на номер телефона сына - сын отвечает. Ты где? - спрашиваю взволнованно- я сплю - слышу его ответ.
Тут же на том конце провода негодяи кладут трубку. Если бы сын не ответил - не услышал звонка, отключил телефон?
Мы все прозрачны для мошенников благодаря интернету и нашему общению в нём.
Домашний телефон, моё имя и то что сына в эту ночь не было дома - это совпало или вычислили?
Зачем им нужен был номер моего мобильного? Видимо на него должны были прислать информацию куда переводить деньги ?
А как я их могла перевести в 3 часа ночи? По онлайн - банку?.
А зачем тогда спрашивали - они у вас сейчас с собой ? Видимо я должна была перечислить их по терминалу, который в городе работает круглосуточно
После этого я позвонила в полицию. Мне сказали что эти звонки сейчас идут из Саратова. 1000км от моего места жительства.
(Добавлю от себя. Таких мест много - это зеки зарабатывают деньги из мест лишения свободы).
Отказ от рассылки СМС
С текстовыми сообщениями всегда было связанно много проблем, начиная от СМС с текстом «Спасите ребенка, перечислите деньги на счет», и заканчивая «Вы выиграли джекпот, т.к. 100000 абонент нашей сети». Когда приходит сообщение с текстом «отказаться от СМС-рассылки», многие считают это обычным делом. Просят отправить обратное сообщение с подтверждением решения. В итоге получается, что вы снимаете со своего счета от 300 до 800 рублей, так как данная СМС — не бесплатная, и не по тарифу.
Мобильная открытка
Самый «древний» и почти вымерший вид мошенничества. Снижение его популярности связано с тем, что о нём знают, если не все, то почти все. К тому же с ним ведут активную борьбу операторы, и в итоге пресловутые «открытки» стали настоящим раритетом, на все номера в месяц доходит не более двух-трех сообщений типа «вам пришла открытка». Чтобы «посмотреть» её прилагается ссылка на фишинговый сайт. Стоит ли говорить, что переходить по ней не стоит.
Сообщение об «ошибке» при пополнении счёта
Судя по всему этот способ «вытягивания» денег появился не так давно, поэтому он является трудно распознаваемым. Происходит это следующим образом: на номер абонента приходит SMS-уведомление о пополнении счёта якобы от терминала платежной системы, а через пару минут звонит «невнимательный» абонент и просит вернуть ошибочно внесенные деньги. Существует и более правдоподобная версия такого обмана. Мошенник действительно вносит деньги на ваш счёт, затем звонит и просит компенсировать издержки путём мобильного перевода. Далее он идёт в салон связи, сообщает об «ошибке» при вводе номера и получает деньги ещё раз. Однако, деньги вернут только в случае, если «ошибочный» и «правильный» номер существенно совпадают. Для создания правдоподобной картины мошенник может использовать два номер – похожий на Ваш для «оператора» и совершенно другой для Вас. Убедить впоследствии оператора в том, что произошёл обман, будет в таком случае весьма непросто. Так что не стоит торопиться с возвратом «случайно» попавших к Вам денег.
Запрет контента и коды активации
Введение услуг «запрет контента» всеми операторами заставило мошенников искать новую стратегию. Теперь нам не предлагают отправлять на короткий номер SMS, а «продают» контентные услуги путем регистрации номера и подтверждения «покупки» кодом. К примеру, при поиске нужной информации Вы попадаете на страницу «Википедии», только вот сайт не настоящий, а хорошо замаскированный под оригинал. И здесь Вам принудительно устанавливают «антивирус», который раньше бы сразу заблокировал компьютер, и после тщетных попыток «договориться» с вирусом с помощью дорогостоящих SMS, дело закончилось бы перестановкой системы. Теперь всё гораздо гуманнее – программа скромно предложит ввести номер телефона затем, чтобы получить код «активации». После введения этого кода без Вашего ведома подпишет на фальшивую «Википедию» всего за 1499 рублей в месяц и исчезнет.
Тот же самый метод может встретиться где угодно. Например, это может быть обновление браузера на мобильном устройстве, при котором внезапно потребуется подтверждать, что Вы человек с помощью ввода номера телефона и отправки кода. Вуаля, и Вы подписаны на «персональную» дорогостоящую диету. Никакого обмана, только ловкость рук.
Обманы без ведома абонента
Во всех предыдущих случаях формально вина возлагается и на абонента, поскольку, чтобы деньги были списаны, пусть минимальные, но действия от него требуются. Перейти по ссылке, отправить по SMS код…
Однако, в марте этого года был ряд случаев, когда деньги со счета списывались без согласия стороны, которой услуга предоставляется. Платные входящие SMS приходили абонентам МТС с номеров 771055, 771056, 7771054. После этих прецедентов оператор ввел правило сразу же возвращать деньги за предоставление нежелательной «услуги» по первому требованию.
Никакого объяснения происходящему оператор не дал, лишь предупредил абонентов о потенциальной опасности. Единственной мерой предосторожности здесь может быть регулярная проверка баланса и особое внимание SMS сообщениям с незнакомых «коротких» номеров.
«Разводы» в социальных сетях
Социальные сети, как нетрудно заметить, все плотнее оккупируются спамерами. Сказать, что затраты в таком случае незначительны – не сказать ничего. Предложения подписаться на «закрытые базы данных скидок» одним кликом рассылаются десяткам пользователей, а прибыль, полученная хотя бы от одного из них, покрывает с лихвой целый час такой «бомбёжки». Но, к сожалению, мало кому приходит в голову, что по указанной ссылке нет и в помине гороскопов, диет и прочего «востребованного» контента. Мошенники не тратят сил даже на создание мало-мальски правдоподобной иллюзии предоставления услуги, их заботит только получение денег от продажи воздуха. И несмотря на это от «клиентов» нет отбоя – человек прочитал предложение, подписался на рассылку, зашёл на сайт и, не найдя ничего полезного, вышел, думая, какой же он проницательный. А через день начинается списывание средств с его счёта. Таков сговор контент-партнеров оператора и контент-аггрегаторов.
Как избежать обмана?
Прежде всего, надо уметь видеть спам-сообщения и реагировать на них только одним способом – нажатием на кнопку «Пожаловаться на спам». Вести диалог со спамером это всё равно, что разговаривать с телевизором – на том конце не человек, а программа-рассыльщик. Не переходите по ссылкам спамеров.
Не доверяйте сайтам, на страницах регистрации которых просят подтвердить, что Вы «реальный человек» с помощью ввода Вашего номера телефона.
Не удаляйте подозрительные SMS-сообщения – в случае обмана (а он, скорее всего, уже произошел, если Вам пришло такое SMS) они будут единственным доказательством в борьбе за потерянные средства.
Если Вы стали жертвой мошенничества – обращаться с требованиями и жалобами к контент-провайдеру бессмысленно. Здесь может помочь только оператор, если факт мошенничества можно доказать.
Как итог можно сказать – постарайтесь не попадаться. Если это случилось – требуйте возврата Ваших денег, если Вы окажетесь не первым обманутым, с какого-то момента оператор начнет возвращать средства по первому требованию. Ни в коем случае не закрывайте глаза на подобные прецеденты, они не только преумножат доходы мошенников, способствуя распространению такого «бизнеса», но и порождают неправильную статистику мобильных «разводов». Чтобы не попадаться на уловки мошенников, нужно, по меньшей мере, быть бдительным, а лучшего всего — никогда и никому не отправлять свои персональные данные, начиная с номера Вашего телефона, конечно!