

27 МАРТА ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ ФЕОДОРОВСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
27 марта Православная Церковь празднует память Феодоровского образа Пресвятой Богородицы.
По преданию, и Владимирская, и Феодоровская иконы были написаны апостолом Лукой. Перед обоими этими образами русские князья молились о победах. И та, и другая почитались царской семьей и были участницами знаменательных событий.
Внешне Феодоровская икона Божией Матери также очень похожа на Владимирскую. Обе относятся к иконографическому типу «Умиление». Божья Матерь держит Христа правой рукой, а левой указывает на Младенца как на Спасителя. Сын обнимает Мать, щеки Их соприкасаются. На обеих иконах Младенец как будто делает шаг в чашу, образованную складками одежд Пречистой. Это движение символизирует жертвенность Христа. На Феодоровской, в отличие от Владимирской, видна не только стопа, но ножка до колена. Эта открытость подчеркивает добровольность Его жертвы.
«Феодоровская» икона известна с XIII века. Она стала так именоваться по названию часовни, в которой находилась изначально. Святой воин-мученик Феодор Стратилат, в честь которого была освящена маленькая часовенка, и дальше сопровождал святыню.
День Феодоровской иконы Божьей Матери отмечается дважды в году. Согласно преданию, святой воин Феодор Стратилат не раз являлся с образом в руках во времена татарских разорений. Одно из таких явлений произошло в XIII веке в Костроме в день Успения Божьей Матери. А на следующий день, 16 (29) августа, князь Василий чудом нашел икону, принадлежавшую его брату Александру Невскому и считавшуюся утерянной. Произошло это в день Перенесения Нерукотворного Образа из Едессы в Царьград. Именно поэтому на месте, где, как принято считать, явилась Феодоровская икона, позже был построен Спасо-Запрудниковский монастырь (сейчас храм). На 29 августа теперь также приходится праздник в честь чудотворного образа. По указу Николая II в течение 15 лет (1902–1917) в Костроме этот день был праздничным и выходным.
До XVII века Феодоровская икона была скорее известна как местночтимая. Повсеместное празднование было установлено в 1613 году, после того как в Успенском соборе Московского Кремля был венчан на царство Михаил Федорович Романов. За несколько месяцев до этого, 14 (27) марта, именно перед этой иконой в Костромском Ипатьевском монастыре он получил материнское благословение быть государем. Эта дата и была выбрана в церковном календаре для чествования образа.
С тех пор Феодоровская почиталась как одна из главных святынь царской семьи, стали появляться и распространяться ее списки. Так, одна из первых копий была привезена в Москву матерью юного царя инокиней Марфой. За пять лет до гибели, в год 300-летия дома Романовых, императорская семья посетила Кострому, чтобы поклониться Феодоровскому образу. Один из списков был с царственными страстотерпцами и в их последние дни.
После революции древняя намоленная икона переходила из одного костромского храма в другой, чудом не была утрачена, а с 1990-х годов возобновилось ее почитание.