Я часто сталкиваюсь с тем, что люди у которых есть какие-то порой очевидные проблемы идут сначала к подруге, потом к гадалке, медиуму, потом в церковь и когда становится совсем невыносимо ищут психотерапевта или того хуже психиатора. Про подруг, гадалок и медиумов я не знаю, что сказать, а вот церковь, вера в бога, воцерквленность действительно иногда помогают встать на ноги, найти в себе ресурсы и продолжать жить. Однако, многие верующие православные полностью отрицают психотерапию, как способ решения жизненных проблем, как возможность жить по-другому. Что есть в Вере в Бога, чего нет в психотерапии? Почему сначала к Богу, а потом к психотерапевту? Почему так много появляется православных психотерапевтов?
Понятие психотерапия часто среди священнослужителей и верующих отождествляется с чем-то атеистическим, заведомо безбожным, а то и просто оккультным. Например психоанализ Фрейда считается псевдолечением, теория которая вмещает в себя только идеи сексуальности и агрессивности, пришедшая к нам с Запада. Если психология, как наука существовала в России в 20-м веке, то психотерапия это типичное порождение западной культуры, ведущие школы психотерапии возникли в США и Германии, в большей степени страны протестантские и католические. Ревностные служители православной церкви скажут, что психотерапия это очевидное зло и ересь, цитируя Фрейда: «Психоанализ работает там, где нет Бога». А что собственно плохого в том, что психотерапия работает там, где нет бога?! Психотерапия не претендует на спасение души, соединение с богом, ее задача помочь человеку в этом мире, мире без бога. Да, соглашусь, что воцерквление, крещение некрещеных, посещение святых мест может быть полезным при лечении душевных расстройств, но только тогда, когда человек хочет и способен им следовать. Вот например у православных верующих агрессия — греховное явление, и зачастую, как чувство, полностью отрицается или игнорируется, однако мне кажется, что существует сложность в понимании значения этого слова. Агрессия, с психологической точки зрения, не просто чувство которое есть, но оно является крайне важным для развития личности и продвижения человека в жизни. Кроме того, очень важна возможность "отреагирования" реально существующих агрессивных чувств (а они могут возникать даже у самых маленьких) в социально приемлемых, не наносящих реального вреда формах, например в успешной конкуренции, соревнованиях, достижениях целей. Не будем говорить о том, что благодаря этому чувству осуществлялась защита отечества, укрепление государства и многие святые участвовали в этих процессах.
Безусловно, психологические теории, психотерапевтические школы могут быть разными, кроме того сейчас на рынке психологических услуг такое огромное разнообразие, особенно услуг, которые психологическими назвать сложно, например сайентология, йога, холотропное дыхание. Тем не менее, существуют школы, давно зарекомендовавшие себя, целью которых является не изменить человека, не повлиять на судьбу или жизнь с помощью магических сверх сил, а во-первых с помощью тех или иных средств помочь разобраться в жизни, и во-вторых изменить субъективное отношение к внешним обстоятельствам. Главной и основной задачей психотерапевта является максимальное расширение свободы выбора человека. Я не вижу противоречия между психологией и православием, где психология остается наукой, а православие вероисповеданием. Однако словосочетание православный психотерапевт вызывает много вопросов, психолог, психотерапевт это профессия, это такая же профессия как парикмахер или водитель автобуса, просто возможно требует гораздо более длительного процесса обучения, а православие — это то во, что человек верит, его конфессиональная принадлежность. Предполагается, что психология, как наука имеет дело с таким объектом познания как душа человека, что наводит на мысль об обращении к богословским трудам и таинствам святых отцов. Но тайны божественного начала заключены повсюду в окружающем нас мире, но нам не приходит в голову врачей называть православными или людей любой другой профессии. Что вообще подразумевается в этом соединении «православный» с любой профессиональной деятельностью? Говоря православный мы тем самым указываем на то, во что человек верит. Однако профессия — это социальная функция. Православным может быть человек, священник, но не парикмахер или водитель автобуса. Также и психология как наука и психотерапия как одно из прикладных направлений этой науки не могут характеризоваться как "православные" или "неправославные". Тем не менее все больше и больше появляется не только православных психологов, но даже кафедры в учебных заведениях начинают называть православной психотерапией. Это неслучайно, ведь христианское мировоззрение может выступать как методологическая и теоретическая основа психологической науки. После революции огромный вклад в понимание духовной природы психических процессов внесли такие выдающиеся представители русского Зарубежья как И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, митрополит Антоний (Сурожский).
Базовой идеей духовной психологии является учение об образе и подобии. Суть учения заключается в том, что человек состоит из трех частей: тела, души и духа. Тело — это внешний человек, душа промежуточное положение между телом и духом, а дух это образ божий. Образ божий это совершенная часть человека, душа же при рождении человека является духовно нездоровой, поврежденной грехопадением прародителей. Из чего следует, что целью духовного развития личности является преодоление изначальной раздвоенности.
Практически такое сочетание происходит в момент совершения Церковных Таинств и, в первую очередь, Крещения, Исповеди и Причащения. При их свершении устанавливается живая связь человека с Богом и преодолевается раздвоение.
Хочу обратить внимание, что психотерапия любой школы интенсивно работает на осознание и соединение всех субличностей человека, одной из главных задач психотерапевта является вернуть клиента к внутренней целостности. А если рассмотреть теорию личности Фрейда, то можно обнаружить удивительное сходство. Личность по Фрейду состоит из трех частей: Ид, Эго и СуперЭго. Ид означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности (инстинкты), находится целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными и биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. СуперЭго компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с Суперэго, скорее, дети обретают его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Нельзя не заметить, что в духовно-ориентированной психотерапии широко используются техники и подходы разных психотерапевтических школ, в том числе пришедших к нам с Запада. И наверное необходимо обладать мудростью и мужеством, чтобы признать факт перенимаемого опыта, и продолжать учится, если есть чему учится. Заимствуя практику и опыт, мы не перестанем быть ни православными ни психотерапевтами, цель одна — помогать людям быть чуточку счастливее и удовлетвореннее.
Методы классической и современной психологии направлены лишь на развитие уверенности в собственных силах, то есть веры в себя.
На мой взгляд, они направлены на процесс взросления. Человек становится способным управлять собой, становится более взрослым. Более спокойно выдерживает свои импульсы.
28 лекция Фрейда "Аналитическая терапия". Аналитическое лечение требует от врача и от больного тяжелого труда, направленного на устранение внутренних сопротивлений. Благодаря преодолению этих сопротивлений душевная жизнь больного надолго изменяется, поднимается на более высокую ступень развития и остается защищенной от новых поводов для заболевания. Эта работа по преодолению является существенной частью аналитического лечения, больной должен ее выполнить, а врач помогает ему в этом внушением, действующим в воспитательном смысле. Поэтому правильно говорилось, что психоаналитическое лечение является чем то вроде довоспитания.
Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/070206113906.htm
"То, что в теориях Фрейда правильно, можно и нужно признавать. Сейчас нельзя серьезно заниматься психологией и психиатрией, не зная фрейдизма. Некоторые факты, им открытые, надо признавать, но с выводами его, проповедующими атеизм, соглашаться нельзя, а главное — нельзя поддаваться его антихристианскому влиянию. Это нелегко, но возможно."
Не удивлена. Более того, я лично знакома с одним из ведущих психиатров-психотерапевтов, с ученой степенью, возглавляющим целое отделение в психиатрии, имеющим свой шикарно оборудованный кабинет для частных консультаций, который мне на сеансе терапии сказал, что он считает, что верующим людям психотерапия не особо-то и нужна. «Раньше эту роль прекрасно исполняли церкви, синагоги и мечети, и вообще психически больных было намного меньше». И он лично наблюдал случаи, когда даже несколько разных терапий не могли помочь человеку, а после того, как он начинал ходить в церковь чудесным образом его проблемы решались :). Естественно он не имел ввиду какие-то тяжелые психические заболевания, скорее какие-то жизненные кризисы, неудачи, страдания и тд, а вы что думаете по этому поводу? По моим личным наблюдениям думаю, что он не так уж и не прав :)
Православие же учит познавать себя не как хозяина природы, властителя дум, "творца", а как "творение". Все решает личное отношение к Богу.
Я думаю здесь дело не в православии. Любят люди отстаивать свою религию как самую Истинную.
Например я и без всяческих религий думаю точно так же, что мы все творения это так и есть по факту) и мне не нужны наставления как жить, чтобы потом быть у бога за пазухой Там. Потому что каждый человек это эволюция от рождения до старости, уже нашлепала религия в свое время (психология это знает).
"Рукоблудие - грех". Попы видимо не знали, про физику и биохимию и молитвы тут никак не помогают "исправить" физику, которую бог Сам и создал. А к каким последствия привели эти "запреты"? Насилие, болезни, а болеть тоже грех, всё в православии грех, проще сдохнуть сразу, а нет, это тоже грех)) . Вот это причино-следственные очевидные связи ереси.
"Хозяин природы", думаю нужно быть прежде всего самому себе хозяином, чтобы никто из вне не сбивал (про людей). Про это как раз психология и есть.
Отношение к богу разное, пока не определилась, но точно православный так сказать мне не заходит т.к. куча противоречий как и у других религий,
которые не соответствуют действительности (умение включать наблюдение и анализ помогают это увидеть легко).