
Ватиканская библиотека. Рим.
История о том, как человека проглотил кит – одна из самых необычных в Библии. Это случилось в восьмом веке до Рождества Христова. Глас Божий указал пророку Ионе отправиться в столицу Ассирийского государства, город Ниневию и призвать ее жителей к покаянию. Но пророк испугался. Ведь Сам Господь сказал, что жители Ниневии творят страшные злодеяния. Идти в это осиное гнездо Ионе совсем не хотелось, и он бросился бежать, а точнее сел на корабль, чтобы уплыть как можно дальше от этой ужасной Ниневии и ее жителей.
Устроившись в трюме, пророк сладко спал, когда на море разыгралась настоящая буря. Моряки молились, но шторм не стихал. Тогда капитан судна спустился в трюм, разбудил пассажира и попросил его помолиться вместе с командой. Иона не обладал отчаянной храбростью, но был человеком честным. Он сразу понял, что буря разыгралась из-за него, и признался в этом. «Возьмите меня, и бросьте в море!» - смирено сказал он морякам. Те долго не решались на этот шаг, но буря не утихала, а пророк настаивал. Наконец, моряки бросили пророка за борт. Море тут же успокоилось.
Пророк Иона не погиб. В Библии говорится, что Господь повелел большому киту поглотить его. Иона провел во чреве кита три дня и три ночи, и все это время незадачливый беглец горячо молился, прося Бога простить его за непослушание. И Господь внял его молитве. В третий день зверь подплыл к берегу и изверг пророка на сушу.
Многие из тех, кто читал «Книгу пророка Ионы» задавались вопросом: можно ли быть проглоченным китом и выжить? Оказывается, можно. В апреле 1947 года американский журнал «Естественная история» опубликовал статью, которая приковала внимание зоологов.
Комментарий эксперта:
В статье приводился рассказ китобоев о том, как в 1891 году огромный кашалот потопил у берегов Аргентины шлюпку с китобойного корабля «Звезда Востока». Когда матросы потопленной шлюпки добрались до корабля, оказалось, что один из них исчез. Китобои не собирались прекращать охоту и, в конце концов, убили кита. А на следующий день, разделывая его тушу, они обнаружили в ней своего товарища. Он был жив! Несчастный находился без сознания, а кожа на открытых местах стала белоснежной под действием желудочного сока животного. Впрочем, больной вскоре пришёл в себя, а через месяц окончательно поправился.
В «Книге пророка Ионы» не указано, какой именно кит проглотил человека. Зоологи утверждают, что это не мог быть голубой кит. Крупный объект просто не пролезет ему в глотку. Более вероятным кандидатом выглядит кашалот. Среди моряков до сих пор жива легенда о живом человеке, извлеченном из тела кашалота в 1758 году в Средиземном море. И все-таки, по мнению ученых, человек, проглоченный кашалотом, неизбежно должен умереть если не от едкого желудочного сока, то по крайней мере от недостатка воздуха. Может быть, у зоологов есть другие версии?
Комментарий эксперта:
Теоретически это может быть финвал, второй по величине вид кита. Финвал, достигающий 26 метров в длину, дышит воздухом, поэтому в голове у него есть воздушная камера, являющаяся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить предмет, кит проталкивает его в эту камеру. Об этом пишет в своей книге «Тайны четырех океанов» моряк и писатель Владимир Шигин. В этой камере вполне может поместиться взрослый человек. Но есть и более интересная деталь. Если в такую воздушную камеру попадает предмет слишком крупный, чтобы пройти дальше, то финвал изрыгает его обратно. Именно это и произошло с Ионой.
Есть и другой кандидат на роль живой подводной лодки – косатка. Это крупнейшее плотоядное млекопитающее семейства дельфиновых. Косатка запросто заглатывает тюленя весом в три центнера, а ее желудок устроен так, что имеет предварительную камеру, своего рода склад, где хранится добыча до того, как пойдет в пищу.
История пророка Ионы долгое время воспринималась как чудо. Но ученые убеждены, что с научной точки зрения в ней нет ничего невероятного. Человек действительно может выжить, побывав во чреве кита. Впрочем, смысл самой истории от этого не меняется. Пример Ионы учит нас тому, что у Господа все возможно. Главное – не отказываться от пути, предначертанного нам Богом, и тогда Он непременно услышит нас и не оставит Своей милостью.
Автор: Игорь Маранин







Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 117 зач., XV, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться не срываться на людей? Как приучить себя избегать тяжёлых конфликтных ситуаций и не ввязываться в распри и ссоры? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Одна из проблем, которую апостол Павел разбирает на страницах своего послания к Римлянам, — это проблема раздоров в общине римских христиан. Верующие конфликтовали друг с другом по поводу некоторых ритуальных правил. В частности, между ними был спор о том, насколько строго им необходимо воздерживаться от мясной пищи и, вообще, придерживаться всякого рода гастрономических ограничений. Кто-то относился к телесному посту с чрезмерной серьёзностью. Кто-то делал акцент в своей духовной жизни совсем на другом и особо не беспокоился о том, что именно употреблять в пищу.
Апостол Павел старается примирить враждующие стороны. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию», — призывает он римских христиан. Большинство из них пришло в Церковь из язычества. И сам факт того, что это произошло, — является проявлением безграничной милости Божией. Господь сделал Своими учениками тех, с кем, согласно ветхозаветному закону, было нельзя садиться даже за один стол. Вот точно так и они сами должны теперь поступать со своими собратьями во Христе. Учиться снисходить друг ко другу даже в тех вопросах, которые кажутся им принципиальными.
Апостол уверен, что верующие смогут переступить через свои амбиции, перестанут доказывать друг другу свою правоту, проявят великодушие, уступчивость и найдут-таки компромисс. На это у них есть достаточно сил. Поэтому Павел и пишет: «вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Сами христиане могут об этом не подозревать, но эти таланты даны им Духом Божиим в силу того, что они крестились в Иисуса Христа. Всё, что от них требуется, — раскрыть эти таланты. То есть начать совершать действия, как будто они ими обладают.
Это прекрасная иллюстрация того, как в своей жизни можем действовать и мы. Опыт конфликта есть у каждого из нас без исключения. Мы сталкиваемся с людьми дома, на улице, в общественном транспорте, на работе. Противостоять другому человеку даже на уровне взгляда и тонкого движения сердца для нас очень естественно. Так мы вроде как очерчиваем и защищаем свои границы. И если мы рассмотрим любой свой прожитый день внимательно, то может быть сильно удивлены тому, насколько это сопротивление является нормой нашей ежедневной жизни. Нередко оно перерастает в открытое столкновение и даже в скандал, который в итоге приносит душевную боль.
Апостол Павел уверяет, что мы не обязаны уходить с головой в эту войну всех против всех. У нас есть намного больше внутренних сил, чем мы можем себе представить. Бог дал нам власть гасить любой ненужный конфликт в зародыше. Для этого необходимо всего лишь научиться действовать с теми, кто рядом с нами, по принципу «как будто». Как будто мы умеем миловать и прощать, быть понимающими и снисходительными. Постепенно эти механические действия станут для нас естественными и привычными. А вместе с ними в зависимости от нашего усердия в нашем сердце будет оживать источник благости и познания Бога. Господь наполнит нас — и мы сможем наставлять друг друга с милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть «автомобили жизни» продолжают доставлять помощь семьям и старикам в зону конфликта

Сотрудники и волонтёры Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии уже три года выезжают в сёла, которые находятся в зоне боевых действий. Каждый день на легковых автомобилях, газелях, они доставляют по разбитым дорогам еду, воду, лекарства и одежду — то, без чего мирным жителям не обойтись.
«В первую очередь помогаем сёлам, где нет ни света, ни воды, куда не добираются гуманитарные машины других служб», — рассказывает отец Дмитрий Кротков, руководитель гуманитарного центра.
Автомобили приходится загружать до предела, чтобы уместить в одну машину то, что по-хорошему нужно везти на трёх. Ведь ехать большой колонной в прифронтовой зоне — огромный риск.

Люди ждут эти машины как спасение. «Они уже знают, что мы привезём не только груз первой необходимости, но и для каждого ребёнка найдём конфетку, обнимем и утешим. Когда приезжаю, дети бегут ко мне: „Батюшка, а вы нам игрушечку привезли?“ Раздаю им то, что собрали добрые люди», — рассказывает отец Дмитрий.
Помимо этого, команда гуманитарного центра привозит медицинское оборудование и средства ухода в больницы, дома престарелых, а также интернаты для детей с инвалидностью.
От обстрелов, нагрузки и экстремальных условий машины быстро изнашиваются и требуют ремонта. Но денег на то, чтобы привести их в порядок — не хватает. Почти всё уходит на продукты и лекарства для людей. Потратиться на ремонт — значит оставить без еды десятки семей. Однако и без надёжного транспорта тоже не обойтись.
Поэтому отец Дмитрий, руководитель Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии, обращается за поддержкой ко всем, кто в силах помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ф.М. Достоевский как религиозный философ». Борис Межуев

У нас в гостях был доцент философского факультета МГУ Борис Межуев.
Разговор шел о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном философе, и как его взгляды и поиски отражались в его произведениях.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер