Об уча­стии вер­ных в Ев­ха­ри­стии

Ев­ха­ри­стия - глав­ное Та­ин­ство Церк­ви, уста­нов­лен­ное Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом на­ка­нуне Его спа­си­тель­ных стра­да­ний, крест­ной смер­ти и вос­кре­се­ния. Уча­стие в Ев­ха­ри­стии и при­ча­ще­ние Телу и Крови Хри­сто­вым яв­ля­ет­ся за­по­ве­дью Спа­си­те­ля, через Своих уче­ни­ков ска­зав­ше­го всем хри­сти­а­нам: "При­и­ми­те, ядите: сие есть Тело Мое" и "пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та" (Мф. 26:26-28). Сама Цер­ковь есть Тело Хри­сто­во, а по­то­му Та­ин­ство Тела и Крови Хри­ста ви­ди­мым об­ра­зом яв­ля­ет ми­сти­че­скую при­ро­ду Церк­ви, со­зи­дая цер­ков­ную об­щи­ну. Ду­хов­ная жизнь пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на немыс­ли­ма без при­ча­ще­ния Свя­тых Таин. При­об­ща­ясь Свя­тых Даров, ве­ру­ю­щие освя­ща­ют­ся силой Свя­то­го Духа и со­еди­ня­ют­ся со Хри­стом Спа­си­те­лем и друг с дру­гом, со­став­ляя еди­ное Тело Хри­сто­во.

Та­ин­ство Ев­ха­ри­стии тре­бу­ет осо­бо­го к нему при­го­тов­ле­ния. В Церк­ви само время - будь то время че­ло­ве­че­ской жизни или ис­то­рия всего че­ло­ве­че­ства - есть ожи­да­ние и при­го­тов­ле­ние для встре­чи со Хри­стом, а весь ритм бо­го­слу­жеб­ной жизни - ожи­да­ние и при­го­тов­ле­ние к Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и со­от­вет­ствен­но к при­ча­ще­нию, ради ко­то­ро­го она и со­вер­ша­ет­ся.

I.

Прак­ти­ка при­ча­ще­ния и под­го­тов­ки к нему в ис­то­рии Церк­ви ме­ня­лась и при­об­ре­та­ла раз­лич­ные формы.

Уже в апо­столь­скую эпоху в Церк­ви уста­но­ви­лась тра­ди­ция со­вер­шать Ев­ха­ри­стию каж­дое вос­кре­се­нье (а по воз­мож­но­сти - и чаще: на­при­мер, в дни па­мя­ти му­че­ни­ков), чтобы хри­сти­ане могли по­сто­ян­но пре­бы­вать в об­ще­нии со Хри­стом и друг с дру­гом (1Кор. 10:16-17. Деян. 2:46. Деян. 20:7). Все члены мест­ной об­щи­ны участ­во­ва­ли в еже­не­дель­ной Ев­ха­ри­стии и при­ча­ща­лись, а отказ от уча­стия в ев­ха­ри­сти­че­ском об­ще­нии без до­ста­точ­ных к тому ос­но­ва­ний под­вер­гал­ся по­ри­ца­нию: "Всех вер­ных, вхо­дя­щих в цер­ковь, и пи­са­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на мо­лит­ве и свя­том при­ча­ще­нии до конца, яко бес­чи­ние в церк­ви про­из­во­дя­щих, от­лу­ча­ти по­до­ба­ет от об­ще­ния цер­ков­но­го" (пра­ви­ло свя­тых Апо­стол 9). Пер­во­хри­сти­ан­ская прак­ти­ка при­ча­ще­ния за каж­дой Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей оста­ет­ся иде­а­лом и в на­сто­я­щее время, яв­ля­ясь ча­стью Пре­да­ния Церк­ви.

Вме­сте с тем, ко­ли­че­ствен­ный рост Церк­ви в III и осо­бен­но IV веках при­вел к пе­ре­ме­нам, в том числе в ли­тур­ги­че­ской жизни. С уве­ли­че­ни­ем числа дней па­мя­ти му­че­ни­ков и празд­ни­ков ев­ха­ри­сти­че­ские со­бра­ния на­ча­ли со­вер­шать­ся все чаще, а при­сут­ствие на них каж­до­го хри­сти­а­ни­на стало счи­тать­ся мно­ги­ми же­ла­тель­ным, но необя­за­тель­ным - равно как и уча­стие в при­ча­ще­нии. Цер­ковь про­ти­во­по­ста­ви­ла этому сле­ду­ю­щую ка­но­ни­че­скую норму: "Все вхо­дя­щие в цер­ковь, и слу­ша­ю­щие свя­щен­ные Пи­са­ния, но, по неко­е­му укло­не­нию от по­ряд­ка, не участ­ву­ю­щие в мо­лит­ве с на­ро­дом, или от­вра­ща­ю­щи­е­ся от при­ча­ще­ния свя­тыя Ев­ха­ри­стии, да будут от­лу­че­ны от Церк­ви до­то­ле, как ис­по­ве­да­ют­ся, ока­жут плоды по­ка­я­ния, и будут про­си­ти про­ще­ния, и таким об­ра­зом воз­мо­гут по­лу­чи­ти оное" (2-е пра­ви­ло Ан­тио­хий­ско­го Со­бо­ра).

Тем не менее, вы­со­кий идеал по­сто­ян­ной го­тов­но­сти к при­ня­тию Свя­тых Таин ока­зал­ся труд­но­до­сти­жим для мно­гих хри­сти­ан. По­это­му уже в тво­ре­ни­ях Свя­тых Отцов IV века встре­ча­ют­ся сви­де­тель­ства о со­су­ще­ство­ва­нии раз­ных прак­тик в от­но­ше­нии ре­гу­ляр­но­сти при­ча­ще­ния. Так, свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий го­во­рит о при­ча­ще­нии че­ты­ре раза в неде­лю как о норме: "При­ча­щать­ся же каж­дый день и при­об­щать­ся Свя­то­го Тела и Крови Хри­сто­вой - хо­ро­шо и по­лез­но, по­сколь­ку Сам [Хри­стос] ясно го­во­рит: Яду­щий Мою Плоть и пи­ю­щий Мою Кровь, имеет жизнь веч­ную. <...> Мы каж­дую неде­лю при­ча­ща­ем­ся че­ты­ре раза: в вос­кре­се­нье, в среду, в пят­ни­цу и в суб­бо­ту, а также и в про­чие дни, если слу­чит­ся па­мять ка­ко­го-либо свя­то­го". Менее по­лу­ве­ка спу­стя свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст от­ме­ча­ет, что мно­гие - в том числе мо­на­ше­ству­ю­щие - стали при­ча­щать­ся один-два раза в году: "Мно­гие при­ча­ща­ют­ся этой Жерт­вы од­на­ж­ды во весь год, дру­гие два­жды, а иные - несколь­ко раз. Слова наши от­но­сят­ся ко всем, не толь­ко к при­сут­ству­ю­щим здесь, но и к на­хо­дя­щим­ся в пу­стыне, - по­то­му что те [тоже] при­ча­ща­ют­ся од­на­ж­ды в год, а неред­ко - и раз в два года. Что же? Кого нам одоб­рить? Тех ли, ко­то­рые [при­ча­ща­ют­ся] од­на­ж­ды [в год], или тех, ко­то­рые часто, или тех, ко­то­рые редко? Ни тех, ни дру­гих, ни тре­тьих, но при­ча­ща­ю­щих­ся с чи­стой со­ве­стью, с чи­стым серд­цем, с без­уко­риз­нен­ной жиз­нью. Такие пусть все­гда при­сту­па­ют; а не такие [не долж­ны при­ча­щать­ся] и один раз [в году]" (Бе­се­ды на По­сла­ние к Ев­ре­ям).

В IV веке была окон­ча­тель­но за­фик­си­ро­ва­на сло­жив­ша­я­ся еще в до­ни­кей­скую эпоху норма об обя­за­тель­ном ев­ха­ри­сти­че­ском посте - пол­ном воз­дер­жа­нии от пищи и питья в день при­ча­ще­ния до мо­мен­та при­ня­тия Свя­тых Таин Хри­сто­вых: "Свя­тое та­ин­ство ол­та­ря да со­вер­ша­ет­ся лю­дь­ми не яд­ши­ми" (41-е [50-е] пра­ви­ло Кар­фа­ген­ско­го Со­бо­ра; под­твер­жде­но 29-м пра­ви­лом Трулль­ско­го Со­бо­ра). Од­на­ко уже на ру­бе­же IV–V веков неко­то­рые хри­сти­ане свя­зы­ва­ли при­ча­ще­ние не толь­ко с со­блю­де­ни­ем ев­ха­ри­сти­че­ско­го воз­дер­жа­ния перед ли­тур­ги­ей, но и, по сви­де­тель­ству свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, со вре­ме­нем Ве­ли­ко­го поста. Сам свя­ти­тель при­зы­ва­ет к более ча­сто­му при­ча­ще­нию: "Прошу, скажи мне: при­сту­пая к при­ча­ще­нию раз в году, ты дей­стви­тель­но счи­та­ешь, что со­ро­ка дней тебе до­ста­точ­но для очи­ще­ния гре­хов за весь [этот] пе­ри­од? А потом, по про­ше­ствии неде­ли, опять пре­да­ешь­ся преж­не­му? Скажи же мне: если бы ты, вы­здо­рав­ли­вая в те­че­ние со­ро­ка дней от про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни, потом опять при­нял­ся за ту же пищу, ко­то­рая при­чи­ни­ла бо­лезнь, то не по­те­рял ли бы ты и пред­ше­ство­вав­ше­го труда? Оче­вид­но, что так. Если же так устро­е­но фи­зи­че­ское [здо­ро­вье], то тем более - нрав­ствен­ное. <…> [Всего] сорок - а часто и не сорок - дней ты по­свя­ща­ешь здо­ро­вью души - и по­ла­га­ешь, что уми­ло­сти­вил Бога? <...> Го­во­рю это не с тем, чтобы за­пре­тить вам при­сту­пать од­на­ж­ды в год, но более желая, чтобы вы все­гда при­сту­па­ли к Cвя­тым Та­и­нам" (Бе­се­ды на По­сла­ние к Ев­ре­ям).

В Ви­зан­тии к XI–XII векам в мо­на­ше­ской среде уста­но­ви­лась тра­ди­ция при­ча­щать­ся толь­ко после под­го­тов­ки, вклю­чав­шей в себя пост, ис­пы­та­ние своей со­ве­сти перед мо­на­стыр­ским ду­хов­ни­ком, про­чте­ние перед при­ча­ще­ни­ем осо­бо­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, ко­то­рое за­рож­да­ет­ся и на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся имен­но в эту эпоху. На эту же тра­ди­цию стали ори­ен­ти­ро­вать­ся и бла­го­че­сти­вые ми­ряне, по­сколь­ку мо­на­ше­ская ду­хов­ность в Пра­во­сла­вии все­гда вос­при­ни­ма­лась как идеал. В наи­бо­лее стро­гом виде эта тра­ди­ция пред­став­ле­на, на­при­мер, в ука­за­нии рус­ско­го Ти­пи­ко­на (глава 32), ко­то­рый, в от­ли­чие от гре­че­ско­го, го­во­рит об обя­за­тель­ном се­ми­днев­ном посте перед при­ча­ще­ни­ем.

В 1699 году в со­став рус­ско­го Слу­жеб­ни­ка была вклю­че­на ста­тья под на­зва­ни­ем "Учи­тель­ное из­ве­стие". В ней, в част­но­сти, со­дер­жит­ся ука­за­ние и об обя­за­тель­ном сроке под­го­тов­ки ко свя­то­му при­ча­ще­нию - в че­ты­ре мно­го­днев­ных поста при­ча­щать­ся могут все же­ла­ю­щие, а вне по­стов сле­ду­ет по­стить­ся семь дней, но этот срок может быть со­кра­щен: "Аще убо кроме по­стов че­ты­рех обыч­ных при­сту­пи­ти ко свя­то­му при­ча­ще­нию вос­хо­тят, седмь дний пре­жде да по­стят­ся, в мо­лит­вах цер­ков­ных и до­маш­них пре­бы­ва­ю­ще (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да по­стят­ся точию)".

На прак­ти­ке крайне стро­гий под­ход к под­го­тов­ке ко свя­то­му при­ча­ще­нию, имев­ший по­ло­жи­тель­ные ду­хов­ные сто­ро­ны, при­во­дил, од­на­ко, и к тому что неко­то­рые хри­сти­ане по­дол­гу не при­ча­ща­лись, ссы­ла­ясь на необ­хо­ди­мость до­стой­ной под­го­тов­ки. Про­тив такой прак­ти­ки ред­ко­го при­ча­ще­ния была, в част­но­сти, на­прав­ле­на норма об обя­за­тель­ном при­ча­ще­нии всех хри­сти­ан Рос­сий­ской им­пе­рии хотя бы раз в году, со­дер­жа­ща­я­ся в "Ду­хов­ном ре­гла­мен­те": "Дол­жен всяк хри­сти­а­нин и часто, а хотя бы еди­нож­ды в год при­ча­ща­ти­ся Свя­той Ев­ха­ри­стии. Сие бо есть и бла­го­да­ре­ние наше изящ­ней­шее Богу о то­ли­ком смер­тию Спа­си­те­ле­вою со­де­ян­ном нам спа­се­нии... Того ради, аще ко­то­рый хри­сти­а­нин по­ка­жет­ся, что он весь­ма от свя­та­го при­ча­стия уда­ля­ет­ся, тем самым яв­ля­ет себе, что не есть в Теле Хри­сто­ве, си­есть, не есть со­общ­ник Церк­ви".

В XIX - на­ча­ле XX века бла­го­че­сти­вые люди стре­ми­лись при­ча­щать­ся хотя бы во все че­ты­ре мно­го­днев­ных поста. Мно­гие свя­тые того вре­ме­ни, среди ко­то­рых - свя­ти­тель Фе­о­фан За­твор­ник, пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский и дру­гие - при­зы­ва­ли при­сту­пать к Свя­тым Та­и­нам еще чаще. По сло­вам свя­ти­те­ля Фе­о­фа­на, "мера [при­ча­щать­ся] в месяц од­на­ж­ды или два раза - самая мер­ная", хотя "ни­че­го нель­зя ска­зать неодоб­ри­тель­но­го" и о более ча­стом при­ча­ще­нии. Каж­дый ве­ру­ю­щий может ру­ко­вод­ство­вать­ся та­ки­ми сло­ва­ми этого свя­то­го: "Свя­тых Таин при­ча­щай­тесь по­ча­ще, как ду­хов­ный отец раз­ре­шит, толь­ко ста­рай­тесь все­гда при­сту­пать и с долж­ным при­го­тов­ле­ни­ем и паче - со стра­хом и тре­пе­том, чтоб, при­вык­нув, не стать при­сту­пать рав­но­душ­но".

Ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг Церк­ви в годы го­не­ний ХХ века по­бу­дил мно­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и чад цер­ков­ных пе­ре­осмыс­лить су­ще­ство­вав­шую ранее прак­ти­ку ред­ко­го при­ча­ще­ния. В част­но­сти, в 1931 году Вре­мен­ный Пат­ри­ар­ший Синод в своем по­ста­нов­ле­нии от 13 мая ука­зал: "По­же­ла­ние ка­са­тель­но воз­мож­но­го ча­сто­го при­ча­ще­ния пра­во­слав­ных хри­сти­ан, а для пре­успе­ва­ю­щих из них - и еже­вос­крес­но­го при­знать при­ем­ле­мым".

В на­сто­я­щее время мно­гие пра­во­слав­ные люди при­ча­ща­ют­ся зна­чи­тель­но чаще, чем боль­шин­ство хри­сти­ан в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Од­на­ко прак­ти­ка ча­сто­го при­ча­ще­ния не может быть ав­то­ма­ти­че­ски рас­про­стра­не­на на всех без ис­клю­че­ния ве­ру­ю­щих, по­сколь­ку ча­сто­та при­ча­ще­ния на­пря­мую за­ви­сит от ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­сто­я­ния че­ло­ве­ка дабы, по слову Зла­то­уста, ве­ру­ю­щие при­сту­па­ли ко при­ча­ще­нию Свя­тых Таин "с чи­стою со­ве­стью, на­сколь­ко нам это воз­мож­но" (Про­тив иуде­ев. Слово III. 4).

II.

Тре­бо­ва­ния под­го­тов­ки ко свя­то­му при­ча­ще­нию опре­де­ля­ют­ся для каж­до­го ве­ру­ю­ще­го цер­ков­ны­ми по­ста­нов­ле­ни­я­ми и нор­ма­ми, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся ду­хов­ни­ком с уче­том ре­гу­ляр­но­сти при­об­ще­ния Свя­тых Таин, ду­хов­но­го, нрав­ствен­но­го и те­лес­но­го со­сто­я­ния, внеш­них об­сто­я­тельств жизни, на­при­мер, таких как за­ня­тость, обре­ме­нен­ность по­пе­че­ни­я­ми о ближ­них.

Ду­хов­ным отцом (ду­хов­ни­ком) че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся свя­щен­но­слу­жи­тель, у ко­то­ро­го он по­сто­ян­но ис­по­ве­ду­ет­ся, ко­то­рый зна­ком с об­сто­я­тель­ства­ми его жизни и ду­хов­ным со­сто­я­ни­ем. При этом ве­ру­ю­щие могут ис­по­ве­до­вать­ся у иных свя­щен­ни­ков в слу­чае невоз­мож­но­сти ис­по­ве­до­вать­ся у сво­е­го ду­хов­ни­ка. Если нет ду­хов­ни­ка, то ве­ру­ю­ще­му сле­ду­ет об­ра­щать­ся с во­про­са­ми, ка­са­ю­щи­ми­ся при­ча­ще­ния, к свя­щен­ни­кам того храма, где он же­ла­ет при­ча­стить­ся.

Как ду­хов­ни­ку, ру­ко­вод­ству­ю­ще­му­ся цер­ков­ны­ми по­ста­нов­ле­ни­я­ми и нор­ма­ми и на ос­но­ва­нии их на­став­ля­ю­ще­му хри­сти­а­ни­на, так и при­част­ни­ку необ­хо­ди­мо со­зна­вать, что целью под­го­тов­ки яв­ля­ет­ся не внеш­нее вы­пол­не­ние фор­маль­ных усло­вий, но об­ре­те­ние по­ка­ян­но­го со­сто­я­ния души, про­ще­ние обид и при­ми­ре­ние с ближ­ни­ми, со­еди­не­ние со Хри­стом в Свя­тых Та­и­нах. Пост и мо­лит­ва при­зва­ны по­мочь го­то­вя­ще­му­ся ко при­ча­ще­нию в об­ре­те­нии этого внут­рен­не­го со­сто­я­ния.

Па­мя­туя о сло­вах Спа­си­те­ля, об­ли­ча­ю­ще­го тех, кто воз­ла­га­ет на людей бре­ме­на тя­же­лые и неудо­бо­но­си­мые (Мф. 23:4), ду­хов­ни­кам сле­ду­ет осо­зна­вать, что неоправ­дан­ная стро­гость, равно как и чрез­мер­ное снис­хож­де­ние спо­соб­ны вос­пре­пят­ство­вать со­еди­не­нию че­ло­ве­ка со Хри­стом Спа­си­те­лем, при­не­сти ему ду­хов­ный вред.

Под­го­тов­ка мо­на­ше­ству­ю­щих к уча­стию в Та­ин­стве Ев­ха­ри­стии осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии с По­ло­же­ни­ем о мо­на­сты­рях и мо­на­ше­стве и внут­рен­ни­ми уста­ва­ми мо­на­сты­рей.

1. Прак­ти­ка при­уго­то­ви­тель­но­го поста ре­гу­ли­ру­ет­ся ас­ке­ти­че­ской тра­ди­ци­ей Церк­ви. Пост в форме воз­дер­жа­ния от ско­ром­ной пищи и уда­ле­ния от раз­вле­че­ний, со­про­вож­да­е­мый усерд­ной мо­лит­вой и по­ка­я­ни­ем, тра­ди­ци­он­но пред­ва­ря­ет при­ча­ще­ние Свя­тых Таин. Про­дол­жи­тель­ность и мера поста перед свя­тым при­ча­ще­ни­ем могут быть раз­ны­ми в за­ви­си­мо­сти от внут­рен­не­го со­сто­я­ния хри­сти­а­ни­на, а также объ­ек­тив­ных усло­вий его жизни. В част­но­сти, при ост­рых или хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ни­ях, тре­бу­ю­щих осо­бо­го ре­жи­ма пи­та­ния, а для жен­щин - при бе­ре­мен­но­сти и корм­ле­нии пост может быть со­кра­щен, об­лег­чен или от­ме­нен. Это же ка­са­ет­ся и хри­сти­ан, на вре­мен­ной или по­сто­ян­ной ос­но­ве пре­бы­ва­ю­щих в усло­ви­ях свет­ско­го об­ще­жи­тия, пред­по­ла­га­ю­ще­го общее пи­та­ние (вой­ско­вые под­раз­де­ле­ния, боль­ни­цы, ин­тер­на­ты, спец­шко­лы, места за­клю­че­ния).

Сло­жив­ша­я­ся в наши дни прак­ти­ка, со­глас­но ко­то­рой при­ча­ща­ю­щий­ся несколь­ко раз в году по­стит­ся три дня перед при­ча­ще­ни­ем, вполне со­от­вет­ству­ет пре­да­нию Церк­ви. Также при­ем­ле­мой сле­ду­ет при­знать прак­ти­ку, когда при­ча­ща­ю­щий­ся еже­не­дель­но или несколь­ко раз в месяц, и при этом со­блю­да­ю­щий ука­зан­ные Уста­вом мно­го­днев­ные и од­но­днев­ные посты, при­сту­па­ет к Свя­той Чаше без до­пол­ни­тель­но­го поста, либо со­хра­няя од­но­днев­ный пост или пост в вечер ка­ну­на при­ча­ще­ния. Ре­ше­ние по этому во­про­су долж­но при­ни­мать­ся с бла­го­сло­ве­ния ду­хов­ни­ка. Тре­бо­ва­ния под­го­тов­ки ко свя­то­му при­ча­ще­нию, ад­ре­со­ван­ные к часто при­ча­ща­ю­щим­ся ми­ря­нам, от­но­сят­ся и к свя­щен­но­слу­жи­те­лям.

Осо­бый слу­чай в от­но­ше­нии прак­ти­ки под­го­тов­ки ко свя­то­му при­ча­ще­нию со­став­ля­ет Свет­лая сед­ми­ца - неде­ля после празд­ни­ка Пасхи Хри­сто­вой. Древ­няя ка­но­ни­че­ская норма об обя­за­тель­ном уча­стии всех вер­ных в вос­крес­ной Ев­ха­ри­стии в VII веке была рас­про­стра­не­на и на Бо­же­ствен­ные ли­тур­гии всех дней Свет­лой сед­ми­цы: "От свя­та­го дня Вос­кре­се­ния Хри­ста Бога на­ше­го до Неде­ли Новыя, во всю сед­ми­цу вер­ные долж­ны во свя­тых церк­вах непре­стан­но упраж­нять­ся во псал­мех и пе­ни­ях и пес­нех ду­хов­ных, ра­ду­я­ся и тор­же­ствуя во Хри­сте, и чте­нию Бо­же­ствен­ных Пи­са­ний вни­мая, и Свя­ты­ми Та­и­на­ми на­сла­жда­я­ся. Ибо таким об­ра­зом со Хри­стом купно вос­крес­нем, и воз­не­сем­ся" (66-е пра­ви­ло Трулль­ско­го Со­бо­ра). Из этого пра­ви­ла ясно сле­ду­ет, что ми­ряне при­зы­ва­ют­ся при­ча­щать­ся на ли­тур­ги­ях Свет­лой сед­ми­цы. Имея в виду, что на Свет­лой сед­ми­це Устав не преду­смат­ри­ва­ет поста и что Свет­лой сед­ми­це пред­ше­ству­ют семь недель по­дви­га Ве­ли­ко­го поста и Страст­ной сед­ми­цы, - сле­ду­ет при­знать со­от­вет­ству­ю­щей ка­но­ни­че­ско­му пре­да­нию сло­жив­шу­ю­ся во мно­гих при­хо­дах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви прак­ти­ку, когда со­блю­дав­шие Ве­ли­кий пост хри­сти­ане в пе­ри­од Свет­лой сед­ми­цы при­сту­па­ют ко свя­то­му при­ча­ще­нию, огра­ни­чи­вая пост нев­ку­ше­ни­ем пищи после по­лу­но­чи. Ана­ло­гич­ная прак­ти­ка может быть рас­про­стра­не­на на пе­ри­од между Рож­де­ством и Бо­го­яв­ле­ни­ем. Го­то­вя­щим­ся ко при­ча­ще­нию в эти дни сле­ду­ет с осо­бым вни­ма­ни­ем блю­сти себя от неуме­рен­но­го по­треб­ле­ния пищи и пития.

2. От при­уго­то­ви­тель­но­го поста сле­ду­ет от­ли­чать ев­ха­ри­сти­че­ский пост в стро­гом смыс­ле слова - пол­ное воз­дер­жа­ние от пищи и питья с по­лу­но­чи до свя­то­го при­ча­ще­ния. Этот пост ка­но­ни­че­ски обя­за­те­лен (см. выше 41-е [50-е] пра­ви­ло Кар­фа­ген­ско­го Со­бо­ра). При этом тре­бо­ва­ние ев­ха­ри­сти­че­ско­го поста не при­ме­ня­ет­ся к мла­ден­цам, а также к лицам, стра­да­ю­щим тя­же­лы­ми ост­ры­ми или хро­ни­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми, пред­по­ла­га­ю­щи­ми неопу­сти­тель­ный прием ле­карств или пищи (как, на­при­мер, при са­хар­ном диа­бе­те), и к уми­ра­ю­щим. Кроме того, это тре­бо­ва­ние, по усмот­ре­нию ду­хов­ни­ка, может быть ослаб­ле­но в от­но­ше­нии бе­ре­мен­ных и кор­мя­щих жен­щин.

Ка­но­ни­че­ское право пред­пи­сы­ва­ет воз­дер­жи­вать­ся в пе­ри­од под­го­тов­ки ко свя­то­му при­ча­ще­нию от су­пру­же­ско­го об­ще­ния. 5 пра­ви­ло Ти­мо­фея Алек­сан­дрий­ско­го го­во­рит о воз­дер­жа­нии на­ка­нуне при­ча­стия.

Хри­сти­ан, под­вер­жен­ных вред­ной при­выч­ке та­ба­ко­ку­ре­ния, Цер­ковь при­зы­ва­ет от­ка­зать­ся от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, над­ле­жит воз­дер­жи­вать­ся от ку­ре­ния с по­лу­но­чи, а по воз­мож­но­сти - и с ве­че­ра в канун при­ча­ще­ния.

По­сколь­ку Ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров со­глас­но Уста­ву со­еди­не­на с ве­чер­ней, со­вер­ше­ние ее в ве­чер­нее время яв­ля­ет­ся устав­ной нор­мой (впро­чем, на прак­ти­ке эта ли­тур­гия обыч­но со­вер­ша­ет­ся утром). В со­от­вет­ствии с по­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 28 но­яб­ря 1968 года, "при со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в ве­чер­ние часы воз­дер­жа­ние для при­ча­ща­ю­щих­ся от при­ня­тия пищи и пития долж­но быть не менее 6 часов, од­на­ко воз­дер­жа­ние перед при­ча­ще­ни­ем с по­лу­но­чи от на­ча­ла дан­ных суток весь­ма по­хваль­но и его могут дер­жать­ся име­ю­щие фи­зи­че­скую кре­пость".

На не менее чем ше­сти­ча­со­вую норму воз­дер­жа­ния сле­ду­ет также ори­ен­ти­ро­вать­ся при под­го­тов­ке к при­ча­ще­нию за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей, со­вер­ша­е­мой ночью (к при­ме­ру, в празд­ни­ки Свя­той Пасхи и Рож­де­ства Хри­сто­ва).

3. Под­го­тов­ка к при­ча­ще­нию со­сто­ит не толь­ко в от­ка­зе от опре­де­лен­ной пищи, но и в более ча­стом по­се­ще­нии цер­ков­ных бо­го­слу­же­ний, а также в со­вер­ше­нии мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла.

Неиз­мен­ной ча­стью мо­лит­вен­ной под­го­тов­ки яв­ля­ет­ся По­сле­до­ва­ние ко свя­то­му при­ча­ще­нию, со­сто­я­щее из со­от­вет­ству­ю­ще­го ка­но­на и мо­литв. Мо­лит­вен­ное пра­ви­ло обыч­но вклю­ча­ет в себя ка­но­ны Спа­си­те­лю, Бо­жи­ей Ма­те­ри, Ан­ге­лу Хра­ни­те­лю и дру­гие мо­лит­во­сло­вия (см. "Пра­ви­ло го­то­вя­щим­ся слу­жи­ти, и хо­тя­щим при­ча­сти­ти­ся Свя­тых Бо­же­ствен­ных Та­инств, Тела и Крове Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста" в Сле­до­ван­ной Псал­ти­ри). Во время Свет­лой сед­ми­цы мо­лит­вен­ное пра­ви­ло со­сто­ит из Пас­халь­но­го ка­но­на, а также ка­но­на и мо­литв ко свя­то­му при­ча­ще­нию. Лич­ное мо­лит­вен­ное пра­ви­ло долж­но со­вер­шать­ся вне бо­го­слу­же­ний, ко­то­рые все­гда пред­по­ла­га­ют со­бор­ную мо­лит­ву. Осо­бен­ное пас­тыр­ское вни­ма­ние тре­бу­ет­ся в от­но­ше­нии людей, ду­хов­ный путь ко­то­рых в Церк­ви лишь на­чи­на­ет­ся и ко­то­рые еще не при­вык­ли к дли­тель­ным мо­лит­вен­ным пра­ви­лам, а также детей и боль­ных. Сле­до­ван­ная Псал­тирь пред­по­ла­га­ет воз­мож­ность за­ме­ны ка­но­нов и ака­фи­стов Иису­со­вой мо­лит­вой и по­кло­на­ми. В духе этого ука­за­ния по бла­го­сло­ве­нию ду­хов­ни­ка упо­мя­ну­тое пра­ви­ло может быть за­ме­не­но иными мо­лит­во­сло­ви­я­ми.

По­сколь­ку ли­тур­гия есть вер­ши­на всего бо­го­слу­жеб­но­го круга, при­сут­ствие на пред­ва­ря­ю­щих ее служ­бах - в первую оче­редь, ве­черне и утрене (или все­нощ­ном бде­нии) - яв­ля­ет­ся важ­ной ча­стью под­го­тов­ки к при­ня­тию Свя­тых Тела и Крови Хри­сто­вых.

Ду­хов­ник или ис­по­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник в слу­чае, когда че­ло­век от­сут­ство­вал на ве­чер­ней служ­бе на­ка­нуне при­ча­ще­ния или со­вер­шил мо­лит­вен­ное пра­ви­ло не в пол­ном объ­е­ме, дол­жен по­буж­дать его к тща­тель­ной под­го­тов­ке ко при­ча­ще­нию, но од­но­вре­мен­но при­ни­мать во вни­ма­ние об­сто­я­тель­ства его жизни и воз­мож­ное на­ли­чие ува­жи­тель­ных при­чин.

При­уго­тов­ляя себя к при­ня­тию Свя­тых Хри­сто­вых Таин за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей чада Церк­ви долж­ны со­би­рать­ся в храме к на­ча­лу бо­го­слу­же­ния. Пре­не­бре­же­ни­ем к Та­ин­ству Тела и Крови Хри­сто­вых яв­ля­ет­ся опоз­да­ние на Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, осо­бен­но когда ве­ру­ю­щие при­бы­ва­ют в храм после чте­ния апо­сто­ла и Еван­ге­лия. В слу­чае та­ко­го опоз­да­ния ис­по­ве­да­ю­щий или при­ча­ща­ю­щий свя­щен­ник может при­нять ре­ше­ние не до­пу­стить че­ло­ве­ка к Свя­той Чаше. Ис­клю­че­ние долж­но быть сде­ла­но для людей с огра­ни­чен­ны­ми фи­зи­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми, кор­мя­щих ма­те­рей, детей в мла­ден­че­ском воз­расте и со­про­вож­да­ю­щих их взрос­лых.

По окон­ча­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии хри­сти­а­нин дол­жен вы­слу­шать в храме или про­честь бла­го­дар­ствен­ные мо­лит­вы по свя­том при­ча­ще­нии. Хри­сти­а­ни­ну сле­ду­ет все­мер­но стре­мить­ся к тому, чтобы, воз­бла­го­да­рив Гос­по­да в мо­лит­ве за при­ня­тый дар, со­хра­нять его в мире и бла­го­че­стии, любви к Богу и ближ­не­му.

Учи­ты­вая нераз­рыв­ную связь при­ча­ще­ния с Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей, ду­хо­вен­ство не долж­но до­пус­кать прак­ти­ку, когда в от­дель­ных хра­мах вер­ным воз­бра­ня­ет­ся при­сту­пать ко свя­то­му при­ча­ще­нию в празд­ни­ки Свя­той Пасхи, Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бо­го­яв­ле­ния, в ро­ди­тель­ские суб­бо­ты и Ра­до­ни­цу.

III.

Го­то­вя­щий­ся ко свя­то­му при­ча­ще­нию со­вер­ша­ет ис­пы­та­ние своей со­ве­сти, пред­по­ла­га­ю­щее ис­крен­нее рас­ка­я­ние в со­вер­шен­ных гре­хах и от­кры­тие их перед свя­щен­ни­ком в Та­ин­стве По­ка­я­ния. В усло­ви­ях, когда мно­гие при­хо­дя­щие в храмы еще недо­ста­точ­но уко­ре­не­ны в цер­ков­ной жизни, в связи с чем под­час не по­ни­ма­ют зна­че­ния Та­ин­ства Ев­ха­ри­стии или не осо­зна­ют нрав­ствен­ных и ка­но­ни­че­ских по­след­ствий своих гре­хов­ных де­я­ний, ис­по­ведь поз­во­ля­ет ис­по­ве­ду­ю­ще­му свя­щен­ни­ку су­дить о воз­мож­но­сти до­пу­стить ка­ю­ще­го­ся к при­ня­тию Свя­тых Хри­сто­вых Таин.

В от­дель­ных слу­ча­ях в со­от­вет­ствии с прак­ти­кой, сло­жив­шей­ся во мно­гих при­хо­дах, ду­хов­ник может бла­го­сло­вить ми­ря­ни­на при­об­щить­ся Тела и Крови Хри­сто­вых несколь­ко раз в те­че­ние одной неде­ли (на­при­мер, на Страст­ной и Свет­лой сед­ми­цах) без пред­ва­ри­тель­ной ис­по­ве­ди перед каж­дым при­ча­ще­ни­ем кроме си­ту­а­ций, когда же­ла­ю­щий при­ча­стить­ся ис­пы­ты­ва­ет по­треб­ность в ис­по­ве­ди. При пре­по­да­нии со­от­вет­ству­ю­ще­го бла­го­сло­ве­ния ду­хов­ни­кам сле­ду­ет особо пом­нить о вы­со­кой от­вет­ствен­но­сти за души па­со­мых, воз­ло­жен­ной на них в Та­ин­стве Свя­щен­ства.

В неко­то­рых при­хо­дах имеет место дли­тель­ное ожи­да­ние на­ча­ла при­ча­ще­ния мирян. Это про­ис­хо­дит из-за дол­го­го при­ча­ще­ния ду­хо­вен­ства при со­вер­ше­нии со­бор­ных бо­го­слу­же­ний или со­вер­ше­ния ис­по­ве­ди после за­при­част­но­го стиха. Такое по­ло­же­ние дел сле­ду­ет при­знать неже­ла­тель­ным. Та­ин­ство по­ка­я­ния долж­но со­вер­шать­ся по воз­мож­но­сти вне Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, дабы не ли­шать ис­по­ве­да­ю­ще­го и ис­по­ве­да­ю­ще­го­ся пол­но­цен­но­го уча­стия в сов­мест­ной Ев­ха­ри­сти­че­ской мо­лит­ве. Недо­пу­сти­мо со­вер­ше­ние ис­по­ве­ди по­мо­га­ю­щим за ли­тур­ги­ей свя­щен­ни­ком во время чте­ния Еван­ге­лия и ев­ха­ри­сти­че­ско­го ка­но­на. Ис­по­ведь же­ла­тель­но про­во­дить пре­иму­ще­ствен­но с ве­че­ра или до на­ча­ла Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Кроме того, важ­ным яв­ля­ет­ся уста­нов­ле­ние на при­хо­дах фик­си­ро­ван­ных дней и часов, когда свя­щен­ник в обя­за­тель­ном по­ряд­ке при­сут­ству­ет для встре­чи с же­ла­ю­щи­ми об­ще­ния с пас­ты­рем.

IV.

Недо­пу­сти­мо при­ча­щать­ся в со­сто­я­нии озлоб­лен­но­сти, гнева, при на­ли­чии тя­же­лых неис­по­ве­дан­ных гре­хов или непро­щен­ных обид. Дер­за­ю­щие при­сту­пать к Ев­ха­ри­сти­че­ским Дарам в таком со­сто­я­нии души сами под­вер­га­ют себя суду Божию, по слову апо­сто­ла: "Кто ест и пьет недо­стой­но, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. От­то­го мно­гие из вас немощ­ны и нема­ло уми­ра­ет" (1Кор. 11:29-30).

При со­вер­ше­нии тя­же­лых гре­хов при­ме­не­ние ка­но­нов в части от­лу­че­ния от при­ча­стия на дли­тель­ные сроки (более чем на один год) может осу­ществ­лять­ся толь­ко по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­но­го ар­хи­ерея. В слу­чае зло­упо­треб­ле­ния свя­щен­ни­ком пра­вом на­ло­же­ния пре­ще­ний во­прос может быть пе­ре­дан на рас­смот­ре­ние в цер­ков­ный суд.

Ка­но­ны за­пре­ща­ют при­ча­щать­ся в со­сто­я­нии жен­ской нечи­сто­ты (2-е пра­ви­ло свя­то­го Ди­о­ни­сия Алек­сан­дрий­ско­го, 7-е пра­ви­ло Ти­мо­фея Алек­сан­дрий­ско­го). Ис­клю­че­ние может быть сде­ла­но в слу­чае смерт­ной опас­но­сти, а также когда кро­во­те­че­ние про­дол­жа­ет­ся дли­тель­ное время в связи с хро­ни­че­ским или ост­рым за­бо­ле­ва­ни­ем.

V.

Как от­ме­че­но в Ос­но­вах со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви (Х. 2) и в опре­де­ле­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 28 де­каб­ря 1998 года, Цер­ковь, на­ста­и­вая на необ­хо­ди­мо­сти цер­ков­но­го брака, все же не ли­ша­ет при­ча­ще­ния Свя­тых Таин су­пру­гов, со­сто­я­щих в брач­ном союзе, ко­то­рый за­клю­чен с при­ня­ти­ем на себя всех за­кон­ных прав и обя­зан­но­стей и при­зна­ет­ся в ка­че­стве юри­ди­че­ски пол­но­цен­но­го брака, но по каким-то при­чи­нам не освя­щен вен­ча­ни­ем. Эта мера цер­ков­ной ико­но­мии, опи­ра­ю­ща­я­ся на слова свя­то­го апо­сто­ла Павла (1Кор. 7:14) и пра­ви­ло 72 Трулль­ско­го Со­бо­ра, имеет в виду об­лег­че­ние воз­мож­но­сти уча­стия в цер­ков­ной жизни для тех пра­во­слав­ных хри­сти­ан, ко­то­рые всту­пи­ли в брак до на­ча­ла сво­е­го со­зна­тель­но­го уча­стия в та­ин­ствах Церк­ви. В от­ли­чие от блуд­но­го со­жи­тель­ства, яв­ля­ю­ще­го­ся ка­но­ни­че­ским пре­пят­стви­ем ко при­ча­ще­нию, такой союз в гла­зах Церк­ви пред­став­ля­ет собой за­кон­ный брак (за ис­клю­че­ни­ем тех слу­ча­ев, когда за­ко­но­да­тель­но до­пу­сти­мые "браки" - на­при­мер, союз между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми или од­но­по­лое со­жи­тель­ство, ко­то­рые при­зна­ны в ряде стран, - с точки зре­ния Церк­ви недо­пу­сти­мы в прин­ци­пе). Од­на­ко долг пас­ты­рей - на­по­ми­нать ве­ру­ю­щим о необ­хо­ди­мо­сти не толь­ко за­клю­че­ния юри­ди­че­ски дей­стви­тель­но­го брака, но и освя­ще­ния та­ко­во­го в цер­ков­ном свя­щен­но­дей­ствии.

От­дель­но­му рас­смот­ре­нию под­ле­жат те слу­чаи, когда лица про­жи­ва­ют сов­мест­но дли­тель­ное время, неред­ко имеют общих детей, но не со­сто­ят в цер­ков­ном или за­ре­ги­стри­ро­ван­ном го­су­дар­ством браке, при­чем одна из сто­рон та­ко­го со­жи­тель­ства не же­ла­ет ни ре­ги­стри­ро­вать от­но­ше­ния, ни вен­чать­ся. Такие со­жи­тель­ства гре­хов­ны, а их рас­про­стра­не­ние в мире яв­ля­ет­ся про­тив­ле­ни­ем за­мыс­лу Божию о че­ло­ве­ке, опас­но для ин­сти­ту­та брака и не может по­лу­чить ни­ка­ко­го при­зна­ния со сто­ро­ны Церк­ви. При этом ду­хов­ник, зная об­сто­я­тель­ства жизни кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, по снис­хож­де­нию к немо­щи че­ло­ве­че­ской в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях может до­пу­стить до при­ча­стия ту сто­ро­ну, ко­то­рая осо­зна­ет гре­хов­ность та­ко­го со­жи­тель­ства и стре­мит­ся за­клю­чить за­кон­ный брак. Не до­пус­ка­ет­ся до при­ча­стия тот со­жи­тель, по вине ко­то­ро­го не за­клю­ча­ет­ся брак. Если же хотя бы один из со­жи­те­лей со­сто­ит в дру­гом браке, то обе сто­ро­ны не могут быть до­пу­ще­ны до при­ча­стия без ка­но­ни­че­ско­го уре­гу­ли­ро­ва­ния си­ту­а­ции и при­не­се­ния долж­но­го по­ка­я­ния.

VI.

Под­го­тов­ка детей ко свя­то­му при­ча­ще­нию имеет свои осо­бен­но­сти. Ее про­дол­жи­тель­ность и со­дер­жа­ние опре­де­ля­ют­ся ро­ди­те­ля­ми в кон­суль­та­ции с ду­хов­ни­ком и долж­ны учи­ты­вать воз­раст, со­сто­я­ние здо­ро­вья и сте­пень во­цер­ко­в­лен­но­сти ре­бен­ка.

Ро­ди­те­лям, ре­гу­ляр­но при­во­дя­щим к Свя­той Чаше своих детей, что яв­ля­ет­ся бла­гом, необ­хо­ди­мо стре­мить­ся к при­ча­ще­нию вме­сте с ними (при невоз­мож­но­сти од­но­вре­мен­но при­ча­щать­ся обоим ро­ди­те­лям - по­оче­ред­но). Прак­ти­ка, когда ро­ди­те­ли при­ча­ща­ют детей, а сами редко при­сту­па­ют ко свя­то­му при­ча­ще­нию, пре­пят­ству­ет укреп­ле­нию в со­зна­нии детей необ­хо­ди­мо­сти уча­стия в Ев­ха­ри­сти­че­ской тра­пе­зе.

Пер­вая ис­по­ведь перед при­ча­ще­ни­ем, со­глас­но 18-му пра­ви­лу Ти­мо­фея Алек­сан­дрий­ско­го, со­вер­ша­ет­ся по до­сти­же­нии воз­рас­та де­ся­ти лет, но в тра­ди­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пер­вая ис­по­ведь про­ис­хо­дит, как пра­ви­ло, в воз­расте семи лет. При этом воз­раст со­вер­ше­ния пер­вой ис­по­ве­ди, а также ча­сто­та со­вер­ше­ния ис­по­ве­ди для ре­бен­ка в воз­расте от 7 до 10 лет при еже­вос­крес­ном при­ча­ще­нии долж­ны опре­де­лять­ся сов­мест­но ду­хов­ни­ком и ро­ди­те­ля­ми, с уче­том ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей в раз­ви­тии ре­бен­ка и его по­ни­ма­ния цер­ков­ной жизни.

Для детей до трех лет ев­ха­ри­сти­че­ский пост не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным. По тра­ди­ции, с трех­лет­не­го воз­рас­та детей в пра­во­слав­ных се­мьях по­сте­пен­но при­уча­ют к воз­дер­жа­нию от пищи и питья перед при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Таин. К се­ми­лет­не­му воз­рас­ту ре­бе­нок дол­жен твер­до при­вык­нуть при­ча­щать­ся на­то­щак. С этого же вре­ме­ни сле­ду­ет учить ре­бен­ка про­чи­ты­вать мо­лит­во­сло­вия ко свя­то­му при­ча­ще­нию, со­дер­жа­ние и объем ко­то­рых опре­де­ля­ют­ся ро­ди­те­ля­ми в со­от­вет­ствии с воз­рас­том, ду­хов­ным и ин­тел­лек­ту­аль­ным раз­ви­ти­ем ре­бен­ка.

Вос­при­ем­ни­ки долж­ны при­ни­мать все­мер­ное уча­стие в вос­пи­та­нии детей в бла­го­че­стии, в том числе по­буж­дая их ре­гу­ляр­но при­ча­щать­ся Свя­тых Хри­сто­вых Таин и по­мо­гая ро­ди­те­лям при­во­дить их ко Свя­той Чаше.

* * *

Ев­ха­ри­стия - цен­траль­ное Та­ин­ство Церк­ви. Ре­гу­ляр­ное при­ча­ще­ние необ­хо­ди­мо че­ло­ве­ку для спа­се­ния, в со­от­вет­ствии со сло­ва­ми Гос­по­да Иису­са Хри­ста: "Ис­тин­но, ис­тин­но го­во­рю вам: если не бу­де­те есть Плоти Сына Че­ло­ве­че­ско­го и пить Крови Его, то не бу­де­те иметь в себе жизни. Яду­щий Мою Плоть и пи­ю­щий Мою Кровь имеет жизнь веч­ную, и Я вос­кре­шу его в по­след­ний день" (Ин. 6:53-54).

Пат­ри­ар­хия.ru