Дьявол хитёр и очень коварен - в своих тёмных деяниях он всегда руководствуется определённой тактикой. Каждый верующий человек должен знать о ней для того, чтобы не попасться в ловушки, расставленные им и его подданными.
Подробнее рассказывает об этом Преподобный Варсонофий Оптинский:
«…Дьявол всегда знает о том или ином нашем прегрешении, и потому стремится всеми возможными способами помешать нам покаяться. Он старается умалить в наших глазах степень совершённого прегрешения, внушая нам мысли о том, что «Бог милосерден – Он и так нам всё простит», и что ничего непоправимого не случилось. Этими мыслями он улещивает нас, пока мы и вовсе не позабудем о прегрешении.
Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать!
Если человек хочет принести покаяние, нечистая сила тут же пользуется другой своей уловкой: она пытается внушить нам, что грех наш настолько ужасен и велик, что Господь ни за что его нам не простит и не пощадит, не сжалится над нами. Опасайтесь дьявольского хитроумия!».
Важность и значимость покаяния – искреннего и чистосердечного – невозможно преуменьшить. Дьявол и его приспешники прекрасно знают о том, что исповедь в Храме очищает человека от всех совершённых им прежде грехов, а потому пытаются этой исповеди воспрепятствовать.
А если человеку всё же удаётся побороть нечистые увещивания, демоны стремятся его смутить, внушают мысли о том, как постыдно и отвратительно то, в чём он кается перед батюшкой.
Существует одна мудрая притча, рассказывающая о грешном человеке, регулярно приносившим покаяние. Всю жизнь этот человек так и прожил – сначала грешил, а потом каялся. Он успел принести покаяние и перед самой своей смертью. После того, как этот человек упокоился, нечистый дух явился к Господу со словами:
- Я пришёл за его душой, она – моя.
Бог ответил нечистому:
- Нет, не твоя. Этот человек хоть и был грешен, но каялся.
- Каялся, но ведь всё равно не прекращал грешить, - не унимался бес.
На это Небесный Отец ответил ему:
- Но если ты каждый раз принимал его после покаяния Мне, то как же Мне отвергнуть его после того, как он, пойдя на грех, вновь обращался к Мне с искренним раскаянием?
Любой, даже самый тяжкий грех, способна уврачевать исповедь.
Конечно, порой нам сложно бывает исповедоваться, однако начать можно с келейного чтения покаянных молитв. Это поможет Вам собраться с силами и отправиться исповедоваться в Храм.
Только не тяните, откладывая покаяние «на потом», ведь наши грехи, а также блудные, порочные, злые помыслы влияют и на наших ближних. А как можно не пожалеть и подвергнуть опасности собственную семью, своих родных и любимых людей?
По мнению профессора Алексея Осипова, каждый наш поступок влияет на тех, кто нам близок – не только на семью, но даже и на друзей. Сложно усомниться в правдоподобности подобного высказывания, ведь даже философы древности считали, что человечество – это единый, слаженный механизм.
Того же мнения на этот счёт придерживается и христианская религия. То же самое часто происходит с нашим организмом: если у нас заболит какой-либо орган, мы ощутим эту боль всем телом.
Однако не только исповедоваться, но даже осознать собственные грехи порой бывает непросто. А главным признаком подобного осознания является отсутствие потребности в осуждении кого-либо.
Очень важно уметь заниматься своими делами и не оглядываться при этом на других, не стремиться влезть в их жизни и их дела. Не стоит разбрасываться словами без надобности – лучше лишний раз промолчать, нежели чем делиться с кем-то блудными, грешными мыслями, одолевающими Вас.
О подобных вещах следует рассказывать только батюшке в минуты исповеди. Жалейте и берегите своих ближних, живите с ними в мире и согласии, прощайте окружающих и душой, и на деле. Доказывайте и демонстрируйте свою любовь помощью, заботой, поддержкой и благими делами.
Нечистая сила толкает нас на грех целенаправленно и умышленно – она мечтает заполучить нашу душу, отвернув её от Господа. Дьявол лучше кого бы то ни было знает, как сбить человека с праведного пути – ведь человек, начавший грешить, постепенно отдаляется от собственной семьи и близких людей.
При этом он убеждён в том, что «никто его не любит», «никому он не нужен» и «всем всё равно, что с ним происходит». Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда у нас немеет язык: в подобных случаях мы уже не чувствуем ни сладости мёда, ни вкуса спелой клубники.
Душа человека, ступившего на путь греха, становится грубой и каменеет – она словно обрастает бронёй, которая уже не позволяет ощущать любовь и участие, но делает человека обидчивым и чёрствым.
Любое доброе слово такой человек истолкует неверно – ему будет казаться, что все вокруг желают причинить ему зло или навредить. При этом он будет уверен, что окружающие его люди живут радостной и счастливой жизнью, в то время как сам он несчастен и всеми забыт.
Даже в том случае, когда ради такого человека пожертвуешь собственной кровью (в прямом или переносном смысле), он всё равно не оценит подобного поступка, приняв Вашу любовь за иное, низменное и эгоистичное чувство.
Для таких людей невозможно сделать что-то хорошее или благое – им тут же покажется, что таким образом Вы пытаетесь влезть в их жизнь чтобы как-то навредить.
И даже простое предложение присесть такой человек воспримет как указ. Незначительно повысите голос – и тут же убедите его в своём презрении.
Иными словами, когда человек совершает грех, он становится рабом не только этого самого греха, но и одиночества, на которое сам себя и обрекает.
Если Вы замечаете в ком-то из своих ближних подобные признаки, знайте – он мучается и страдает от того, что совершил тяжкий грех. Человек, свободный от греха, не станет искать подвоха в добром и участливом обращении окружающих, совсем напротив – ему будет казаться, что все вокруг любят его.
Такой человек захочет обнять окружающих, так как будет ощущать единение с ними.
Иными словами, чем мы свободнее от греха, тем больше понимаем, что мы – не одни, и что нам не желают зла. И, напротив, чем больше мы грешим, тем сильнее стремимся замкнуться и закрыться в себе.
Также читайте: