Сокращенное изложение Божественных догматов

Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Сокращенное изложение Божественных догматов» является 5-й книгой сочинения блж. Феодорита Кирского «Краткое изложение еретических вымыслов», написанного около 453 г. Блж. Феодорит пытается систематически изложить христианскую догматику и предлагает сопоставить православное учение с еретическими заблуждениями, которые он привел в предыдущих 4-х книгах.

Трактат состоит из 29 глав. Первые главы посвящены триадологии. В главе 1 излагается учение о Боге. В главах 2-3 блж. Феодорит отстаивает равенство и совечность Сына и Святого Духа Отцу.

В главах 4-9 говорится о творении, духовных сущностях и антропологии. Все создано Пресвятой Троицей, а не является результатом взаимодействия эонов, чему учили гностики. Сотворенные Богом разумные существа подразделяются на 2 вида: бестелесные духи (ангелы и демоны) и человек. Природа человека имеет 2 составляющие: бессмертную душу и тело, составленное из 4 элементов. Блж. Феодорит отвергает учение о предсуществовании и переселении душ.

В главе 10 речь идет о Божественном Промысле. Автор критикует учение, что Бог не промышляет о Своем творении, что Промысл Божий ограничен подлунной сферой.

Главы 11-15 посвящены христологии и сотериологии. Блж. Феодорит обличает ереси манихеев, гностиков, ариан и др. Он подчеркивает, что Церковь Одного и Того же именует Сыном, Единородным, Логосом и Иисусом Христом, прилагая последнее именование к Господу после вочеловечения, а прочие - и до, и после него.

В главах 16-17 говорится о благости и праведности Божией, о единстве двух Заветов. Блж. Феодорит критикует 2 основных заблуждения Маркиона: противопоставления справедливого Демиурга и благого Бога и отрицания того, что Ветхий и Новый Заветы восходят к Одному и Тому же Законодателю.

В главе 18 речь идет о крещении, которое не только дарует оставление прежних грехов, но и дает верным образ будущего воскресения, приобщение к страданиям Христа и причастие Его Воскресению (гл. 18).

В главах 19-23 речь идет об эсхатологии. Бессмертная душа не воскресает, а возвращается в тело. Второму Пришествию Христа будет предшествовать явление антихриста. Каждый человек получит по справедливости либо награду, либо наказание. Царство праведников будет не земным и ограниченным во времени, как учат сторонники хилиазма, а вечным и нетленным (главы 19-23).

Главы 24-29 посвящены вопросам нравственности и изложению православного учения о браке.

Предисловие

1. О начале и Отце 2. О Сыне 3. О Святом Духе и о Божественных именах 4. О творении 5. О веществе 6. Об эонах 7. Об Ангелах 8. О диаволе и о демонах 9. О человеке 10. О Промысле 11. О Домостроительстве Спасителя 12. О том, что Владыка восприял на Себя тело 13. О том, что Владыка с телом восприял и душу 14. О том, что Владыка восприял на Себя совершенное человеческое естество 15. О том, что Владыка воскресил восприятое Им на Себя естество 16. О том, что Один и Тот же и благ и справедлив 17. О том, что Один и Тот же дал и Ветхий и Новый Завет 18. О крещении 19. О Воскресении 20. О суде 21. Об обетованиях 22. О Втором пришествии Бога и Спасителя нашего 23. Об антихристе 24. О девстве 25. О браке 26. О втором браке 27. О блуде 28. О покаянии 29. О воздержании  

 
Предисловие

Мед и без сравнения с чем другим всякому человеку кажется сладким; а по сличении с какою-либо горечью оказывается более сладким. Все признают вожделенным здравие; но еще вожделеннее оно после болезни. И тишина приятнее после бури. Так и об истине здравомыслящие люди знают, что она – достойное приобретения стяжание; однако же более светозарною и божественною делает ее сравниваемая с нею ложь. Поэтому, так как показали мы гнусность лжи, раскрыли еретические басни и явны стали их злочестие, мерзость и невероятность; сравнив теперь с ними евангельское учение, покажем разность между светом и тьмою, между полным здравием и самою тяжкою болезнию. Но невозможно найти подобия, приличного настоящему сравнению; потому что и тьма, хотя не имеет света, однако же удовлетворяет необходимой потребности людей, и ночь утрудившимся в продолжение дня доставляет упокоение. Да и болезнь для многих была полезною; потому что, во время оной познав Спасителя и Создателя, у Него стали просить избавления от страданий и, получив просимое, позаботились о добродетели. Следствием же оных негодных басен и несказанных хулений для верящих им бывает всевозможный вред. Посему невозможно найти подобия, соответственного разности сих противоположных догматов, лучше же сказать, можно найти одно только самое очевидное. Ибо каково расстояние между Богом и дьяволом, такова же разность между учением Божиим и дьявольским. И сие яснее покажет сличаемая с оными баснями лепота Божиих словес, издающая лучи мысленного света. Но прежде всего прочего надлежит сказать, чему научены мы о Начале всяческих.


Источник: Творения блаженного Феодорита епископа Кирского / [Общ. ред.: проф. А.И. Сидоров]. - М. : Паломникъ, 2003. - 717, [1] с. - (Библиотека отцов и учителей церкви) / Сокращенное изложение Божественных догматов. 9–83 с. ISBN 5-87468-203-1

Комментарии для сайта Cackle