- Создание семьи
- Жизнь христианской семьи
- Примеры христианских семей, почитаемых Церковью в лике святых
- Христианское учение о семье
- Цитаты о семье
- Литература по теме
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8)
Семья́ –
1) группа людей, состоящая из мужа и жены и, возможно, одного, двух или нескольких детей (при этом дети могут быть: а) родными обоим супругам; б) родными одному из супругов, и усыновлёнными / удочерёнными другим; усыновлёнными / удочерёнными супругами);
2) группа людей, состоящая из отца и ребёнка / детей, либо из матери и ребёнка / детей;
3) (в широком значении слова) группа людей, состоящая из мужа, детей и других близких родственников.
Христианская семья предполагает пожизненный союз одного мужчины и одной женщины, объединённых верой в Господа Иисуса Христа, открытость к рождению детей и их воспитание в вере.
Для христиан допустим вариант смешанного брака, при условии, что он был заключён до обращения супругов к христианской вере, до Крещения. Если один из супругов впоследствии станет христианином, а второй останется неверующим (иноверцем), то такой брак признается законным. По совету апостола Павла, такие браки не стоит расторгать по инициативе верующей стороны, в надежде на обращение неверующего супруга (1Кор.7:12-16).
Создание семьи
Поскольку создание семьи, как и любое дело в жизни верующего человека, связано с исполнением воли Божией, то здесь необходимо руководствоваться установлениями закона Божия и правилами Церкви. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать домашней Церковью (Рим.16:5; Флм.1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак только в Господе (1Кор.7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Х.2).
72-й канон Трулльского собора запрещает православному человеку вступать в брак с еретиком. Между тем, это правило трактуется шире: как запрет вступать в брак не только с еретиком, но и с неверующим или иноверцем. Этот запрет связан, с опасностью отпадения христианина, вступившего в такой брачный союз, от веры, а также с тем, что будущих детей, рождённых в таком браке, было бы сложно воспитывать в христианской вере.
Верующие люди заключают свой брак в Церкви (в настоящее время Русской Православной Церкви это принято делать после государственной регистрации брака), если к этому нет канонических препятствий.
Таинство Брака предполагает, что между христианскими супругами создаются пожизненные узы. По этой причине развод оценивается, как грех: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Это накладывает особенную ответственность на обоих супругов.
Создавая семью, супруги должны иметь готовность к рождению и воспитанию детей. «Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (Основы социальной концепции РПЦ. XII.3). При решении вопроса о количестве детей и интервалах между их рождением, супруги могут использовать методы естественного распознавания плодности, которые не предполагают искусственного вмешательства в природный процесс и извращения супружеского акта (например, симптотермальный метод распознавания плодности). Будущим супругам важно иметь принципиальное согласие по этим и другим важным вопросам еще на этапе подготовки к созданию семьи.
Создание новой семьи означает, что супруги выходят из семей своих родителей.
Жизнь христианской семьи
Именование христианской семьи малой церковью предполагает, что ее члены вместе стремятся к Богу, помогают друг другу на пути к спасению. Ее главой, по христианскому учению, является муж (1Кор.11:3). Это более говорит о его ответственности, чем о правах. Никакие деспотизм и семейное насилие не могут быть оправданы правами главы семьи. Мужчина несет полную ответственность за то, что происходит в его доме. Его обязанности касаются не только обеспечения материальных нужд и безопасности своей семьи, но и ее духовного благоустройства. Свт. Феофан Затворник пишет: «Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени». Это предполагает воцерковленность главы семьи, знание основ веры и закона Божия, а также деятельную демонстрацию доброго примера.
Остальные члены семьи должны иметь уважение к главе и относиться к нему именно как к главе, разумеется, помня, что Главнейшим над ними является Бог, а не муж. Между собой нужно жить в мире и согласии, любить и поддерживать друг друга. Важно беречь репутацию своей семьи и без острой необходимости (например, в случае совершения уголовных преступлений) не распространять вовне такие сведения, которые могут ее испортить. Свт. Феофан Затворник пишет: «Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священной для всего дома тайной».
Мужу заповедано Богом любить свою жену как собственное тело, заботиться о ней до самопожертвования (Еф.5:25-33), не проявлять суровости к ней (Кол.3:19), обращаться с ней благоразумно, как с немощнейшим сосудом, уважать ее (1Пет.3:7), не иметь неуместной ревности и не подавать поводов к ревности со своей стороны (Сир.9:1-2). Как отец, он должен воспитывать своих детей в «учении и наставлении Господнем» и не раздражать их несправедливым отношением и излишней строгостью (Еф.6:4).
Жене заповедано повиноваться своему мужу во всем, кроме греха (Еф.5:22-24), почитать его своим главой и не стремиться доминировать над ним (Сир.25:24). Ей следует одеваться прилично, в соответствии со званием христианки (1Тим.2:9). Украшением ей служат кротость, спокойствие (1Пет.3:4), приветливость (Сир.36:25) и добрые дела (1Тим.2:10). Она добра, целомудренна, чиста, любит мужа и детей, заботится о доме (Тит.2:3-5), воспитывает детей в благочестии (1Тим.2:15). Обоим супругам следует хранить пожизненную верность друг другу.
В вопросах интимной жизни, они равны. Апостол Павел пишет: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:3-5). Все решения в этой области должны приниматься самими супругами, добровольно и по взаимному согласию.
Детям заповедано почитать своих родителей и повиноваться им в Господе (Еф.6:1-3).
Примеры христианских семей, почитаемых Церковью в лике святых
- Апостол от 70-ти Акила и мученица Прискилла (I в.). Принадлежали к первым христианам, помогали в миссионерских трудах апостолу Павлу, упоминаются в текстах Нового Завета (Деян.18:18; Рим.16:3).
- Мученики Феодот и Руфина (III в.). Св. Руфина преждевременно родила младенца, после того, как ее супруг умер в тюрьме. Вскоре она умерла сама, а их ребенка воспитала благочестивая женщина. Впоследствии он сам принял смерть за веру в Иисуса Христа и известен нам как мученик Мамант.
- Мученики Клавдий (римский военачальник) и Илария (III в.). Воспитали 2 детей-мучеников: Иасона и Мавра. Церковь чтит память святой семьи в один день.
- Преподобные Завулон и Сосанна (III – нач. IV в.). Являются родителями просветительницы Грузии равноапостольной Нины.
- Свт. Григорий, епископ Назианза и праведная Нонна (IV в.). Григорий обратился к христианской вере под влиянием своей супруги. Воспитали 3 святых детей: св. Горгонию, свт. Григория Богослова и праведного Кесария.
- Св. Василий (священник) и св. Эмилия (IV в.). Воспитали 9 детей, среди которых св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Петр Севастийский, св. Макрина Младшая, блж. Феозва. В 1998 г. Элладская Православная Церковь постановила праздновать во 2-е воскресенье января память семьи свт. Василия Великого.
- Мученики Монтан (священник) и Максима († 303/4). Пострадали в г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия).
- Мученики Адриан и Наталия (IV в.). Пострадали при императоре Максимиане Галерии. Св. Наталия поддерживала своего мужа во время его казни и через некоторое время умерла своей смертью.
- Равноапостольные царь Мириан и царица Нана, Грузинские (сер. III – сер. IV в.). Св. Мириан считается крестителем Грузии.
- Святые император Юстиниан и императрица Феодора (VI в.). Оба были выходцами из простых семей. В этом браке детей не было.
- Праведные Иоанн и Мария Устюжские (XIII в.). Иоанн был татарином Багуем, который первоначально взял Марию в наложницы, а затем, под ее влиянием обратился к христианской вере и венчался с ней.
- Св. князь Довмонт и преподобная Мария (в иночестве Марфа) (XIII в.). Сыном супругов был сподвижник и талантливый полководец Литовского великого князя Гедимина городенский князь Давид. После смерти мужа, св. Мария, по сложившейся в Пскове традиции, постриглась в монахини в местном Иоанно-Предтеченском монастыре.
- Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские (XIII в.?).
- Преподобные Константин и Каллония (XIII в.). Воспитали 5 святых детей: свт. Григория Паламу, прп. Макарий, прп. Феодосий, прп. Епихарию, прп. Феодотию. Вся семья почитается Греческой Церковью в один день.
- Благоверные князь Михаил Тверской и княгиня Анна Кашинская (XIV в.). Родители 5 детей. Св. Анна пережила мужа (его казнил хан Узбек) на 50 лет. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия, сына Александра и внука Федора. К концу жизни она приняла монашеский постриг.
- Преподобные Кирилл и Мария Радонежские (XIV в.). Воспитали 4 детей, среди которых прп. Сергий и прп. Стефан Радонежские.
- Благоверный князь Симеон и мученица княгиня Иулиания Вяземские († 1406/07). Убиты смоленским князем Георгием после домогательств последнего к Иулиании, которая ранила князя ножом при самозащите.
- Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная княгиня Евдокия (XIV–XV в.). Об этой супружеской паре современник написал: «Оба жили единою душою в двух телах; оба жили единою добродетелию, как златоперистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, с умилением смотряся в чистое зеркальце совести». В семье родилось 12 детей. После смерти мужа св. Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния.
- Благоверный князь Лазарь и преподобная княгиня Милица Сербские (XIV–XV в.). В семье родилось 8 детей. Князь погиб в кровопролитном сражении на Косовом поле, а княгиня после смерти мужа приняла монашеский постриг с именем Евгения (в схиме – Евфросиния).
- Благоверные князь Димитрий и княгиня Мария Заозерские (XV в.). Воспитали 4 детей, среди которых прп. Иоасаф Каменский.
- Преподобные Сергий и Варвара (Васса) Островские (XV в.). Воспитали единственного сына – прп. Александра Свирского.
- Праведные Георгий и Иулиания Осорьины, Муромские (XVI в.). В их семье было 13 детей, из которых 7 дожили до совершеннолетия. Св. Иулиания пережила своего мужа на 9 лет. Их последний ребенок – прп. Феодосия Муромская.
- Святые Стефан и Ангелина, правители Сербские (XVI в.). Воспитали 3 детей, среди которых св. Иоанн Сербский. Св. Ангелина после смерти мужа приняла монашеский постриг.
- Страстотерпцы император Николай II и императрица Александра (†1918). Воспитали пятерых детей-страстотерпцев: Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Вся семья была расстреляна большевиками.
- Священномученик Владимир (священник) и мученица Евфросиния Джуринские (†1920). Супруги были расстреляны большевиками в г. Верный (Алма-Ата) и погребены в общей безвестной могиле.
- Священномученик Тихон (†1937) и исповедница Хиония (†1945) Архангельские. В семье родилось 18 детей. Из них выжили лишь девять: шесть дочерей и трое сыновей, остальные умерли во младенчестве. Св. Тихон был расстрелян, а его супруга прошла годы тюрьмы.
Христианское учение о семье
- Цель брака заключается в реализации отношений любви между супругами, в осуществлении (преумножении) их взаимной любви.
- Бытует мнение, что главным смыслом создания и существования православной семьи является рождение и воспитание детей, в соответствии с Божественной заповедью «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28). Однако, хотя рождение и воспитание детей соответствует целям супружества, этим смысл брака не ограничивается и не исчерпывается. В противном случае брак людей, не могущих иметь детей, следовало бы считать бесцельным, бессмысленным. Но это не так, и Церковь, конечно же, не призывает такие супружеские пары к разводу.
- Любовь супругов друг к другу (речь идет о настоящей любви) не прерывается со смертью одного из них или даже обоих (1Кор.13:8).
- Любовь в семье нередко подвергается большим испытаниям, в семье люди учатся жертвенному отношению друг к другу, смирению и терпению. Преодоление испытаний в духе христианства может служить важным фактором, способствующим обоим супругам следовать по пути спасения.
- Опыт семейного общения учит человека преодолевать греховный эгоизм и закладывает основы здоровой гражданственности: в христианской семье, которую можно назвать школой благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом.
- Брачные отношения между супругами формируются в христианской семье по образу отношений Христа и Его Церкви (Еф.5:23), и сама христианская семья представляет собой малую церковь. Жизнь семьи как малой церкви подразумевает совместные моления, совместные чтения слова Божия, совместное участие в совершении добрых дел и пр.
- Дети – это плод любви и общности православных мужа и жены. Воспитание детей является обязанностью родителей, причем, это воспитание должно осуществляться в соответствии с православным учением.
- Рождение детей в дохристианские времена способствовало наполнению земли (ср.: Быт.1:28), а в христианские, как пишет свт. Николай Сербский, – подразумевает наполнение Церкви Христовой на земле и на небе, а в конечном счете – наполнение Рая.
- В христианской семье главой является муж (Еф.5:23), что, конечно же, не означает право на тиранию и деспотизм. Это главенство подразумевает особую ответственность за семью.
***
Существуют три ступени общения супругов в христианском браке: телесное, душевное и духовное общение. Брак свят, когда он охватывает все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать и когда их любовь не замкнута только на себе, но, трансформируясь, распространяется на детей и согревает окружающих. Сама семейная жизнь – жизнь малой церкви – и есть путь спасения.
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). «Мужья, – писал ап. Павел, – любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь…» и далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф.5:25,28). Смысл известной фразы «жена да боится своего мужа» (Еф.5:33), – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Бояться можно от любви и уважения, бояться можно от ненависти и ужаса. В современном русском языке слово бояться употребляется обычно в этом последнем значении, в церковнославянском – в первом.
Цитаты о семье
«Чтобы брак оказался счастливым, от супругов требуется соблюдение одного условия: они должны приобрести духовное богатство, любя Христа и соблюдая Его заповеди. Тогда они по-настоящему полюбят друг друга и будут счастливы. В противном случае они будут душевно бедны и не смогут никому подарить любовь. Они будут открыты сатанинским нападениям, которые сделают их несчастными».
прп. Порфирий Кавсокаливит
«Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей. Но ведь дело не в том, чтобы все представить в отличном виде, а чтобы сделать все зависящее. Коль скоро все сделано, нечего себя мучить. Конечно, и спустя рукава не следует действовать, но и томить себя не след, предоставляя все Господу».
свт. Феофан Затворник
«Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюбленности, а тому, что они – скажу попросту – хорошие люди, терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздывать себя и считаться друг с другом».
К.С. Льюис
«…Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.».
протоиерей Аркадий Шатов
«В семье главная аскетическая практика – это прежде всего любовь. Что такое любовь? Это высвобождение в себе пространства для другого.».
митрополит Алексий (Кутепов)
Литература по теме
- Сайт «Азбука супружества»
- О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор (фрагмент) свящ. Павел Островский
- Христианская семья – луч света в темном царстве неверия прот. Иоанн Морев
- Пастырское послание «Семья – радость жизни» Священного Синода Антиохийского патриархата
- Критерии выбора супруга или супруги для вступления в брак архим. Афанасий (Митилинеос)
- Что такое семья? Л.Ф. Ермакова
- Азбука верности
- Азбука воспитания
- Дети и вера
- Аудио
- Видео
Комментировать