Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...

О снах и видениях

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 400 x 543 px. Размер файла 64749 b.
Старец: Что такое, брат Иоанн, что с тобой? С некоторых пор все время вижу тебя подавленным. Ты раньше не был таким. Что случилось, почему ты стал озабоченным и погруженным в свои думы? И почему не приходишь рассказать мне, что за мысли и неприятности так гнетут твою душу, что довели тебя до подобной удрученности?

Брат: Вижу, преподобный отец настоятель, что вы по моему виду поняли мое душевное состояние. И поскольку вы, кажется, сегодня менее заняты, то прошу благословить мне остаться у вашего преподобия и открыть вам мысли, смущающие и терзающие меня.

Старец: Хорошо, брат Иоанн, но решился ли ты и готов ли сейчас исповедаться?

Брат: Да, преподобный отче! И прошу, простите меня: я должен был сделать это уже давно, но меня сильно одолевала леность, и я не дерзал прийти, раскрыть свою совесть и попросить у вас разъяснений по поводу того, что меня волнует.

Старец: Но какие мысли терзают тебя, брат Иоанн, и какие недоумения у тебя в душе?

Брат: Вот, преподобный отче, какие мысли терзают меня. С некоторых пор я все время слышу о том, что в миру появились люди, сподобившиеся от Господа небесных видений, и что некоторые получили дар пророчества и предсказывают то, что случится в будущем. И даже слышу, что некоторые сподобились видеть ангелов света, Божию Матерь и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Я слышал, что многие люди пошли за ними и почитают их как пророков, посланных Богом в мир для того, чтобы проповедовать покаяние. И когда я слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, я тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо Господь ни разу не сподобил меня ни одного видения. В этом причина моей скорби, преподобный отче, что я не сподобился получить такого утешения. Очень прошу вас, объясните мне это и дайте совет, как избежать этих мыслей, ибо они очень волнуют меня.

Старец: Знай, брат Иоанн, что, по учению святых и божественных отцов, имеется семь главных путей, по которым входит в ум и сердце человека губительное для души обольщение бесовскими видениями и мечтаниями.

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите и мне, каковы эти пути.

Старец: Брат Иоанн, первое и самое известное ухищрение, с помощью которого диавол производит в уме и сердце человека обольщение бесовскими видениями и мечтаниями, это великий и гибельный грех гордыни, по достойному всецелого доверия свидетельству святого и божественного отца Иоанна Лествичника, который говорит: «Когда бес высокомерия укрепится в своих служителях, он начинает являться им во сне или видениях в образе светлого ангела или святых, которым дано откровение тайн, чтобы они, окаянные, лишили нас ума»[1].

Второе ухищрение, с помощью которого диавол производит обольщение своими видениями и мечтаниями, это тщеславие, которое есть первая отрасль и ветвь проклятого дерева гордости[2]. Это подтверждает и божественный отец Исаак Сирин в совете, который он дал святому Симеону Дивногорцу, говоря: «Преподобие твое, как памятующий об этой слабой стороне видений, стой на страже призраков бесовских помыслов. Ибо это обычно бывает с монахами ума тонкого и любителями суетной славы»[3].

Третий путь, по которому вкрадывается в душу человека обольщение ложными видениями и снами, это ум слабый и неискушенный. Эту истину выражает тот же святой и божественный отец Иоанн Лествичник, говоря так: «Бесы тщеславия испытывают слабых умом (неискушенных)»[4].

Четвертая причина – это рвение безумное и безрассудное, загоревшись которым некоторые слабые умом начинают предаваться суровому и длительному посту и другим тяжким подвигам с целью получить от Бога дар чудотворений, удостоиться явления ангелов, небесных видений и откровений или стать похожим на кого-нибудь из святых. О подобном безумном рвении писал божественный отец Исаак Сирин, говоря так: «Тяжкою болезнью страдает тот, в ком есть злое рвение»[5]. А в другом месте тот же святой Исаак Сирин, говоря о подвизающемся со злым рвением и злой целью, пишет так: «Кто дерзает молить Бога, желая, чтобы его руками совершались чудеса и силы, тот искушается в уме своем бесом-насмешником»[6].

Безумное рвение, подобное этому, было у того монаха, о котором повествуется в «Патерике», что он молил Бога сподобить его стать похожим на патриарха Исаака, и который по причине этого безрассудного прошения был поруган диаволом самым жалким образом[7].

Пятая причина попадания в западню видений и бесовских мечтаний – это непослушание и строптивость, как показано в «Патерике» в случае с братом Авраамием и учеником аввы Ираклита[8].

Шестая причина, доводящая человека до падения в пропасть мечтаний и бесовских видений и в другие обольщения, губительные для души, это проклятое самочиние и неисповедание помыслов духовным отцам[9].

Седьмая и последняя из причин, по которым человек скатывается в губительную для души опасность диавольских видений, это незнание себя и незнание Божественных Писаний. Ибо человек, не знающий ни себя, ни Божественных Писаний, тотчас вдается в самомнение и потому легко впадает в прелесть. А тот, кто достиг основательного знания себя и глубины своей ничтожности, тому трудно счесть себя достойным иметь небесные видения. Потому и святой Исаак Сирин так говорит о том, кто познал себя: «Удостоившийся видеть себя лучше удостоившегося видеть ангелов»[10].

И вправду, великая и сильная помощь человеку – знание своей немощи, ибо оно не даст человеку попасть в западню бесовских мечтаний и в другие великие грехи. Тот же святой Исаак Сирин называет знание себя основанием всякой добродетели: «Блажен человек, сознающий свою немощность». И продолжает: «Ибо это знание делается для него основанием всей благости»[11]. Еще и божественный отец Петр Дамаскин говорит о знании себя: «Нет ничего лучше, чем знать свою немощь и неведение, и ничего хуже, чем не знать этого»[12].

Вот, брат Иоанн, таковы семь главных путей, по которым диавол всевает в ум и сердце человека прелесть снов и видений, губительную для души. Ты хорошо поступил, искренне открыв свое сердце пред Богом и моим недостоинством и решив прийти и исповедать эти помыслы, пагубные для души. Этим, брат мой, ты смог с помощью Божией извлечь из логова ума твоего мысленного змия, угнездившегося там, и из глубины сердца братства твоего – того, кто непрестанно плодился в тебе и отравлял душу твою смертоносным ядом своего коварства и прелести.

Знай и помни, брат Иоанн, что душа наша подобна кораблю, плывущему по мятущимся волнам мира сего, а ум, который есть око души, Богом назначен быть кормчим этого корабля. И знай еще, что кораблю нашему предстоят многие и великие опасности. Эти опасности устремляются с волнующегося житейского моря – ветры встречные и очень сильные, то есть брани со стороны плоти нашей, они обрушиваются извне и проникают в нас через открытые двери пяти наших чувств. Вздымаются яростные волны из глубины нашей души, то есть наши злые и разнообразные помыслы, исходящие из сердца, как сказал Господь: «Из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы» (ср.: Мф. 15: 19). Подстерегают нас мысленные хищники, то есть бесы коварнейшие. Мы садимся на мели, которые суть слепота нашего неведения, и попадаем в глубокие водовороты, они внезапно возникают на пути, угрожая нам кораблекрушением. И все это – духовная неподготовленность душ наших. А когда кормчий корабля, то есть ум, дремлет, тогда вода поднимается в корабле и может погрузить нас в бездну, и это есть неисповедание грехов наших.

Итак, брат мой, если бы ты не поторопился прийти сюда, пред лице Бога и моего недостоинства, чтобы на исповеди выплеснуть из души твоей ядовитую воду грехов, то, думаю, еще немного, и погрузился бы в бездну адову душевный корабль братства твоего. Брат Иоанн, вот что я хочу сказать тебе: знай и верь со всем тщанием, что помыслы, которые мучили братство твое и которые ты исповедал мне сейчас, произросли в уме и в сердце братства твоего из проклятого корня великого греха гордыни.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

2 декабря 2010 г.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 109 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 23, § 19. С. 152.
[2] Агапий (Ланд), иеромонах. Грешников спасение. М., 2002. Ч. 1, гл. 7, 8. С. 41, 48.
[3] Исаак Сирин, святой. Слова подвижнические. М., 2006. Слово 55. С. 422.
[4] Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 3, § 27. С. 19.
[5] Исаак Сирин, святой.Слова подвижнические. Слово 89. С. 644.
[6] Там же. Слово 36. С. 244.
[7] См. на рум. яз.: Патерик. Гл. 7, 10. (Некоторые книги, цитируемые старцем Клеопой, не переведены на русский язык или имеются в другой редакции. – Примеч. пер.)
[8] Палладий, епископ Еленопольский.Лавсаик. М., 2009. Гл. 89. Об Авраамии. С. 215–216; Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1899 (репринт: М., 1991). Гл. 14, § 29. С. 266–267.
[9] См.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 4, § 46, 48, 53. С. 40, 41.
[10] Исаак Сирин, святой.Слова подвижнические. Слово 41. С. 277.
[11] Там же. Слово 61. С. 507.
[12] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. М., 2001. О том, что не должно отчаиваться. С. 141; ср.: Никодим Святогорец, преподобный.Невидимая брань. М., 2002. Ч. 1, гл. 2. С. 21.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Михаил18 августа 2014, 21:17
Искал информацию, что же такое прелесть дьявольская, слава Богу теперь все так ясно.
Спаси вас Господь.
православный24 января 2013, 14:29
Для меня, гордеца, поучительно. Как раз гордыней и страдаю...
Мария24 января 2013, 00:28
надо познать себя, это верно сказано, ибо мы гордимся не зная себя, а сами как свинья лежим в калу. Без Господнего благословения мы и миг не проживем, не то, чтобы судьбы вершить.
Ольга23 января 2013, 20:26
Спасибо за статью.Я,во сне,видела Матерь Божию,но во сне я знала,что это Святая.Лишь когда я пришла в церковь и увидела Распятие я поняла Кто мне снился и Иисуса Христа всего сияющего,но во сне я тоже не знала Кто это.У кого-то спрашивала.И мне голос ответил."-Как ты не понимаешь,что это Иисус, Он есть свет и поэтому сияет".И потом Батюшка на проповеди рассказывал об Преображении Господнем,все тоже,что я видела во сне.Так что же этого надо страшится?Не думаю.И гордится я такими снами не вздумаю...По моему это возлагает на человека ответственность,а не гордость.Слава Богу за все.
Лена19 октября 2012, 00:23
хорошо что можно прочтать такую вот статью .большое спасибо!
Иоанн16 марта 2011, 13:35
Спаси вас Господи.
Виктор24 декабря 2010, 23:44
Про змия мысленного,-это сильно сказанно. Спаси, Господи!
Ольга14 декабря 2010, 14:35
Спасибо огромнейшее!
Давно и безуспешно объясняю одной знакомой, что "лечение руками", "особое видение" и "великие благодати", которыми "одарены" некоторые особы, этого от лукавого, а не благодать Божья.
Татьяна 8 декабря 2010, 15:26
Спаси, Господи!
людмила 5 декабря 2010, 19:28
Спасибо
Наталья 5 декабря 2010, 11:08
Большое спасибо !
Сергей 3 декабря 2010, 18:41
Спасибо!
Владимир 2 декабря 2010, 19:24
1.Как и Апостол Павел говорит: «не вынуждайте меня снисходить до видений», ибо все признаки апостольского служения открылись в нем исцелениями, истинными исцелениями, и сам он на глубине моря провел три дня и три ночи, и восхищен был до третьего неба и т. д. И на самом деле когда относиться ко всему, как само собою разумеющееся, потом все в один миг вспомнится, ибо опыт во всем, и одна из целей различать мир грез , обольщающий полет души, широту и долготу, поля и луга, и, истинный Божий Свет – попросту есть начальная школа обучения, и легко распознается, еще и собственным состоянием души. Но когда ты в их власти, что угодно покажут и, не спрашивая, и не только покажут. Это борьба жизни и смерти. Но все это проявление истинной Любви Божией, когда две стороны медали. Вообще, ведомые Святым Духом от отроческих лет, навыком научены к отличению добра и зла, хотя до времени, не понимая, откуда зло, мир у них в розовом свете, хотя и бьет со всех сторон, но все мимо, хотя и больно. И эта школа до Истинного Богопознания, ведущая к самопознанию.
Владимир 2 декабря 2010, 19:24
2.Если человеку, дать сразу все, попросту не вместить. Достаточно одного Страха Божия, чтобы с течением времени не потерять разума, не говоря о других событиях жизни и смерти. Потому видения и сновидения назвал бы их начальной школой обучения, которые впоследствии дадут плод перехода от младенчества к отрочеству, но кому это нужно. Потому, кто проявляет интерес к видениям, сновидениям, и желает их, то, как говорит апостол Павел, что и в этом случае применимо: « но вас вновь нужно питать молоком, а не твердою пищей». Угодно будет Богу, не мерою даст Бог Духа, но сможешь ли вместить, и понести в своих немощах плоти. Еще, до рождения выбираем путь. Но как говорит Соломон: « кто выбрал Страх Божий», а без Него и не пытайся разумом объять необъятное плотью, можно навредить духу. Во всем полнота, дабы была равномерность. Но сказано Словом Божиим: «приступите, и Страху Божиему научу», который и есть начало мудрости, и это только возраст юности, самопознание - зрелости, о возрасте старца не готов сказать, думаю, до «конца» жизни. Как и сказано Словом Божиим: « в гроб войдешь зрелым зерном». Потому видениями не постигается мир, а интерес к ним ведет к обольщению, низводит ум твой на уровень младенца. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь»
Роман 2 декабря 2010, 18:54
спасибо огромное
Марина 2 декабря 2010, 13:54
Спасибо!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×