Православный календарьПравославный календарь
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 3. Инвалидный лагерь «Гаврилова Поляна»
«Всегда надо помнить о том, что при отсутствии должной любви к ближним ничто не может быть угодным Богу».
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 1. Арест и следствие
«Преступлений антисоветского характера я не совершал, и показывать мне об этом нечего».
Весенняя Русь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
«И сердце сильно так в груди / стучит, как будто ждет чего-то, / как будто счастье впереди / и унесла зима заботы!»
«Не могу умолчать о чуде»
Архим. Иоанн (Крестьянкин) в воспоминаниях семьи Правдолюбовых
Его келлия была «рентгеновским кабинетом». Можно даже сказать – реанимацией. Местом, где тебя возвращают к жизни и «расправляют крылья».
«Вся наша огромная страна стала моей»
Арсений Симатов
Стремление человека к творчеству, к красоте имеет божественное происхождение.
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 2. Каргопольлаг
Любовь к Богу и к людям — вот что определяло все его поведение, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед.
Последний мастер
Валерий Серяков
Жизнь пролетела. Успеть бы передать кому-то мастерство, а никто не приходит. Не хотят молодые работать. Раньше мастера секреты прятали, сейчас учеников ищут…
«Хотеть быть любимым – естественно. Хотеть любить – выше естества»
Прот. Димитрий Шишкин
Пусть ты делаешь дела любви больше от ума, чем от сердца, но, если твое желание исполнить заповедь о любви искренне, это уже начало твоей сопричастности Христу.
Памяти Нины Александровны Чавчавадзе, вдовы А.С. Грибоедова
Ксения Гринькова
Сама почти ребенок, в 16 лет Нина Александровна осталась вдовой, потерявшей одновременно и мужа, и ребенка.
Матушка
Памяти В.К. Ивакиной-Тревогиной
Ее сердце жило заповедями духовника, о. Алексия Мечева, и заветами преподобного Серафима.

Почему Последний суд Страшный

Картина Павла Рыженко "Страшный суд" Картина Павла Рыженко "Страшный суд"     

Человек не «въезжает» в вечность на автопилоте. В конце времен, когда кончится все земное, людям предстоит пройти испытание — Последний суд.

Тогда будет открыто, как каждый человек жил, на что потратил данные ему таланты, и, соответственно этому, будет определена его участь в вечности.

Этот суд называется Страшным, но не по той причине, что Бог на нем выступит грозным прокурором, который скрупулезно припомнит все провинности человека и предъявит ему обвинение по всей строгости. Господь неизменно остается абсолютным Благом и безграничной Любовью, которым чуждо лицеприятие: у Него нет «любимчиков» и «изгоев». Последнего грешника Христос любит не меньше, чем Своего верного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которому Он на Кресте доверил Свою Матерь.

Праведный суд Христов совершится по законам Его любви. Преподобный Иустин (Попович) признает великим исключительным счастьем, что человека на Последнем суде будет судить именно Сам Господь Иисус Христос, а не сотворенное Им существо, которое «уже самим тем, что оно не является Богочеловеком, должно быть погрешимым, или уж во всяком случае, не всезнающим и не всевидящим в своих суждениях о столь несказанно сложном и загадочном существе, какое из себя представляет человек».

И самому человеку на Последнем суде не потребуется защищаться, потому что «нападать» на него никто не будет. Этот суд потому и назван «Страшным», что на нем в полной мере откроется внутреннее состояние каждого человека. В продолжение земной жизни его душа сокрыта телом, и окружающим видна только его внешность, «оболочка». Когда мы, например, видим добрую, располагающую улыбку собеседника, то не можем наверняка знать, насколько она искренняя. Если сейчас нам с точностью неизвестно, что скрывается в душе другого человека, то на суде Христовом откроется его истинная суть.

Будет понятно, действительно ли он старался творить добро, или ему по неким личным соображениям было выгодно располагающе улыбаться. Да и самому человеку будет очевидно, помогал ли он людям, потому что этого требовала его совесть, или из греховных побуждений, например, из тщеславия — чтобы его похвалили, отметили из общей массы, или из корысти — чтобы продвинули на более выгодную должность, или ради получения иных земных «дивидендов».

Но и не по этой причине страшен Последний суд. Причина состоит в том, что, когда на суде станет явным все содержимое человеческой души (которое в земной жизни во всей полноте видит только Господь), и все дела, слова, сокрытые мысли человека, тогда всем: и Силам Небесным, и другим людям, и самому человеку станет очевидно — способен ли он жить с Богом в «едином пространстве» Его Царства. Ведь на суде людям откроется Сам Господь во всей полноте Своей любви.

Ныне из реалий духовного мира человеку дано знать только то, что может послужить его спасению. А на Последнем суде каждый человек «лицом к лицу» встретит Христа и поймет, Кто есть Бог на самом деле. Каждый из живших когда-либо людей увидит Того, Кто ради него пошел на страшные незаслуженные страдания, на поношение от Своего творения, оплевание, пытки, на самую позорную, мучительную смерть, чтобы спасти от вечной смерти не какое-то «абстрактное человечество», а каждую личность, как Своего самого большого, самого драгоценного друга.

Стоя перед Христом, созерцая открывшуюся Его безмерную любовь и благость, человек одновременно с этим увидит свое душевное устроение, наработанное в течение земной жизни, и насколько оно соответствует любви Христовой и Его самопожертвованию ради нас. Каждый сам с очевидностью поймет, откликалось ли его сердце на призыв Божией Любви, использовал ли он свою свободу на исполнение воли Божией, отказался ли от угождения себе, чтобы хотя бы в малой степени ответить на Любовь Божию.

Или же, наоборот, человек осознает, что все свое время и силы потратил на строительство «вавилонских башен» — выстраивал жизнь, автономную от Бога, по своим законам, не совпадающим с законами Творца, сделав «богом» себя самого или свое пристрастие к чему или к кому бы то ни было. В таком случае и дальнейшее его существование будет таким же «автономным» — вдали от Бога, вне Его благодати. Это место известно как преисподняя, вглубь которой бегут несчастные, лишающие себя участи быть со Христом грешники. Мрак преисподней более коррелирует их темным душам, нежели нестерпимый для них свет Христовой благодати.

Господь по Своей любви и благости дает им такую возможность, ибо Он постоянно ищет повода спасти — привлечь к Себе каждого из сотворенных Им людей, но при этом никогда не воздействует насильственно на волю человеческую, Он дал в этом выборе свободу. Бог неизменяем, Он всегда, и для грешников, и для праведников, — абсолютная Любовь, Его любовь к каждому из нас неиссякаема и неизменна. В аду, по словам преподобного Исаака Сирина, грешники будут мучимы огнем Божественной любви.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 202 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария24 октября 2021, 20:52
Благодарю Вас за сильную и вдохновляющую проповедь, как не хватает сегодня такого глотка свежего воздуха
р.Б.Алла 3 марта 2019, 16:37
Спаси Бог,Владыко Климент!Как всегда ,глубоко!Да ,на Страшном Суде,каждый увидит свою сущность,хотя в земной жизни,возможно,и не осознавал своего ничтожества!И какое дело будет до других,как они жили,что делали.Это сейчас мы "киваем"на других-вот он такой-нехороший,богатый,грешный.Только(мне так думается)за своих родных и близких будем переживать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×