Православный календарьПравославный календарь
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.

Сами себе и друг друга

    

В малой ектении, в той самой, которая «паки и паки», которую даже Пуговкин знает в фильме про Ивана Васильевича, есть слова: «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Слова эти в службах повторяются чаще многих других. Что слышно в них?

Слышен очень радикальный призыв, частота повторения которого говорит о высшей степени важности. Слушать бы службу сердцем… Эх, научиться бы слушать службу сердцем! Вся жизнь получила бы возможность вскиснуть от евангельской закваски. И ум, и душа, и тело. Все три меры муки. В противном случае привычные слова скользят по замыленному слуху, ничего особенного не принося ни уму, ни сердцу. Как в кино. Паки и паки… Ваше Сиятельство… Иже херувимы… Зело на самолет опаздываем…

Итак. Первое и третье – «сами себе» и «весь живот наш» – это ни больше ни меньше как апология мученичества. Мученики и есть те, кто отдал Богу себя всего и ничего для себя самого в своей жизни не оставил. Это – гвардия Небесного Царя. Царь Себя за рабов истощил – рабы себя за Царя на всякую муку полностью отдали. В этой взаимоотдаче они нераздельны. Отдали имущество, таланты, силы, земную славу и покой. Готовность на всякое терпение и страдание показали. И была в них какая-то такая чудотворная окрыленность и устремленность в будущую жизнь, что невидимое и грядущее было для них реальнее всего очевидного. Это – мученичество. «Сами себе» и «весь живот наш» – это внутреннее содержание мученичества. Остановимся теперь на серединке.

«Сами себе» и «весь живот наш» – это внутреннее содержание мученичества

«Друг друга» тоже нужно «предать» (передать) Господу. Каким образом и что это значит? Это апология чего? Себя самого толком далеко не каждый начал отдавать Христу Богу. А нужно еще как-то ближнего Христу Богу препоручить. А это, братья, апология общинной жизни. Не слышите ли вы в этом возгласе голос молящейся общины? То есть духовной семьи, где все всех знают, где нет случайных и никому не знакомых людей, где чужие нужды всем известны и об этих нуждах переживают. Я думаю, что этот голос древней литургической и общинной практики чудесно сохранился в нашем богослужении и слышен именно в этой фразе.

Ведь практически, фактически, бытийно и реально (скажи как хочешь) люди сегодня приходят в храм «для себя» и ради себя. Ничего мы часто предавать, дарить и жертвовать Богу не собираемся. Мы, напротив, собираемся брать что-то у Него. Здоровья, семейного мира, новой и лучшей работы, решения проблем. Всего этого мы «у Господа просим». «Подай Господи» – гораздо более понятное прошение, нежели слова «Тебе Господи». А тут, оказывается, еще нужно предавать Господу не только себя, но и друг друга. Для этого нужно элементарно хотя бы знать тех, кто стоит на молитве рядом. Пусть не всех, но часть из них, лучше – большинство. И нужно знать их нужды, чтобы молиться не только о себе да о своем, но и о том парне, чей локоть ты чувствуешь, чей голос глушит твои уши во время «Верую».

Люди сегодня приходят в храм «для себя» и ради себя

Я так понимаю, что голос богослужения – это голос Предания, гораздо более глубокий, чем даже история отдельной поместной Церкви. Это голос Вселенского и Апостольского предания. Какая радость и какое чудо, что мы не выдумываем и не изобретаем богослужение, на что, скажем, обречены милейшие и наивнейшие протестанты. Не лютеране и не англикане. У тех своя многовековая культура, чаще всего квазикатолическая, с органами, витражами, облачениями и богословской наукой. Речь о «наших» учениках американских харизматов. Эти просто обязаны выдавливать из себя радость и изображать восторг под звуки синтезатора. Они хвалят раскачиваясь, просят выкрикивая и благодарят с закрытыми глазами. Они, наморщив лоб, со сцены произносят импровизированные молитвы. И если тебе придется присутствовать при этом, то неизбежно почувствуешь стыд и жалость. Потому что это хоть и искренно, но очень наивно, а по отношению к истории Христовой Церкви еще и невежественно.

В богослужении апостольское учение выражено не менее ярко и убедительно, чем в апостольских писаниях

Но это не повод нам самим гордиться. Наше православное, просеянное сквозь сито столетий богослужение, первыми звеньями своими прикрепленное к апостольским служениям, а в конце цепи дошедшее до нас самих, должно быть нами прочувствовано и понято. Иначе мы произносим великие слова без должного к ним отношения, без воплощения их в реальность. В нем, богослужении, апостольское учение выражено не менее ярко и убедительно, чем в апостольских писаниях. Дело за «малым»: слушать, как выше сказано, службу сердцем, отдавая себе отчет в том, к чему зовет служба и что видно на самом деле. Разница ведь серьезна. Хранение апостольских формул – вероисповедных и молитвенных – требует возгревания апостольского духа, без которого сами формулы выветрятся и обессилеют.

Итак, третье прошение малой ектении властным образом напоминает нам ежедневно и многократно о том, что Церковь – это более семья, нежели место уединенных молений отдельного человека. Да, и в семье должно быть свое пространство у каждого ее члена. Но общие потребности семьи, ее нужды, необходимая взаимопомощь одни только способны оправдать имя «семьи». Точно так же должно быть и в Церкви.

Вы ходите в храм. Прекрасно. Знаете ли вы кого-то из тех, кто ходит молиться сюда же? Известны ли вам нужды тех, кто вам знаком? Знаете ли вы, о чем они воздыхают, просят или плачут? Подставляете ли вы хоть по временам свое слабое плечо под крест, несомый ближними? Пробовали ли хоть раз? Это не докучливые вопросы человека, лезущего к вам в душу. Это попытка донести до наших с вами умов и сердец лишь часть смысла малой ектении. Третьего ее прошения. Скорее – призыва. И таким же образом, надо полагать, стоит пройти по всему тексту наших основных служб, которые составлены не для дьяконских только вокальных упражнений, но главным образом для внесения нового смысла в повседневную жизнь нашу. Нового смысла и силы Духа Святого, несомненно дышащего в православном богослужении.

Протоиерей Андрей Ткачев

8 февраля 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2478 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталия Н 1 марта 2017, 13:17
Спаси,Бог за живое полезное слово!
Александр19 февраля 2017, 12:07
Спаси Господь. Стать актуальна для большинства прихожан,приходов, если и и знаем то не чуствуем, не видим, не слышим. А сама информация опять же как и ектения призывает нас быть внимательными со знанием и пониманием.
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ)12 февраля 2017, 18:54
Такие общины возможны в маленьких городках и сёлах.Например в г.Дунаевцы недалеко Каменец-Подольска.У нас примерно 300 постоянных прихожан и наш батюшка Леонтий знает духовные нужды почти всех.Дай ему Бог здоровья ещё на многие-многие годы!Не гоняйтесь за посещением больших и многолюдных храмов и известных священников если Вам дорог дух церковной общины.Спаси Господи!
Ольга10 февраля 2017, 00:38
Отец Андрей,спасибо Вам за статью! Согласна с предложением пройтись с обьяснениями,по-службе. Всем это надо. Действительно, как в том кино " слух,ум и сердце замылылились". А такие беседы смогут оживить чувства и просветить ум! Помоги нам Господи!
Сергей 9 февраля 2017, 23:42
О.Андрей совершенно правильно говорит: «Какая радость и какое чудо, что мы не выдумываем и не изобретаем богослужение…». Точно так же мы не выдумываем и не изобретаем христианскую общину, ибо она существует уже более полутора тысяч лет – это монашество. Думается не стоит подменять духовное – душевным.
Ирина 9 февраля 2017, 15:52
В наше время такая община о которой говорит о.Андрей встречается очень редко.Наверно дело тут в людях,мы сейчас совсем другие,очень немощные во всех отношениях люди.Вот и не даются нам такие общины.Говорю это из собственного опыта.Не знаю как было раньше,но лично мне уже не хочется никакой общины.На службах больше высматриваешь своих,кто есть,кого нет.Много думаешь о совместных мероприятиях,много обсуждения,а отсюда и осуждения и т.д. и т. п.Когда наша община распалась на душе был ужас,мир рушится.А сейчас понимаю-всё не случайно,воцерковились люди и хватит,достаточно.Наверно это нужно было как определённый этап.Друзья верующие остались,но это уже не община.
Иулиания 8 февраля 2017, 22:41
Благодарю о.Андрей! Как всегда глубокая тема подана с юмором. И статья-то не большая, но раз 5 она меня заставила улыбнуться))) Ну, и задуматься, конечно.
И в ответ Виктории: А почему прихожан батюшка должен объединять? Конечно, замечательно, когда батюшка предлагает по службы остаться или в какой-то день придти пообщаться в неформальной обстановке, за чашкой чая. Но не у всех на это реально хватает времени - Литургия, Крещение, Венчание, Отпевание, болящие на дому ждут утешения и пр. и пр. Например, перед каким-нибудь большим праздником придите, помогите прибрать и украсить храм - вот и познакомитесь с костяком храма.
Наталья 8 февраля 2017, 22:15
Спасибо, о.Андрей!За разъяснения и вразумления!
Было бы здорово сделать цикл бесед на тему "пройти по всему тексту наших основных служб". Помоги нам, Гоcподи!
д. Михаил 8 февраля 2017, 20:03
Спаси Господи о. Андрей!
Тамара Бахтина 8 февраля 2017, 19:10
Отец Андрей, спасибо Вам сердечное! Затронули струнки нашего "эго", даже по комментариям видно, что мы всё о себе, да о себе (своей семье), а уж к священникам какие у нас требования... Господи, помилуй наш грешных! Помогай Вам Господь!
Елена 8 февраля 2017, 18:53
А у нас сорокоуст 800 !
natalja 8 февраля 2017, 16:38
Согласна с Викторией, которая написала об бъединении прихожан. Очень грустно и печально, когда священнику всеравно молятся или не молятся(ваше дело), и что вообще происходит в Храме, вот сколько свечек продали, да записок подали заботятся больше!
Михаил 8 февраля 2017, 16:06
"Весь живот" - всю свою жизнь, дух свой, посвятить близким своим, конечно только так, а как же иначе? -
Нина 8 февраля 2017, 16:00
Спасибо за статью! Но разве обязательно знать того, кто рядом с тобой стоит на службе? Можно просто за него помолиться, пожелать ему добра, подумать о нем или обо всех прихожанах, а Господь сам знает их нужды и прошения... Ведь даже не зная друг друга, мы являемся членами тела Церкви Христовой. Я всегда это так воспринимала. Хотя конечно, на душе должно быть лучше и уютнее, когда есть именно община.
Светлана 8 февраля 2017, 12:38
В нашем храме действует воскресная школа и для детей, и для взрослых. Прихожан очень много. Единственный минус - очень высокие цены. Я понимаю, что даже коммунальные платежи обходятся не в копеечку, не говоря уж про оплату труда всех работников церкви. Но сорокоуст за 600 руб... А вы говорите про "нужды тех, кто вам знаком". Какие уж тут нужды.
а.с. 8 февраля 2017, 10:47
Вообще-то провозглашения молитв диаконом Иоанн Златоуст называл "молитвой за народ". Это из толкований на Послание к евреям, из того места, где толкуются слова о том, что мы не знаем о чем молиться и Дух молится за нас и проч. «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» - для меня это слова о моей семье ("живот мой"), муже, детях, невестках, внуках и проч., и о том, что я их спасение вверяю Богу и верю, что Он его осуществит. А если не так, то где в ектеньях говорится о моей (конкретно) семье?
Виктория 8 февраля 2017, 08:00
А, многие ли батюшки пробовали объединить прихожан? Ведь белые священники отслужили и летят мимо, не дай Бог кто подойдёт ))) Не предашь два года и не заметят ))))
Наталья 8 февраля 2017, 07:08
Уважаемый о.Андрей. Спасибо за беседу. Отдельное и большое спасибо за замечательное предложение "пройти по всему тексту наших основных служб". Если сделать цикл бесед на эту тему, то такие беседы легче будет собрать и сохранить - и перечитать в случае необходимости.
Храни Вас и помогай Вам Господь!

С благодарностью,
Наталья
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×