Заглавная страница

Земля и Небо

Слово и смысл

Знание и невежество

Человек и Церковь

Храм и молитва

Вера и жизнь

Мужчина и женщина

Дети и родители

Страна и народ

Видео-архив "Добрый вечер"

Священник, врач, психолог

Отвечает Патриарх

Митр. Иларион

Письма из преисподней

Во что вы верите?

Календарь

Проповеди и статьи

Книги

Ивановские Святые

Новые Мученики

Свт. Василий

Мч. Алексий

Богослужения

В гости

Пожертвование

 

Сумма:  

Обновление
16 мая 2025 г.

Ждем писем :
pmmakarios@yandex.ru

Смешанный брак: да или нет?

Дочь собирается замуж за греко-католика… Как мне правильно вести себя? Говорить ли с ним о вере, давать ли благословение на венчание? Да и где ж им венчаться, если они в разные Церкви ходят? А дети родятся, где их крестить, в какой вере воспитывать? Как быть родителям в таком случае?

На этом вопросе, как на пробном камне, ясно видна распространенная ошибка в понимании церковных Канонов и норм жизни. Спрашивают: «Можно вступать в брак с инославными, или нельзя?» – и рассчитывают получить однозначный ответ, словно речь идет о правилах дорожного движения или уплате налогов…

Скажу так: в брак с инославными иногда можно вступать, иногда нельзя, а добиваться от Церкви формальных ответов на подобные вопросы – и вдобавок внушать окружающим такой формализм – нельзя никогда.

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»

– гласят Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел Х.2). Униаты не разделяют наших христианских убеждений. Рассуждения о «близости римо-католицизма к Православию» годятся для социально-политических форумов или богословских дискуссий, а в доме, где возникла ссора, взаимное охлаждение или иной семейный конфликт, где требуется обращение к Господу за помощью, примирением и восстановлением брака, они не помогают ни на грош. Каждый священник, и просто каждый здравомыслящий взрослый человек, подтвердит вам на своем и чужом опыте, как много разбито семей и пролито слез из-за непонимания этого простейшего факта.

(Здесь же заметим, что термин «греко-католики» неприемлем: он создан для того, чтобы вводить людей в заблуждение. В официальном контексте мы из вежливости и снисхождения принимаем его, но, обращаясь в православную прессу и общаясь с православными, нам следует называть вещи своими именами: униаты).

Однако в том же разделе ОСК, абзацем ниже, читаем:

«Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с (римо-)католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере».

Очевидно, униаты соответствуют приведенному критерию и нередко бывают не против повенчаться в православном храме, тем более что добиться выполнения условия о «воспитании детей в православной вере» всё равно невозможно… Я не хочу сказать, что браки с униатами всегда приводят к трагедии и что «пастырская икономиия» не приносит добрых плодов: но понятие это означает именно отсутствие общих решений, внимательный индивидуальный подход.

Вопрос о том, «Как быть родителям в таком случае?» равносилен вопросу «Как быть родителями взрослых детей?». Простые вещи понятны сами по себе: никакое насилие в отношении совершеннолетних детей абсолютно недопустимо. Молодые люди должны ясно осознавать собственную ответственность за свои поступки. Но совет, внимание, дружеское участие, безусловно необходимы в столь важном деле. Уклоняться от бесед на религиозные темы ни в коем случае нельзя: серьезный, откровенный разговор о вере способен направить униатов к возвращению в Православие – или, наоборот, обнаружить их фанатизм и неприязнь…

Есть очень много замечательной литературы об унии, о взаимоотношениях и различиях римо-католицизма и Православия. Есть и святые, к чьей помощи надо прибегать: это прежде всего Новомученики, пострадавшие за Христа при прямом или косвенном участии латинских фанатиков, в далеком прошлом (священномученик Исидор и его прихожане в Юрьеве, 1472 г.) и в наше время (иерей Максим Сандович в Австро-Венгрии, митрополиты Петр, Досифей и Иоанникий в Югославии и многие другие). Обязательно вспомним и праведного протоиерея Алексия Товта, трудами которого в конце XIX века возвращены из униатства свыше 30 тысяч православных верующих в Соединенных Штатах Америки.

Иеромонах Макарий


В начало страницы На заглавную страницу

C.S. Lewis
The
Screwtape
Letters

К.С. Льюис
Письма из
преисподней

 

.Предисловие

1.Введение

  .Разум

  .Наука

2.Церковь

3.Близкие

4.Молитва

5.Война

  .Страдания

6.Страх

  .Внимание

  .Сердце

7.Лженаука

  .Секта

  .Идеология

8.Маятник

  .Воля

9.Радости

  .Разочарование

10.Интеллигенты

  .Фундаментализм

11.Смех

  .Юмор

  .Пошлость

12.Уклонение

  .Угасание

13.Покаяние

  .Естество

  .Грехопадение

14.Смирение

15.Вечность

  .Время

  .Будущее

16.Община

  .Обряд

17.Обжорство

  .Лакомство

18.Мужчина

  .Женщина

  .Брак

19.Любовь

  .Влюбленность

20.Красота

21.Собственность

22.Христианка

  .Окружение

  .Грохот

23.Историзм

  .Реформа

24.Гордость

  .Особенность

25.Перемены

  .Мода

26.Семья

  .Уступчивость

27.Прошение

  .Свобода

  .Наследие

28.Смерть

  .Зрелость

  .Земля

  .Небо

29.Боязнь

  .Мужество

30.Изнеможение

  .Реальность

31.Поражение

.Добавление