Заглавная страница

Земля и Небо

Слово и смысл

Знание и невежество

Человек и Церковь

Храм и молитва

Вера и жизнь

Мужчина и женщина

Дети и родители

Страна и народ

Видео-архив "Добрый вечер"

Священник, врач, психолог

Отвечает Патриарх

Митр. Иларион

Письма из преисподней

Во что вы верите?

Календарь

Проповеди и статьи

Книги

Ивановские Святые

Новые Мученики

Свт. Василий

Мч. Алексий

Богослужения

В гости

Пожертвование

 

Сумма:  

Обновление
16 мая 2025 г.

Ждем писем :
pmmakarios@yandex.ru

Почему мы крестим младенцев?

Глава из книги
"Шаг навстречу: три разговора о Крещении с родителями и крёстными"
(М., "Никея", 2011)

…Теперь остался перед нами вопрос: почему в Православной Церкви крестят младенцев? В самом деле, если мы – православные по своему свободному выбору, и без свободы невозможно познание Бога и воссоединение с Ним, то какая же может быть свобода у шестинедельного ребенка? 

И приходится иной раз слышать такие недоуменные речи: почему бы не отложить Крещение до тех пор, пока ребенок не станет юношей или девушкой, или хотя бы подростком, который способен сознательно исповедать свою веру в Бога?  Почему мы, столь высоко ставящие свободу, вроде бы её-то и отнимаем у наших собственных детей, не спрашивая их, решаем их судьбу?!

Вот с судьбы-то и начнем. Что такое судьба?… В христианском мировоззрении понятие это принципиально отличается от обыденного (а вернее сказать, языческого или оккультного, которое наивные люди принимают за нечто естественное). «Судьба послушного ведет, непослушного тащит», – эта латинская пословица в христианском сознании начисто лишена смысла. Идея предопределения, принятая многими нехристианскими конфессиями и еретическими верованиями, совершенно чужда Православию. Нас никто никуда не тащит: мы свободны в своем выборе.

Но состав нашего выбора, наши возможности, дороги, которые мы выбираем – это и есть наша судьба. И она действительно у каждого своя, и каждый отвечает за свой выбор, за верное направление выбранного пути. Личная эта ответственность возникает, конечно, в сознательном возрасте, причем постепенно, по мере взросления юной души. Ну а пока ребенок мал, лежит в коляске, сосет соску и гремит погремушками, кто отвечает за его судьбу, за всё, происходящее с ним? – Понятное дело, родители или опекуны.

Часто приходится говорить на эту тему с педагогами и родителями в связи с распространением у нас в стране массового преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательных школах. Подавляющее большинство приветствует это важнейшее просветительское начинание; но есть и сомневающиеся.  Исходя из принципа свободы совести, все понимают, что религиозную культуру невозможно преподавать детям против воли родителей; но некоторым представляется, что без изъявления воли ребенка этого также нельзя делать. А поскольку воля ребенка несовершенна и неполноправна вплоть до определенного возраста (например, до 18 лет!), то, стало быть, религию вообще и религиозную культуру в особенности надо гнать подальше от детских садиков и школ…

Мы отвечаем на это в очень простых словах:

– У вас есть дети? Случается, они болеют, правда? Бывают ведь и серьезные болезни, опасные для жизни! И что же, вы их не лечите? Ждете до 14 лет, или до 18: тогда сами себе и решат, лечиться им, или нет, а пока нечего на них давить… Так, что ли?

Это далеко не шутка, и не поверхностное сравнение; оно полностью прилагается к вопросу о крещении младенцев. Мы видели с вами, что природа человека повреждена грехом, что её исцеляет Сам Бог. Эта самая губительная болезнь, и исцеление от неё, спасение от смерти – самое заветное желание всякого человека, и. конечно же, родителей в отношении своих детей. Могут ли они спокойно дожидаться, пока их дети вырастут, прежде чем дать им доступ к спасительному воссоединению с Богом, к Таинству Евхаристии? Уж наверное не больше, чем отказать детям в медицинской помощи при тяжких телесных недугах.

Таким ответом часто и ограничиваются, но необходимо посмотреть ещё глубже. Всё дело в том, что медицинская помощь действует помимо воли пациента, а духовная, небесная помощь, как мы видели, не действует… Кто бы ни сломал ногу, лучший из лучших людей, или последний мерзавец, доверяет ли он безоговорочно врачам, или в заносчивости презирает их, если вправить ему перелом, наложить гипс и заставить соблюдать правильный режим, нога срастется. – А в духовной жизни совсем не так!

Можно понять чувства родителей, которые желают детям добра, крестят их и причащают – но есть ли в этом смысл? Ведь и в самом деле, у новорожденного младенца и малого ребенка нет ни воли, ни рассудка, ни веры, без которых невозможно действие Святых Таинств…

Есть смысл! – отвечаем мы, – и к тому же глубочайший. Заключен он в одном-единственном понятии, прекрасно знакомом каждому из нас (даже тем, кто ещё далек от Церкви!), но которое за счет социальных и даже политических причин оказалось сегодня под жестоким ударом враждебных сил.  Речь идет о семье.

Семья может быть большая и маленькая, полная и неполная. Но если это семья, «малая церковь», достойная своего имени, то закон её жизни – любовь, та самая любовь, которая в Св. Писании соединяется знаком равенства с Самим Богом. Ваш ребенок, которого вы сегодня держите на руках, дан вам Господом для того, чтобы вы любили его – и тем самым прокладывали дорогу к Небу, себе, и ему, и всем, кто смотрит на вас.

Ваша родительская любовь соединяет вас с вашими детьми, и связь эта неразрывна, пока ребенок не имеет вполне своего «я»: ваша воля, ваш рассудок, ваша вера духовно питают его. Вы с ним – одно целое: и он не может оставаться в стороне, когда вы, его родители, соединяетесь с Богом в Святых Таинствах Православной Церкви.

Вот таков глубинный смысл той короткой фразы, которой нередко отвечают на вопрос о Крещении и Причастии младенцев: «Дети принимает Святые Таинства по вере родителей».

Непростая ситуация возникает, когда родители, желающие крестить своего малыша, в действительности далеки от Святой Церкви, не участвуют в ее Таинствах, не имеют о ней понятия. Священник должен строго и настойчиво призвать таких «невоцерковленных» родителей войти в Церковь вместе со своим новокрещенным младенцем, чтобы этот праздник Крещения стал и для них праздником начала жизни с Господом. Однако последуют ли они этому призыву – остается на их совести… Тогда восприемник (крёстный, крёстная) восполняет отсутствие веры у родителей; с ним ребенок растет в Церкви по принципу «не та мать, что родила, а та, что вскормила».

…Бывает и такое, когда родителей вообще нет рядом с ребенком. Помимо болезней и стихийных бедствий, виною тому сегодня становится распад семьи, безумие и безбожие нравственных уродов. И на восприемников, чаще всего бабушек и дедушек, ложится единоличная забота о ребенке,  как хозяйственная и материальная, так и духовная: а это едва ли проще…

Встречаются и особые случаи при Крещении детей. Приходилось, например, крестить воспитанников детского дома: у них не было ни восприемников, ни родителей. – Однако крестили лишь тех детей, кто уже был в сознательном возрасте, понимал, что с ними происходит, и мог, пускай по-детски, но осознанно и всерьез исповедать православную веру при совершении Таинства.

Иеромонах Макарий


Отдел писем На заглавную страницу

C.S. Lewis
The
Screwtape
Letters

К.С. Льюис
Письма из
преисподней

 

.Предисловие

1.Введение

  .Разум

  .Наука

2.Церковь

3.Близкие

4.Молитва

5.Война

  .Страдания

6.Страх

  .Внимание

  .Сердце

7.Лженаука

  .Секта

  .Идеология

8.Маятник

  .Воля

9.Радости

  .Разочарование

10.Интеллигенты

  .Фундаментализм

11.Смех

  .Юмор

  .Пошлость

12.Уклонение

  .Угасание

13.Покаяние

  .Естество

  .Грехопадение

14.Смирение

15.Вечность

  .Время

  .Будущее

16.Община

  .Обряд

17.Обжорство

  .Лакомство

18.Мужчина

  .Женщина

  .Брак

19.Любовь

  .Влюбленность

20.Красота

21.Собственность

22.Христианка

  .Окружение

  .Грохот

23.Историзм

  .Реформа

24.Гордость

  .Особенность

25.Перемены

  .Мода

26.Семья

  .Уступчивость

27.Прошение

  .Свобода

  .Наследие

28.Смерть

  .Зрелость

  .Земля

  .Небо

29.Боязнь

  .Мужество

30.Изнеможение

  .Реальность

31.Поражение

.Добавление