Заглавная страница

Земля и Небо

Слово и смысл

Знание и невежество

Человек и Церковь

Храм и молитва

Вера и жизнь

Мужчина и женщина

Дети и родители

Страна и народ

Видео-архив "Добрый вечер"

Священник, врач, психолог

Отвечает Патриарх

Митр. Иларион

Письма из преисподней

Во что вы верите?

Календарь

Проповеди и статьи

Книги

Ивановские Святые

Новые Мученики

Свт. Василий

Мч. Алексий

Богослужения

В гости

Пожертвование

 

Сумма:  

Обновление
16 мая 2025 г.

Ждем писем :
pmmakarios@yandex.ru

В поисках «второй половины»

– Часто говорят, что успешный брак – это найти свою вторую половину. Для каждого человека Бог создал недостающую половину. Люди ходят по свету, ищут свою половину. Если найдут – можно жениться, выходить замуж. А если это не твоя половина – значит, брак будет неудачный, несчастливый… Красивая идея!

– Насколько красивая – увидим ниже, а пока посмотрим: верная ли? Когда заходит речь о серьезных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, откуда она пошла, кто ее автор, в какой связи стоит она с Христом, с Его Евангелием.

Я убежден (а вы попробуйте проверить и поправить меня), что если вы расспросите ваших друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят вам: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Ну, а на самом деле, конечно же, в Св. Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем менее в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но среди христианских авторитетов он всё же не состоит.

Эту идею Платон изложил в своем знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, устами знаменитого комедиографа Аристофана (о его комедиях исследователи замечают, что если вы хоть в одной сцене не находите ничего непристойного, это всего лишь потому, что вы плохо знаете греческий язык или обстоятельства того времени) :

«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, – мужской и женский; к ним присоединялся еще третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало еще особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее – общий вид каждого человека был округленный: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…

«…Зевс рассек людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь ее солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечен пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсеченным половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе как языческой непотребщиной эту картинку назвать никак не удается.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были ее истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомленных и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

– Да! – ответим мы, – брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельных, независимых личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо – семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жены. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределенность, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак – если вы решили вступить в брак – это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество – быть друг для друга мужем и женой – никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но ищут друг друга двое бесценных Божиих созданий, способных в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.

Иеромонах Макарий
Ивановский Св.-Введенский монастырь


В начало страницы На заглавную страницу

C.S. Lewis
The
Screwtape
Letters

К.С. Льюис
Письма из
преисподней

 

.Предисловие

1.Введение

  .Разум

  .Наука

2.Церковь

3.Близкие

4.Молитва

5.Война

  .Страдания

6.Страх

  .Внимание

  .Сердце

7.Лженаука

  .Секта

  .Идеология

8.Маятник

  .Воля

9.Радости

  .Разочарование

10.Интеллигенты

  .Фундаментализм

11.Смех

  .Юмор

  .Пошлость

12.Уклонение

  .Угасание

13.Покаяние

  .Естество

  .Грехопадение

14.Смирение

15.Вечность

  .Время

  .Будущее

16.Община

  .Обряд

17.Обжорство

  .Лакомство

18.Мужчина

  .Женщина

  .Брак

19.Любовь

  .Влюбленность

20.Красота

21.Собственность

22.Христианка

  .Окружение

  .Грохот

23.Историзм

  .Реформа

24.Гордость

  .Особенность

25.Перемены

  .Мода

26.Семья

  .Уступчивость

27.Прошение

  .Свобода

  .Наследие

28.Смерть

  .Зрелость

  .Земля

  .Небо

29.Боязнь

  .Мужество

30.Изнеможение

  .Реальность

31.Поражение

.Добавление