Заглавная страница

Земля и Небо

Слово и смысл

Знание и невежество

Человек и Церковь

Храм и молитва

Вера и жизнь

Мужчина и женщина

Дети и родители

Страна и народ

Видео-архив "Добрый вечер"

Священник, врач, психолог

Отвечает Патриарх

Митр. Иларион

Письма из преисподней

Во что вы верите?

Календарь

Проповеди и статьи

Книги

Ивановские Святые

Новые Мученики

Свт. Василий

Мч. Алексий

Богослужения

В гости

Пожертвование

 

Сумма:  

Обновление
19 июня 2025 г.

Ждем писем :
pmmakarios@yandex.ru

К.С. Льюис

Письма из преисподней

.Предисловие ~ 1.Введение . Разум . Наука ~ 2.Церковь ~ 3.Близкие ~ 4.Молитва ~ 5.Война . Страдания ~ 6.Страх . Внимание . Сердце ~ 7.Лженаука . Секта . Идеология ~ 8.Маятник . Воля ~ 9.Радости . Разочарование ~ 10.Интеллигенты . Фундаментализм ~ 11.Смех . Юмор . Пошлость ~ 12.Уклонение . Угасание ~ 13.Покаяние . Естество . Грехопадение ~ 14.Смирение ~ 15.Вечность . Время . Будущее ~ 16.Община . Обряд ~ 17.Обжорство . Лакомство ~ 18.Мужчина . Женщина . Брак ~ 19.Любовь . Влюбленность ~ 20.Красота ~ 21.Собственность ~ 22.Христианка . Окружение . Грохот ~ 23.Историзм . Реформа ~ 24.Гордость . Особенность ~ 25.Перемены . Мода ~ 26.Семья . Уступчивость ~ 27.Прошение . Свобода . Наследие ~ 28.Смерть . Зрелость . Земля . Небо ~ 29.Боязнь . Мужество ~ 30.Изнеможение . Реальность ~ 31.Поражение ~ .Добавление


Письмо №14

Любезный племянник,

больше всего тревожит меня в твоем последнем письме, что твой клиент не дает никаких самоуверенных обязательств, как прежде, когда в первый раз пришел к Противнику. Не видно щедрых клятв о добродетельной жизни на вечные времена; он ждет даже не пожизненной ренты в виде какой-то «благодати», а всего лишь ежедневного и ежечасного подаяния против ежедневных и ежечасных искушений. Это очень скверно[1].

На данную минуту вижу только один путь. Клиент приобрел смирение: обратил ли ты его внимание на этот факт? Любая добродетель – а в особенности смирение – опасна нам тем меньше, чем скорее человек увидит её у себя.  Подстереги момент, когда он в самом деле сойдет за нищего духом, протащи ему в сознание лестный помысел: «Ах, вот у меня смирение…» – и тотчас же появится гордость, гордость за свое смирение[2].

Если он обнаружит угрозу и попытается подавить свою свежую гордость, то пускай гордится этой попыткой, – и так далее, сколько угодно витков. Но смотри, не переусердствуй, чтобы не разбудить у него чувства юмора и меры: тогда он просто-напросто посмеётся над тобой и ляжет спать[3].

Можно, однако, и по-другому воспользоваться интересом клиента к смирению. Посредством этой добродетели, как и всякой другой, Противник стремится отвлечь человека от собственной персоны и привлечь к Себе и к ближнему. Любые подвиги самоуничижения и самоосуждения предназначены в конце концов именно для этой цели[4]; и если они её не достигают, нам они неопасны. Они нам даже выгодны, если удерживают взгляд клиента на самом себе, а лучше всего – если от самоосуждения направить его к осуждению других, сделать угрюмым, злобным и жестоким[5].

Поэтому надо скрыть от клиента, в чем смысл смирения. Пусть вместо самоотречения оно кажется ему определенной самооценкой – низкой самооценкой – своих способностей и личных качеств.  Некоторыми способностями, думается мне, он обладает; надо укрепить у него в сознании мысль, что быть смиренным – значит судить о них ниже, чем он их видит.

Конечно, они и в самом деле ниже, чем их видит клиент, – но суть дела вовсе не в этом. Суть дела в том, чтобы он стал оценивать свои суждения не по истине, а по каким-то посторонним соображениям: тем самым удается внести крупицу лицемерия и лжи прямо в сердце угрожающей нам добродетели[6].

Так мы внушили массе людей: смирение требует от красавицы убеждать себя, что она уродина, а от умного – что он дурак.  А поскольку это оказывается явным вздором, убедить себя они не могут, и тогда есть шанс замкнуть их сознание на собственной персоне, в бесконечной череде попыток достичь невозможного.

Намереваясь предупредить действия Противника, надо понять, чего Он хочет. Его цель – чтобы человек был способен создать самый лучший в мире собор, знать, что он самый лучший, и радоваться по этому поводу в точности так же, как если бы его создал кто-то другой. Его цель – освободить человека от всякого предпочтения в свою пользу[7], чтобы свои способности он воспринимал с той же искренней радостью и благодарностью к Нему, как способности ближних – или как рассвет и водопад, как цветок или птицу. Его ближайшая цель – устранить их животное себялюбие; но боюсь, что какую-то новую форму себялюбия Он в дальнейшем намерен у них восстановить: любовь и благодарность ко всему и всем, включая самих себя. Научившись по-настоящему любить ближних, как самих себя, они смогут любить себя как ближних[8].

По такой причине не забывай ни на секунду ту самую отвратительную и необъяснимую черту нашего Противника: любовь к безволосым двуногим, которых Он сотворил, и которым всегда возвращает правой рукою всё то, что забирает левой.

Итак, стратегия Противника – чтобы человек вообще перестал исследовать свою ценность: для Него лучше вообразить себя великим архитектором или писателем и забыть об этом, чем тратить усилия и время, убеждая себя в своем ничтожестве. Поэтому, когда ты станешь внушать клиенту тщеславие или ложную скромность, Противник ответит: вместо того, чтобы оценивать собственные таланты, надо совершенствовать их по мере возможности, вне всякой связи с размером своего пьедестала в Храме Славы…[9] – Добивайся любой ценой, чтобы этот сигнал не дошел до сознания клиента.

Помимо того, Противник напомнит клиенту о том, что людям вроде бы известно, но доходит до них с большим трудом: что они не сами себя сотворили, что таланты получили от Него, и что гордиться ими столь же неуместно, как цветом волос. – Но всегда и в любом случае Противник всеми средствами будет отводить клиента от таких вопросов, а твоя задача – удерживать его на них.

И даже о своих грехах Он не велит человеку рассуждать слишком много.  Когда совершится покаяние, чем скорее перевести взгляд изнутри наружу[10], тем Ему приятнее.

С наилучшими чувствами, твой дядя




[1] «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». – Лк. 14:11

[2] «Тяжело спастись от демона тщеславия. Если и прогонишь его, это снова будет началом тщеславия».  Евагрий. Главы практические к Анатолию, 20.

[3] «Тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же побежден. Как ни брось сию колючку, одно острие всегда станет вверх». – прп. Иоанн Лествичник. Слово 22.

[4] «Чем больше человек будет, забывая себя и свое, отдавать свое сердце Богу, делу и людям, тем легче будет ему становиться».  – свящ. Александр Ельчанинов. Записи.

[5] «Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом; и как случается в торговле, променяли одну страсть на другую». прп. Иоанн Лествичник. Слово 22.

[6] «Как нельзя хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так и не должно унижать своего, если оно достойно уважения... Закон справедливости нарушается в обоих случаях». – Свт. Григорий Назианзин, Слово 8-е.

[7] «Ставить себя на последнем месте - значит с готовностью служить ближним. Ставить себя ниже других - значит занять самое устойчивое положение». Пастырский совет.

[8] «Люби ближнего твоего, как самого себя» – Лев.19:18; однако учения о «любви к себе» мы не находим у Отцов. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев». – 1Ин.3:16. И есть ли смысл «полагать за себя душу»?...

[9] «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа». Сир. 4:18.

[10] См. Письмо №6, примечание 4.


.Предисловие ~ 1.Введение . Разум . Наука ~ 2.Церковь ~ 3.Близкие ~ 4.Молитва ~ 5.Война . Страдания ~ 6.Страх . Внимание . Сердце ~ 7.Лженаука . Секта . Идеология ~ 8.Маятник . Воля ~ 9.Радости . Разочарование ~ 10.Интеллигенты . Фундаментализм ~ 11.Смех . Юмор . Пошлость ~ 12.Уклонение . Угасание ~ 13.Покаяние . Естество . Грехопадение ~ 14.Смирение ~ 15.Вечность . Время . Будущее ~ 16.Община . Обряд ~ 17.Обжорство . Лакомство ~ 18.Мужчина . Женщина . Брак ~ 19.Любовь . Влюбленность ~ 20.Красота ~ 21.Собственность ~ 22.Христианка . Окружение . Грохот ~ 23.Историзм . Реформа ~ 24.Гордость . Особенность ~ 25.Перемены . Мода ~ 26.Семья . Уступчивость ~ 27.Прошение . Свобода . Наследие ~ 28.Смерть . Зрелость . Земля . Небо ~ 29.Боязнь . Мужество ~ 30.Изнеможение . Реальность ~ 31.Поражение ~ .Добавление


В начало страницы На заглавную страницу

C.S. Lewis
The
Screwtape
Letters

К.С. Льюис
Письма из
преисподней

 

.Предисловие

1.Введение

  .Разум

  .Наука

2.Церковь

3.Близкие

4.Молитва

5.Война

  .Страдания

6.Страх

  .Внимание

  .Сердце

7.Лженаука

  .Секта

  .Идеология

8.Маятник

  .Воля

9.Радости

  .Разочарование

10.Интеллигенты

  .Фундаментализм

11.Смех

  .Юмор

  .Пошлость

12.Уклонение

  .Угасание

13.Покаяние

  .Естество

  .Грехопадение

14.Смирение

15.Вечность

  .Время

  .Будущее

16.Община

  .Обряд

17.Обжорство

  .Лакомство

18.Мужчина

  .Женщина

  .Брак

19.Любовь

  .Влюбленность

20.Красота

21.Собственность

22.Христианка

  .Окружение

  .Грохот

23.Историзм

  .Реформа

24.Гордость

  .Особенность

25.Перемены

  .Мода

26.Семья

  .Уступчивость

27.Прошение

  .Свобода

  .Наследие

28.Смерть

  .Зрелость

  .Земля

  .Небо

29.Боязнь

  .Мужество

30.Изнеможение

  .Реальность

31.Поражение

.Добавление