Верят ли католики в Бога,
Единого в Троице?
Как скоро сказал ты о Духе, чего не
должно говорить, в тебе обозначилось уже, что
оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в
себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне
просвещающего, объемлется душевной слепотою.
Святитель Василий Великий
Фото Бориса
Чубатюка
Крестник. Сегодня хотелось бы
поговорить о том, каковы различия веры в
Пресвятую Троицу у нас, православных христиан, и
у христиан западных?
Крестный. Основное различие в вере
в Троицу католиков, большинства протестантских
сообществ, с одной стороны, и Православия – с
другой, заключается в том, что упомянутые
западные христиане принимают догмат об
исхождении Святого Духа от Отца и от Сына (так
называемый "филиокве"). В католическом
Символе веры так и стоит: верую в Духа Святаго,
Господа Животворящего, иже от Отца и Сына
исходящего.
Крестник. Рто представляется
мне странным и кажется явно противоречащим тому,
что мы знаем о Троице из творений святых отцов.
Крестный. Совершенно верно.
Во-первых, надо сказать, что "филиокве"
означает введение двух Начал бытия в Троице. Так
в связи с этим писал святитель Марк Ефесский:
"Дух, – говорит Нисский Богослов (святитель
Григорий Нисский. – Авт.), – исходит от
Отеческой Рпостаси". Если Р¶Рµ РћРЅ РёСЃС…РѕРґРёС‚ Рё РѕС‚
Рпостаси Сына, то что РёРЅРѕРµ это обозначает, как РЅРµ
то, что РћРЅ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ РґРІСѓС… Рпостасей? Рђ то, что РћРЅ
РёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ РґРІСѓС… Рпостасей, что РёРЅРѕРµ как РЅРµ то, что
Он имеет два начала Своего Бытия? Таким образом,
до тех пор пока латиняне будут утверждать, что
Дух Святый происходит и от Сына, они не избегнут
двуначалия" [1]. (Об исхождении Святого Духа
именно от ипостаси Отца ясно говорит и
следующее высказывание святителя Григория
Богослова: "Для нас – один Бог, ибо едино
Божество и к Одному относятся Те Лица, Которые
РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ Него" [2]. Ртим "РћРґРЅРёРј",
безусловно, является ничто иное, как Первое Лицо
Пресвятой Троицы – Бог Отец.)
Рэто введение двух начал, безусловно,
противоречит учению Церкви, поскольку
существует множество высказываний святых отцов,
живших еще во времена, предшествовавшие
разделению Церкви на Православную и
Католическую, которые ясно указывают нам на
существование единого Начала в Троице (монархию).
(Святитель Марк Ефесский в своих трактатах
"Рсповедание правой веры" Рё "РЎСѓРјРјР°
изречений о Святом Духе" (опубл. в кн.
А.Погодина [1] специально собрал большое число
святоотеческих высказываний, ясно
свидетельствующих эту истину. Вот лишь
некоторые: "Единый же источник (то есть
единственная Вина) преестественнаго Божества –
Отец, и этим различается от Сына и Духа" (святой
Дионисий Ареопагит); "Единый нерожденный и
единый источник Божества – Отец" (святой
Афанасий Великий); "Единый Виновник – Отец"
(преподобный Роанн Дамаскин)). Однако это
несоответствие святоотеческому преданию далеко
не единственное злокачественное следствие из
всех таких следствий, вытекающих из
"филиокве".
Крестник. Хотелось бы узнать о них
РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ.
Крестный. Во-первых, из того, что в
Троице имеются два начала, вытекает, что в
Троице наличествует несколько Богов, так ясно
следует из святоотеческого учения. Святитель
Василий Великий писал так: "Не два Бога; потому
что не два Отца. Кто вводит два начала, то
проповедует двух Богов" (Беседа 24). Святитель
Григорий Богослов так писал о Святой Троице:
"Божество есть Трех бесконечных бесконечная
соестественность, где и каждый, умосозерцаемый
Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух
Святый, с сохранением в каждом личного свойства,
и Три, умопредставляемые вместе, также Бог;
первое по причине единосущия, последнее по
причине единоначалия" (Слово 40). (Поскольку
каждое из трех Лиц – божественного естества, то
из вышеприведенного высказывания святителя
Григория и из наличия двуначалия (которое
вытекает из "филиокве") с логической
необходимостью следует наличие в Троице
РјРЅРѕРіРѕР±РѕР¶РёСЏ.)
Таким образом, основываясь на учении этих двух
великих святителей, мы можем констатировать, что
"филиокве", разрушая единоначалие
(монархию), разрушает центральный догмат
христианства – единобожие. РР· наличия РІ Троице
двух Богов вытекает с необходимостью наличие
различия между Ними в их свойствах [3], а из этого в
свою очередь вытекают, во-первых, сложность в
Пресвятой Троице и, во-вторых, то, что Кто-то из
Божественных Лиц Богом не является. (Поскольку,
если существует свойство, по которому два Бога
различаются, то у одного из них отсутствует некое
качество, которое имеется у другого, значит,
первый несовершенен и, значит, Богом не является.
Неограниченное же ничем совершенство –
неотъемлемое свойство Божества. ("Божество –
совершенно и – без недостатка, как относительно
благости, так и мудрости, так и силы, безначально,
бесконечно, вечно, неописуемо и – просто сказать
– совершенно РІРѕ всех отношениях" [3].) РР· этого
снова вытекает сложность в Пресвятой Троице, но в
еще более грубом смысле (так как при этом в Троице
имеется нечто божественное и иное по естеству –
то есть небожественное, тварное). Ртаким образом,
в итоге получается, что Троица Единым Богом,
будучи сложной, а не простой быть не
может, поскольку простота есть неотъемлемое
свойство Бога. Так писал об этом преподобный
Роанн Дамаскин: "Божество – просто Рё несложно.
То же, что состоит из многого и различного,
сложно. Ртак, если несозданность, Рё
безначальность, и бестелесность, и благость, и
творческую силу, и подобное мы назовем
существенными различиями в Боге, то состоящее из
столь многого не будет просто, но сложно, что
(говорить о Божестве) – дело крайнего
нечестия" [4].
Крестник. Значит, католики в Троицу
как в Единого Бога не верят?
Крестный. На этот вопрос отвечать
надо в каждом конкретном случае, и ответ на него
непрост, поскольку, с одной стороны, они признают
в Троице Единого Бога, с другой стороны, их учение
о Троице (включающее "филиокве") на самом
деле оказывается двубожием, со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Чтобы человек
действительно веровал в одного истинного Бога,
необходимо, чтобы его понятия об этом едином Боге
были правильными, иначе он верит во что-то иное (в
образ своей фантазии), а не в реального Единого
Бога. При желании же Богом можно назвать все что
угодно (в том числе репчатый лук, как это делали
древние египтяне). Ртакой ошибочной верой в Бога,
при которой Богом богохульно называется
"нечто", оборачивается на деле вера в
"филиокве".
Помимо указанной причины можно указать и еще на
одну причину, в силу которой догмат о
"филиокве" приводит к разрушению догмата о
том, что Троица суть единый Бог. Если Святой Дух
исходит от Отца и от Сына, то мы необходимо должны
предполагать наличие в Святом Духе двух его
"частей", имеющих соответственно
происхождение от Отца и от Сына (так, например, об
этом писал святитель Фотий: "Ко всему
сказанному, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит
от Отца и Сына, то, как восходящий к двум началам,
Он неизбежно был бы составным" [5]).
Крестник. Рэто означает, что
Святой Дух будет сложным?
Крестный. Здесь могут быть как бы
два варианта сложности. Чтобы это понять, надо
сначала ответить на такой вопрос: каждая из
"частей" является Богом или нет?
Крестник. Допустим, что нет.
Крестный. Тогда среди этих двух
частей существует, по крайней мере, одна, которая
РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ РЅРµ есть Бог, Р° что-то РёРЅРѕРµ. Р
это приводит автоматически к сложности естества
Святого Духа и, в силу этого, к отрицанию Его
божественности (поскольку сложность природы в
Боге исключена – см. выше), то есть к ереси
Македония, отрицавшего божественность Святого
Духа, а из этого опять вытекает то, что и вся
Троица не может быть Единым Богом, поскольку в
ней оказывается нечто не божественного естества.
Крестник. А если каждая из
"частей" есть Бог, то что тогда?
Крестный. Тогда Святой Дух не будет
являться Лицом в точном смысле слова.
Крестник. Почему?
Крестный. Поскольку, согласно
святым отцам, лицом обозначается нечто, не
подлежащее никакому дальнейшему делению: "Лице
же обозначает неделимое, то есть Отца, Сына,
Святаго Духа, Петра, Павла" [6]. А поскольку в том
случае, если имеет место "филиокве", Святой
Дух окажется делимым в некотором отношении, то мы
имеем налицо противоречие со святоотеческим
учением о Святом Духе как о Лице и о Троице в
целом, поскольку тогда в Ней оказывается уже не
три совершенно определенных неделимых Лица
(Отец, Сын и Святой Дух), а как минимум четыре
(Отец, Сын и две части).
Но это еще не все беды. Для того чтобы Троица была
Единым Богом, необходимо, чтобы Лиц было не
больше трех и не меньше трех, как учит нас
святитель Григорий Богослов: "...Божество
выступило из единичности по причине богатства,
преступило двойственность, потому что Оно выше
материи и формы, из которых состоят тела, и
определилось тройственностью (первым, что
превышает состав двойственности), по причине
совершенства, чтобы и не быть скудным и не
разлиться в бесконечности. Первое показывало бы
нелюбообщительность, последнее – беспорядок;
одно было бы совершенно в духе иудейства, другое
– язычества и многобожия" [7]. Значит, и при
такой трактовке "филиокве" не получается
Единого Бога в Троице.
Крестник. Ртак, налицо РґРІР°
аргумента, в силу которых католики и другие
западные христиане, признающие "филиокве", в
Троицу как в Единого Бога не верят?
Крестный. Очевидно, что так, но есть
еще и третий аргумент. Святой Дионисий Ареопагит
и святитель Афанасий Великий утверждают, что все
Божественное в Троице происходит от Лица Бога
Отца (СЃРј. приведенные выше цитаты). РР· этого
вытекает то, что все происходящее, но не
обладающее этим свойством, Богом не является.
Крестник. Значит, налицо еще один
аргумент, в силу которого "филиокве"
попросту есть не что иное, как духоборчество,
ересь Македония?
Крестный. Рменно так. "Р РјС‹ РІРѕС‚,
вместе с божественным Дионисием, говорим, что
Отец – единый Рсточник преестественного
Божества; а они (подписавшие Флорентийскую унию.
– Авт.) вместе с латинянами говорят, что и Сын
– источник Святаго Духа, очевидно, что этим
исключая Духа из Божества" – так писал в связи
СЃ этим святитель Марк Рфесский [8]. Р, как РјС‹ СѓР¶Рµ
выяснили, из этого вытекает, что и Троица
оказывается не Богом, а чем-то иным.
Наконец, есть и еще один аргумент, и, может быть,
он самый простой из перечисленных. Если Дух
Святый исходит от Отца и от Сына, то очевидно, что
исхождение от Отца оказывается в некотором
отношении неполноценным, недостаточным.
"Почему же Дух исходит и от Сына? Ведь если
исхождение от Отца совершенно (а оно совершенно,
ибо Бог совершенный от Бога совершенного),
что это за "исхождение от Сына" и для чего
оно? Ведь оно было бы излишним и бесполезным" –
так писал в связи с этим святитель Фотий [5].
Крестник. Очевидно, так.
Крестный. Значит, если Святой Дух
исходит от Отца и от Сына, тогда Отец не есть Бог в
точном смысле слова (поскольку обладает
некоторым несовершенством – в плане
изведения Святого Духа), и в силу этого
несовершенства есть нечто иное, по своему
естеству отличное от Божества, и, следовательно,
Троица не есть истинный Бог (по тем же
соображениям, что и в первом аргументе).
Что бы ни говорили нам западные христиане, но
истинная вера в Бога всегда предполагает веру в
Его совершенно определенные свойства:
"Веровать в Бога означает иметь живую
уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и
всем сердцем принимать откровенное слово Его о
спасении рода человеческого" [9]. Простота Его
природы и совершенство – суть Его неотъемлемые
свойства. Может быть, веру в Троицу, включающую
веру в "филиокве" (веру католиков и многих
протестантов), и нельзя назвать полным атеизмом,
но верой в Бога, Единого в Троице, никак назвать
нельзя, поскольку принятие "филиокве" и
подлинная вера в Единого Бога в Троице логически
несовместимы. Хочется, завершая нашу беседу,
привести замечательные слова святителя
Рпполита, папы Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ: "...Рначе РЅРµ можем
признавать единаго Бога, как истинно веруя во
Отца и Сына и Святого Духа" ("Православно-догматическое
богословие". Архиепископ Макарий. М., 1868. Т. 1.
В§ 28). Рскажения учения Рѕ Святом Духе, как учит
нас святитель Василий, неизбежно приводят к
потере благодати, и это составляет достаточное
условие для появления бесчисленных и
разнообразных "отклонений от нормы" в
духовной жизни большинства западных христиан.
(Предложенный материал более подробно изложен в
статье: Н. Колчуринский "Беседы о Пресвятой
Троице". www.um-islam.nm.ru.)
Литература
1. Святитель Марк Рфесский.
Силлогические главы против латинян (Погодин А.
Святой Марк Рфесский Рё Флорентийская СѓРЅРёСЏ. Рњ., 1994).
2. Цит. РїРѕ трактату святителя Марка Рфесского
"Силлогические главы против латинян".
3. Преподобный Роанн Дамаскин. Точное
изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 5.
4. Там же. Кн. 1. Гл. 9.
5. Святитель Фотий. Окружное послание //
Альфа и омега. 1999. № 3.
6. Преподобный Роанн Дамаскин. Точное
изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 48.
7. Святитель Григорий Богослов. Слово 22.
8. Окружное послание. (Цит. по кн. А.Погодина).
9. Пространный христианский катехизис ("О
первом члене").
В© Николай КОЛЧУРРРќРЎРљРР™
Спонсор публикации статьи: сайт независимого финансового консультанта «В ДОЛГ». Если Вы ищете, где взять кредит наличными под залог, то посетите сайт финансового консультанта по адресу http://VDOLG.info. Воспользовавшись предложением сайта, Вы сможете произвести бесплатную рассылку объявлений в банки на получение кредита, или поместить объявление о желании получения денег в долг, от частных инвесторов. Так же, к Вашим услугам последние новости из мира финансов и полезные статьи, которые помогут быть в курсе последних событий и чувствовать себя увереннее в вопросах займа и кредитования.
|