Закажите Именной Кирпичик в Свято-Троицкой Серапионовой Пустыни. Имена с Именных кирпичиков поминаются в монастыре вечно, пока стоит монастырь. Внесите вклад в восстановление Святых Обителей за себя, родных и близких.

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Отец Иоанн Кронштадтский. Беседа пятая. Протоиерей Артемий Владимиров

Приветствую вас, дорогие друзья,
мы вновь с вами посвятим нашу с вами зарисовку размышлению о удивительной жизни отца Иоанна Кронштадтского, пастыря, который стал магнитом, притягивающим к себе взоры многомиллионной паствы, со всех концов Российской Империи стекавшейся к нему в Кронштадт. Ну, конечно, не сразу и не тотчас наступило это время славы о. Иоанна Кронштадтского, которая была славой Божьей, а не его собственной. А в начале его пастырской деятельности закладывались самые основы его служения. И мы сегодня об этом поразмышляем, ведь священник и поныне в России герой нашего времени. Образ о. Иоанна Кронштадтского в конце 19-го, во всем 20-м столетии, в 21-м веке вдохновлял и неизменно вдохновляет умы и сердца многих служителей святого алтаря. Что было основным для батюшки Иоанна, какова главная тайна его жизни? На этот вопрос, безусловно, каждый биограф Кронштадтского ответит по-разному. Мне кажется, что самым главным стержнем жизни о. Иоанна Кронштадтского было его всегдашнее деннонощное предстояние Господу Богу, умение устремлять к создателю все душевные силы ума, воли и чувства. Отец Иоанн Кронштадтский говорил о том, что священник это апокалиптический ангел Господа Бога Вседержителя. А ведь архангел Михаил, который некогда трубным гласом воззовет во вселенной, так то внезапно воскреснут мертвые, и ад, и море отдадут своих мертвецов, изображается на коне с трубою, обращенной к солнцу и луне. У о. Иоанна Кронштадтсткого была эта замечательная особенность к внутренней жизни – он всегда устремлял свой ум к источнику бытия, Богу. В дневниках о. Иоанна мы, действительно, находим очень часто выражение «христиане, блюдите ум свой», т.е. не рассеивайтесь умом, не позволяйте ему шастать, гулять, склоняться направо и налево, обтекая все концы земли. Но точкой нашего внимания должен быть Бог. Обращенность к создателю человеческой мысли является началом, и, одновременно, концом богоугождения. Для о. Иоанна, который в 26 лет стал священником, продолжается путь трезвения. Трезвение – это особое состояние христианской души, которая отслеживает каждый помысел, каждое чувство, каждый образ, пытающийся завладеть сердцем человека. Но мало внутренне обращаться к Создателю, важно призывать еще Его святое имя. Батюшка, служил ли божественную литургию, обходил ли вверенные его пастырскому попечению дома и семьи, смотрел ли на залив, на морскую пучину, любовался заходящим солнцем, устремлял ли взор в Священное Писание, беседовал ли с людьми ( жаждущих внимания о. Иоанна становилось с каждым годом все больше и больше), но на всякий час и во всяком месте батюшка старался призвать имя Господа Иисуса Христа, в тайниках своего сердца произнося слова молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй, очисти, помоги, настави, благослови, защити, прости! Иисусе Христе, слава Тебе!» Так, на все лады и по-разному, молился батюшка отец Иоанн об одном, чтобы святая его святых души, сердца всегда была занята богомыслием, чтобы искра, благодать Святого Духа, дарованная нам в таинстве крещения всегда горела на свечнике, и на ладони Господней находились наши мысли, помыслы и чувствования. Попробуйте, дорогие друзья, заняться этим деланием, с утра пораньше и до позднего вечера наблюдать за самим собою со стороны, придирчиво осматривать внутренний мир своей души, и, чуть только вылезет на поверхность какой-нибудь худой помысел или чувство неприязни, раздражительности, гордости, похоти, самолюбования, тот час вооружаться против непрошенного посетителя, и, изымая меч из ножен, я имею ввиду молитву Иисусову, напрягая душу и тело, молиться «Иисусе Христе, очисти мя, Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного». Вот это внимание, трезвение, т.е. молитвенная обращенность к Господу, бдение, всегдашняя готовность встать на молитву и обратить вспять окружающих нас невидимых демонов в высшей степени характерно для о. Иоанна. Посмотрите на досуге на то или иное изображение батюшки, вы увидите совершенно особенный взор, как будто светящийся. В глазах искорки радости и вдохновения. Самая фигура батюшки, а он был небольшого росточка, излучает какую-то жизнетворную энергию. Лицо освещено приветливой улыбкой, глаза, как будто смотрят на вас, а, вместе с тем, внимают тому, что происходит там, в сокровенном мире сердца. Батюшка отличался всегдашней подвижностью, всегдашней стремительностью, его никто не назвал бы апатичным, вялым, расслабленным. Батюшка это огонь, батюшка это огненный язык, как будто искрящийся на вечернем небе. Я приведу вам характерный случай. Однажды в Кронштадт, уже к зрелому Иоанну, приехал студент, которого батюшка отметил про себя, приблизил и пригласил его завтра утром, не опаздывая, к божественной литургии. Приятно обрадованный вниманием всемирного светильника Православия, юноша, действительно, ни свет ни заря появился утром в храме. Он протиснулся вперед к алтарю и увидел батюшку, который еще не в полном облачении, но уже в белом подризнике с епитрахилью, лентой, которая знаменует овечку, возлагаемую добрым пастырем не плечи, читал Псалмы Давидовы, так называемые «часы» перед божественной литургией, и, не отрывая глаз от часослова, батюшка громким голосом стремился донести до сотен, а, может быть, тысяч слушателей каждое из слов святых Псалмов. Каково же было удивление, изумление, может быть, шок юноши, когда, вдруг его духовному зрению открылось, что из уст о. Иоанна Кронштадтского как будто исходят разряды, ослепительные молнии, рассекающие пространство и бесследно в нем растворяющиеся. Он не мог оторвать взор от этого величественного зрелища. Казалось, что батюшка объят благодатным огнем. После службы юноша, приблизившись к о. Иоанну, хотел было поделиться с ним увиденным. Но, тот, прозрев мысли студента, похлопав его по плечу, сказал: «Видел, молчи. Старайся сам всегда в бодрости, в ясности сознания и в мирном сердце читать в храме так, как будто бы ты беседуешь с Богом.» Вот этот эпизод, дорогие друзья, характеризует нам о. Иоанна как громовержца, как человека с созидательной, радостной и светлой энергией, преображавшей сердца всех, кто только ни приступал к нему за назиданием. А основа этого устроения, повторяем, внимательность ума к сердечным чувствам, всегдашнее призывание имени Господа Иисуса Христа, всегдашняя бодрость телесных членов, подвижническое предстояние Богу, ощущение себя в состоянии боевой готовности № 1, как бы мы сказали с вами сегодня. Запомним сказанное и будем молиться, чтобы батюшка о. Иоанн поделился с нами своим этим замечательным свойством.

Протоиерей Артемий Владимиров.

"post

Посмотреть предыдущие комментарии
16 марта 2017 в 19:58

Спаси, Господи!

02 сентября 2017 в 06:58

Благодатные слова, благодатные знания и светлый настрой на целый день! Благодарю, Отче!

04 сентября 2017 в 12:06

Спаси Бог, батюшка!

27 февраля 2018 в 23:34

Спасибо, батюшка!

22 августа 2018 в 21:15

Спаси Господи, батюшка!

29 марта 2019 в 20:55

Спаси Бог! ❤

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: