Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

История становления понятия «имидж» в философии и культуре


«Религия, искусство, философские учения влияют на людскую внешность, а по ней мы всегда можем создать себе представление об этих культурных двигателях в известную эпоху». / Ф. Ф. Комиссаржевский

Мысль о том, что в облике отдельно взятой человеческой личности отражается целая эпоха не нова. Можно сказать, что «имидж» выступает как система знаков, отражающая ментальность, социальные и экономические отношения общества в целом в каждом из периодов.

С появлением неравенства в обществе, имидж начинает отражать социальный статус. Например, в основу царского портрета правителя Древнего Египта лег образ сознательно возвеличенный, лишенный всего случайного и несущественного, с четко отобранными и тщательно проработанными чертами. Каждый смотрящий на фараона не должен сомневаться, что перед ним живой бог, сын Осириса.

В античности «имидж» рассматривается в связи с такими основополагающими философскими категориями как «человек», «государство», «общество», «душа и тело», «красота и гармония», «чувственное восприятие». Что является своеобразной проекцией вопроса о том, как соотносятся в человеке внешний облик и внутреннее содержание. Подобающий внешний вид был обязательным для гражданина полиса и должен был соответствовать статусу свободного человека.

Средневековье создало массу образов, ставших символами эпохи: рыцарь - крестоносец, монах, цеховой ремесленник, купец, бюргер, дама сердца. Можно смело говорить о том, что средневековье - период господства типических имиджей. Личность в этот период полностью отождествлялась с ее ролью в обществе. Человек был крестьянином, ремесленником или рыцарем, но не индивидом. Красоте человеческого тела не придавали особого значения, более того, тело считалось источником греха. Одежда служила тому, чтобы усилить это впечатление.

Эпоха Возрождения рассматривается как переходное состояние между двумя формациями, двумя устойчивыми порядками в экономике, политике, религии, морали. Художники стали по-новому писать человеческое тело. Если раньше оно было изможденным и уродливым, то теперь это считалось святотатством. С появлением портного и кроя в одежде, человек перестал напоминать унылый задрапированный прямоугольник. В одежде появились новые линии и краски, она стала повторять изгибы человеческого тела, более того, она стала отчетливо подчеркивать разницу между полами.

По мере того, как общественные отношения становились все более разнообразными и сложными, человек преодолевал сословные рамки, начинал играть несколько социальных ролей одновременно. Мысль о том, что «человек создан для общества» становится все более популярной, и вместе с этим возрастает значение таких понятий, как слава, престиж, социальный успех, профессиональная карьера.

Понятие «имидж» в российской науке стало самостоятельным предметом исследования лишь в последние десятилетия 20-го века. Большая часть первых отечественных работ, посвященных данной проблеме, определяла «имидж» как средство манипулирования массовым сознанием и стала, в основном, копированием западных алгоритмов решения задач пропаганды, внушения и убеждения.

Психология начала также исследовать закономерности «имиджа» как эффекта самосовершенствования и развития личности, основываясь, в значительной степени, на анализе характеристик образа восприятия. И здесь «имидж» выступает как элемент внешней среды и определяется как целостное отражение действительности, неразрывно связанное с внутренними психическими и эмоциональными компонентами личности. Также, говорилось о том, что «имидж» может выполнять функцию регулятора действий, поведения человека в процессе общения. То есть, чтобы составить представление о себе, человек должен выразить свои субъективные состояния в общезначимых символах, доступных для «прочтения» другим людям. И, если «имидж» выступает как результат деятельности, то стихийное формирование имиджа совершается путем проб и ошибок. Активное же изменение создает целостность, выражая индивидуальность, где внешний вид не идет в разрез внутреннему ощущению.

Понятие же индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делая их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

И, если развитие личности связано с освоением культурных ценностей, определением собственной позиции к жизни, то формирование «имиджа» невозможно без познания философии и культуры, психологии восприятия и их отражения во внешнем облике человека.

www.svecheva.com/single-post/2016/10/13/history-of-image

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: