Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Почему мы называем патриарха "Святейшим"?!

Дорогие братья и сестры. Я никогда не мог понять, с какого перепугу патриарх именуется "Святейшим"?Ведь известно, что свят лишь Господь! И вот какой ответ я нашел...

Типичный вопрос:
«А почему мы патриарха называем «Святейшим» – получается, что он святее всех святых мучеников?»

И правда, по логике русского языка превосходная степень прилагательного обозначает качество, присущее предмету в наивысшей степени…

Но не будем забывать, что значения соответствующих слов в разных языках могут различаться, точнее – частично не совпадать.

Если представить значение (семантику) слова в виде поля, где основное значение (или первое – то, что под цифрой 1 указано в словаре) – ядро, самые редкие по употреблению – граница, а между ними в порядке употребляемости расположены остальные значения, то, сравнив слово «святой» в разных европейских языках, мы увидим, что состав и границы семантических полей не совпадают.

В русском языке святым называют Бога, ангелов и признанных Церковью святых, а обращение к священнику «святой отец», принятое в странах католической культуры, вызовет улыбку.

Греческий язык знал и более широкое употребление этого слова: так, в ранней Церкви «святыми» называли также усопших христиан (например, у свт. Афанасия Великого: « В первом же псалме Давид для желающего стать блаженным ко дню присовокупил на поучение и ночь. Ибо сказали мы, что здесь жизнь человеческая составляет какое-то смешение: поэтому, есть теперь у нас и день и ночь. Но для тех, которые соделались святыми, не наступить уже ночь « (Толкование на псалмы. Пс. 118, 97)); всех здравствующих христиан (например, сщмч. Игнатий Богоносец: «[Господь] истинно распят был за нас плотью при Понтии Пилате и Ироде четверовластнике … чтобы через воскресение на веки воздвигнуть знамение для святых и верных своих…» (Послание к смирнянам. Гл.1)); священников и епископов (см. у него же: «И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших…» (Послание к магнезийцам. Гл. 3)).

Применительно к епископам «святой» довольно быстро стало титулом, т.е. из возможного именования превратилось в фактически обязательное – в Византии все чиновники высших рангов, а епископы к ним приравнивались, имели титулатуру. Слова, имевшие значение титулов, часто ставились в превосходную степень, которая в таком случае означала не превосходящее качество чего-либо, а просто подчеркивала титулатурность эпитета, его торжественность. То же произошло и с титулом «святейший» — он не значит, что носящий его иерарх более святой, чем канонизированные святые, но есть просто епископский титул.

В дальнейшем титул «святейший» закрепился именно за патриархами. А Русская Православная Церковь просто заимствовала всю титулатуру из Византии.

Таким образом, получается, что титул «святейший» относится не к конкретному человеку, а к местоположению, которое он занимает в канонической религиозной организации, в том числе и в Русской Православной Церкови. И здесь, как говорится в известной поговорке, - не место должно красить человека, а человек место, которое предполагает соответствие его образа жизни и мысли такому величественному титулу - Святейший. И обязывает ко многому.

Комментарий известного православного эксперта по каноническому праву, писателя и проповедника веры протоиерея Павла Адельгейма:

Каждый патриарх или епископ подписывается словами "смиренный Имярек, патриарх..."

"Святейший, Ваше святейшество" является титулом, как "Ваше Величество", "Ваша честь"... Этот титул ничего не означает ни в моральном, ни в богословском смысле. В православии нет учения о непогрешимости.

Суждения Патриарха допускают любую критику, разумеется, пристойную. С Патриархом можно не соглашаться, возражать, но подчиняться в порядке дисциплины.

В последнее время некоторые епископы утверждают бесспорность своих решений и суждений, преследуют несогласных. Из их позиции следует отсутствие критичного от ношения к самому себе, которое на церковном языке называется "покаяние". Факт печальный, но реальность приходится принимать.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем