Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Митрофорный протоиерей

Проблема выбора: как не совершить ошибку.

t.me/Kerigma_orthodox
Память пророка Ионы, которую мы отмечаем пятого октября, снова и снова возвращает нас к одному из самых сложных вопросов – проблемы правильного выбора человека на пути к спасению. В жизни пророка Ионы были эпизоды, которые наглядно показывали нам тяжелые последствия неправильного выбора и добрые плоды верного решения. Пророк пробыл три дня и три ночи в чреве кита, потому что решил для себя, что не будет исполнять повеление Божие. И он же был свидетелем того, как Сам Бог изменил Свое предопределение в связи с тем, что прогневавший Его народ сумел покаяться.
Когда мы выбираем между Божьей волей и своей.
Человек каждый день совершает тот или иной выбор. Общая сумма принятых решений создает уникальный внутренний и внешний мир нашей жизни. Для человека верующего самым важным критерием будет соответствие его выбора воли Божией. И вот здесь мы сталкиваемся с самыми большими трудностями. Потому что выбираем, как правило, не то, что Богу угодно, а то, что нам хочется. Даже приходя в храм, мы пытаемся склонить Бога на нашу сторону и просим Его о том, что нам хочется, молим, чтобы не Его, а наша воля действовала в нашей жизни. Хотя, конечно же, мы этого не осознаем и даже считаем за благочестие просить Бога о том, чтобы он внес в нашу жизнь те коррективы, которые сделают ее не такой болезненной.
В этом нет ничего плохого до поры, до времени. Ведь дети тоже о чем-то просят своих родителей. Но когда они вырастают, то понимают, что по большому счету можно было и не просить. Потому что родители сами знают что и когда нужно дать своему ребенку. Достаточно было лишь благодарить и говорить «спасибо». Может быть, и мы когда-то поймем, что не стоило ни о чем просить Бога, достаточно было только говорить «спасибо». Но будет лучше, если мы это пойдём до того, как уйдем из этой жизни.
Как Христос осуществлял свой человеческий выбор.
Конечно же, воля Божия и наша человеческая далеко не всегда совпадают. По человечеству нам бы хотелось, чтобы скорбей у нас было как можно меньше. Но давайте посмотрим на жизнь Спасителя. Как человек, Он также совершал Свой выбор и делал это, как и все мы, часто. Но в Его жизни не было ни одного случая, когда бы Он Свою человеческую волю поставил выше воли Своего Небесного Отца. Самым ярким примером этого являются Гефсиманские борения Христа. Душа Спасителя скорбела смертельно, Его человеческая природа страшилась всего того, что Ему предстояло пережить. «Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26:39). Христу, как Человеку этот выбор дается нелегко, но, тем не менее, он отвергает Свою волю и покоряется воле Бога Отца. Этот пример важен для каждого из нас. Послушание воле другого, особенно в монашестве, называется бескровным мученичеством. Это же правило касается и мирян. Больно мне видеть, как некоторые люди, начитавшись книг Святых Отцов, считают, что они «и сами с усами». Лучше быть в послушании у самого нерадивого пастыря, чем жить по своей воле. И печально, что, ходя в храм десятки лет, они этого так и не поняли.
Выбор в пользу умирания.
Алгоритма принятия правильного решения нет, но есть общие правила. Вряд ли у нас хватит мужества взять себе на вооружение максиму схиигумена Агапита (Кармаза): «Для православного чем хуже, тем лучше». Но когда нам будет по-настоящему плохо, эта фраза сможет нам помочь. Читая о жизни подвижников, мы узнаем, что они шли последовательно от одной ступени к другой, не останавливаясь. Ученик Исаака Сирина, который достиг больших высот в молитве, стал перед дилеммой, как ему поступить – уйти и жить отшельником или же остаться в монастыре, потому что многие монахи нуждались в его помощи. Исаак Сирин отвечает ему однозначно: «Оставь монастырь и уходи в пустыню». Хотя он же перед этим советовал другому своему ученику: «Если ты молишься, и брат твой просит тебя о помощи, то оставь молитву и окажи ему помощь». Правила жизни могут меняться, но общее направление остается неизменным. Что бы не оставалось за твоими плечами, «что тебе с того, ты по мне гряди» (Ин. 21:22) (слова Христа, сказанные Петру).
Этот же радикализм проходит красной нитью через все проповеди Спасителя. Он не позволил юноше сделать, казалось бы, нужное и благородное дело – похоронить отца: «Оставь мертвым хоронить своих мертвецов» (Мф. 8:22). Эти слова могут нам показаться жестокими и обидными, если бы мы не знали, что их сказала Сама Любовь. Она же сказала: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Слова Христа о необходимости выбросить из души отца, мать, детей, братьев и сестер (Лк. 14:26) для того, чтобы быть Его учеником, до сих пор пугают людей.
Море, море, мир бездонный…
Образ житейского моря, по которому плывет человек в земном странствии, встречается очень часто. У одного из моих любимых авторов, Исаака Сирина, есть три понимания этого образа. Первый — это море Божественной Любви, которое восхищает его своей бездонностью и красотой. Второе - изменчивое море нашей жизни. А третье — это море, которое находится внутри самого человека. Ради того, чтобы понять, что же там происходит, отшельники уходили в пустынные дали. Их опыт показал, что воды его очень мутные и плавает в них всякое. Иногда приходится сталкиваться с такими чудовищами, при одном взгляде на которых кровь стынет в жилах. При этом каждый раз необходимо проявлять свою волю и отбрасывать всякий страх. Потом, если оглянуться назад, можно лишь удивиться, как вообще было возможно все это пережить и преодолеть. Только благодать Божия помогла в этом горниле скорбей выстоять. Но общее правило таково – выбор нужно делать самому и двигаться вперед даже тогда, когда кажется, что идти дальше невозможно. Бог не любит трусов и боязливых.
Идти за Христом – рискованное дело.
Выбор веры уже сделал нас заложниками большого риска. Идя дорогой спасения, мы не знаем с чем нам придётся встретиться и какое чудище покажется за следующим поворотом судьбы. Первоначальное пламенение в вере и неофитский энтузиазм очень быстро переходят в состояние уныния. Потому что они были на самом деле короткой вспышкой вожделевательной части души. А дальше узкая тропа, по обе стороны который зияющие пропасти. Один неверный шаг, неправильный выбор, и ты летишь вниз… Хорошо, когда есть у кого спросить, хуже, когда ты сам. И посоветовать здесь на самом деле нечего, кроме как держаться смирения, простоты и терпения. Есть только один слабенький навигатор, устройство, о котором мало кто знает, но о нем стоит сказать пару слов.
Духовная интуиция.
Святые Отцы, опытно перешедшие все перевалы на пути к Богу, говорят то том, что у человека в душе есть все необходимое для этого путешествия. Природа человеческой души очень загадочна, ей по естеству уже присущи знания и понимание своей судьбы и правильных ответов на все важные жизненные вопросы. Но все это находится в ней в виде нераскрытой потенции. Наша душа — это черная засеянная земля. Когда мы смотрим на этот чернозем, то даже не подозреваем, что находится внутри ее. Но когда сила весеннего солнца своими лучами начинает освещать этот чернозем, то из нее начинает расти такое, что нам остается только удивляться, откуда оно здесь взялось.
В свое время, когда я преподавал педагогику у магистров, мы изучали одну из интересных теорий, которая говорит о том, что на самом деле учитель не сеет в детях «разумное, доброе, вечное», он только помогает проявиться всему этому в его сознании. Проще говоря, таблица умножения известна ребенку еще до того, как он приступил к ее изучению. Педагог только проявляет не выявленное до этого знание. То же самое касается и духовной жизни. В нашем духе есть ответы на все вопросы, нужно только, чтобы он в нас ожил и проснулся. С интуицией нельзя путать игру помыслов. Это дьявольская эквилибристика, которая умеет ловко опутывать домыслами и вымыслами наш ум так, что мы легко начинаем верить всем нашим фантазиям. Верить любым своим догадкам и предположениям очень опасно, как правило, все они несут в себе ту или иную сатанинскую ложь.
Кто не рискует, тот не пьет вино в Царстве Божием.
Жить со Христом – это всегда риск, но без этого спастись невозможно. Лучше всегда делать выбор, чем отвергать такую возможность. Первый, кто пошел на риск – это Сам Бог. Святые Отцы писали о том, что творение человека было связано с риском для Самого Творца. Бог знал, что произойдет впоследствии с людьми. Но, тем не менее, Он пошел на этот риск. И если бы Бог этого не сделал, я бы не писал сейчас эти строки, и никто из вас их бы не читал. И даже то, что человек поскользнулся и пал в грех, также может оказаться общей составляющей промысла Божия о человеке, необходимая часть нашего взросления. В этот промысел может быть включен также опыт страданий и самого ада. После Своей Смерти, сошествия во ад, Воскресения и Вознесения, Бог по Своей Любви предлагает нам пройти этот ад здесь, на земле, через несение данного нам креста, чтобы не приобщаться к этому страшному опыту по ту сторону могилы. Горизонты конечных судеб мира и человечества скрыты от нас в сумерках безызвестности, но то, что нам необходимо знать для нашего спасения, возвещено во всей полноте в Слове Божием и учении Святых Отцов.
spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/83020-vechnaja-problema-vybora-kak-ne-sovershity-oshibku

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Собаки...

    Сообщество

    Поэзия

    Сообщество