6 марта - вселенская Родительская суббота (особая поминальная служба по усопшим родным и близким. Вы можете подать записки на службы Родительской субботы в 7 монастырях за родителей, родных и близких в Дивеево, Киево- и Псково-Печерских Лаврах, в Сретенском, Покровском, Даниловом и Свято-Пантелеимоновом монастырях.

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Православие "последних времен" . Глава 29. Часть 28.

Глава 29. Суд вечности.
*** 28 ***
Воскресение мертвых и Второе пришествие Сына Божия.

Во время Нового Завета довольно широкое распространение получило учение хилиазма о тысячелетнем царстве Христа на земле до всеобщего Страшного Суда. Сущность хилиазма заключается в следующем - перед кончиной мира Христос опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое Царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжение 1000 лет, наслаждаясь всеми благами земной жизни. Затем последует второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий Суд и всеобщее вечное мздовоздание.
Сторонники данного учения основываются на видении апостола Иоанна Богослова в 20 главе Апокалипсиса. Там сказано, что Ангел, сшедший с небес, сковал сатану на 1000 лет; души же обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие «ожили и царствовали со Христом тысячу лет…». «Это первое воскресение…». «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы». Затем вскоре последует суд над дьяволом и обольщенными им грешниками по их делам. «И кто не был записан в книге жизни, тот будет ввержен в озеро огненное». «Это смерть вторая». Причем над праведниками, воскресшими в первое воскресение, смерть вторая уже не будет иметь власти.
Хилиастические взгляды в древности и среди современных верующих, распространяются в основном неправославными еретиками. В новое время они возродились в протестантских сектах. Также некоторые современные богословы пытаются провести идеи хилиазма в православную богословскую мысль, хотя тайные образы Апокалипсиса до сих пор не получили полной расшифровки на основании богооткровенного познания.
Фактически невозможно говорить о полной ложности или абсолютной правильности идеи хилиазма. По православным понятиям образы Апокалипсиса, послужившие для создания учения о тысячелетнем Царстве, скорее всего, означают всемирное торжество Христианства-Православия в последние дни мира, когда учение Христа в полноценном православном виде будет проповедано по всей Земле.
Несмотря на торжество истинной христианской веры, на земле останется много людей-грешников, которые не захотят жить по воле Божией. Когда окончится определенный срок, необходимый для познания Христианства всеми народами Земли, (данный срок как раз и означает «тысячелетие» - полноту бытия земной Христианской Церкви), силы зла снова получат свободу по грехам людей, отказавшихся принять спасительную Истину Православия. Тогда и произойдет последняя духовная и материальная война, которая окончательно разделит человечество на две половины - праведников, принявших спасительное учение сына Божия, и сознательных дьяволопоклонников, полностью отрекшихся от Бога.
Отсюда становятся понятны следующие символы Апокалипсиса. «Первое воскресение» означает спасительное принятие Православия во время Нового Завета и в последние дни мира, духовно возрождающее в вечную жизнь через крещение и веру во Христа, соответственно словам: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф. 5:14). «Вы воскресли со Христом» - читаем много раз у апостолов (Кол. 3:1; 2:12; Еф. 2:5-6).
Под «тысячелетним царством» можно понимать как период благодатного вселенского торжества Церкви Христовой в Новом Завете, так и распространение Православия в последние дни мира. Воинствующая земная Церковь, изначально торжествует победу, совершенную Спасителем. Но пока что она еще переживает брань с «князем века сего», которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное.
«Второе воскресение» означает восстановление всех умерших и преображение живущих во время Последнего Суда. «Смерть вторая» символизирует окончательное осуждение на Всеобщем Суде тех грешников, кто откажется от Христа, несмотря на вселенскую проповедь Православия и ради поклонения силам тьмы. Она не коснется верующих, «воскресших в первое воскресение». Люди, духовно возрожденные во Христе и очищенные благодатью Божией в Церкви, не будут судимы и сразу войдут в блаженную жизнь вечного Царствия Христова.
Основная причина неправильного хилиазма коренится в потере современным сектантством веры в загробную жизнь и блаженство праведных на небе, с которыми они потеряли молитвенное общение. Другой причиной являются чисто человеческие социально-утопические мечты некоторых сект, скрытые за религиозными идеями и вкладываемые в таинственные образы Апокалипсиса. Подобные суждения в духе хилиазма рассмотрел еще Второй Вселенский собор (381 г.), который осуждая заблуждения еретика Аполлинария, осудил и его учение о тысячелетии Христовом, внеся в «Символ веры» слова о Христе: «Его же царствию не будет конца».

*******
Духовный взор христианского человечества, со времени вознесения на небо от земли Сына Божия, направлен на величайшее будущее событие мировой истории - второе пришествие на землю Сына Человеческого. Действительность этого ожидаемого пришествия со всей определенностью многократно засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей данного события (Мф. 16:27; гл. 24; Мк. 8:38; Лк. 12:40; 17:24; Ин. 14:3). О нем возвещают ангелы при вознесении Господа (Деян. 1:11); и часто напоминают апостолы: апостол Иуда ст. 14-15, 1 Иоан. 2:28, 1 Петр. 4:13, многократно апостол Павел: 1 Кор. 4:5, 1 Сол. 5:2-6 и др.).
Господь Иисус Христос открыл перед учениками образ Своего пришествия в следующих чертах. Оно придет внезапно и будет явным для всех людей нашего мира: «Как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Прежде всего «явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные» (ст. 30). Что означает, по общему толкованию Святых Отцов, знамение животворящего Креста Господня.
Сын Божий придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: «и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (ст. 30), «со святыми Ангелами» (Mк. 8:38). «Он сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31). Второе пришествие совершится иначе, чем первое, когда Господь смирил Себя и был «послушлив до крестной смерти», когда Он приходил не судить, а спасать мир, отдав Свою жизнь для избавления человечества от власти зла. Второй раз Сын Божий явится «праведно судить вселенную» (Деян. 17:31) и «воздать каждому по делам его» (Матф. 16:27).

*******
С кончиной нынешнего века и преобразованием существующего мира в новый и лучший, откроется вечное Царство Божие, Царство славы. Тогда закончится «царство благодати» - бытие воинствующей земной Церкви, а Небесная Церковь войдет в это Царство славы и сольется с ним.
«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть…Когда же все покорит Ему (Отцу), тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24-26, 28). Эти слова о конце Царства Христова должно понимать, как исполнение миссии Бога-Сына, принятой Им от Отца и состоящей в приведении человечества к Богу через Христианскую Церковь. В новом мироздании Сын будет царствовать в Царстве славы вместе с Отцом и Святым Духом, и царствию Его не будет конца.
Смерть исчезнет в Царстве славы: «Последний же враг упразднится смерть…. тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:26 и 54). «И времени не будет к тому», то есть наступит новый вечный период человеческой истории. Вечная блаженная жизнь образно представлена в Откровении 21 глава: «И увидел я новое небо и землю новую; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». В будущем царстве все будет одухотворенное, бессмертное и святое.
Люди, достигшие будущей блаженной жизни, станут «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), участниками совершеннейшей духовной жизни, Источник которой есть Бог. Живущие в вечности Царствия Божия сподобятся, подобно ангелам, зреть Бога (Мф. 5:8), созерцая Его славу лицом к лицу. И не только созерцать, но и участвовать в ней, сияя как солнце в царствии Отца их (Мф. 13:43), будучи «сонаследниками Христовыми», восседая со Христом на престоле и разделяя с Ним Его царское величие (Откр. 3:21; 2 Тим. 2:11-12).
Как символически изображено в Откровении, «они не будут уже ни алкать ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, Который посреди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7:16). Как говорит пророк Исайя: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис. 64:4; 1 Кор. 2:9). Блаженство в Боге будет тем вожделеннее, что оно является нескончаемо вечным: «и пойдут праведники в жизнь вечную».
Вечное блаженство праведных по мысли Святых Отцов Церкви имеет свои степени, соответственно нравственному достоинству каждого, о чем можно заключить из слов Священного Писания: «В доме Отца Моего обителей много» (Иоан. 14:2); каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:8); «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41).
Святой Ефрем Сирин говорит: «Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного светильника, освещающего дом, каждый луч имеет свое место, между тем как свет не делится на много светильников, так в будущий век все праведные водворятся нераздельно в единой радости, но каждый по свое мере, будет озаряться единым мысленным солнцем и, по степени достоинства, почерпать радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте. И никто не увидит меры высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Да не будет сего там, где нет ни печали, ни воздыхания, но всякий по должной ему благодати, в своей мере будет веселиться внутренне, а по внешности у всех будет одно созерцание и одна радость» (О небесных обителях).
«Даруй же нам, Господи, - всем всегда - живую и неумолкающую память Твоего будущего славного пришествия. Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного воздаяния праведникам и грешникам, - да при свете ее и Твоей благодатной помощи, «целомудренно и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу 2:12). И таким образом достигнем, наконец, и вечно-блаженной жизни на небе, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков» (Макарий, митрополит Московский «Православное догматическое богословие»).

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. 36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. 37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. 38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. 39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. 40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? 42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? 43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. 44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -- 46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. 47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Лк 12 (35-48)

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. 2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? 4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. 6 6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это - начало болезней. 99 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется. 14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. 15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -- 1616 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. 19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! 20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. 22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. 23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. 24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 25 Вот, Я наперед сказал вам. 26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы. 29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. 32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; 40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 242 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. 44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, -- 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Мф 24(1-51)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем