Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Выдержки из книг полного сочинения святителя Гергия Конисского Архиепископа Могилёвского

( из полного Собрания сочинений)

К Российскому Полномочному Послу при Варшавском Двору Князю Николаю Васильевичу Репнину.

СИЯТЕЛЬНЕЙШИЙ КНЯЗЬ!

Уже докучил я Вашему Сиятельству, представляя о бедных людях, не токмо крестьянского и гражданского, но и шляхетского чина, религии Греко-русской, которые кроме других утеснений, напоследок смертными приговорами принуждены были принять Римскую, либо Униатскую веру, дабы им в нынешнем трактате ясно прописана была свобода возвратиться, есть ли похотят, к превшей своей вере: т. е. есть-ли до ныне содержат оную в сердце, то дозволено было бы, явно и без страха, исповедовать, за премощнейшим Ея Императорского Величества покровительством. Но понеже сие мое представление доселе места не имело; а между тем, как слышно, с другой стороны, хотят поновить конституцию о апостатах: для того сим последним разом отваживаюсь напомянуть Вашему Сиятельству причины, по кои несчастные люди сии в вечных узах совести оставлены быть не должны.

1) Примирительными в 1652 году пунктами не без причины постановлено, чтобы не хотящие быть в Унии, без всякого от кого-либо препятствия, реферовались до Епископа своего: ибо и в то время принужденных к Унии множество наших исповедников было в самом городе Могилеве. С 1619 по 1632 год, все церкви Униатами были захвачены. В таком случае, чрез столь долгое время, не можно сказать того, чтоб все и всех церквей прихожане равнодушно попам Униатским противились. Слабейшие из них, в крайней нужде, могли получать от тех попов исправление треб, что и ныне делают принужденные. Однако как-то делалось недобровольно, притом насильно держимые в Унии не преставали просить себе у Речи Посполитой избавления; для того вышепомянутыми пунктами примирительными свободная реллция до належитаго Епископа всем таковым принужденным и определена. И в следствие того, посланы была от Сеймов, особливо 1635 и 1647 г. Комиссары в разные воеводства и поветы, которые собрав народ в городах и селах, и вопросив, желают ли они остаться в Унии, за получением ответа о нежелании, тотчас церкви от Униатских попов отбирали, и прихожанам оных быть в благочестивой вере по-прежнему определяли, как-то явствует из документов при нас имеющихся. Почему же и ныне, при всемощнейшем Ее Императорского Величества покровительстве, таковая свобода принужденным в Унию, или Римскую веру, на пример Осмоловицкому шляхетству, дана и в трактате ясно описана быть не может? Тем паче необходима мера сия, что примирительные пункты, многими конституциями подтвержденные, ничем и никогда не были опровергнуты, но еще и трактатом вечного мира (1686 г.), вообще с прочими Религии нашей правами, вечно охранены.

2) Вышеупомянутым трактатом, как Вашему Сиятельству более всех известно, договорено не чинить принуждения в вере.

Но есть ли положить, что Осмоловицкое шляхетство, так мучительски принужденное к принятию одними Унии, а другими Римского исповедания, останется без освобождения; то какое в семь случае будет трактату удовольствие? Помню, что от Вашего Сиятельства, в резолюцию, мне сказано, что «охранять трактат Ваше дело, а не мое, однако повеленное мне исполняю, когда Вашему Сиятельству об обидах, прямо в противность трактату чинимых, представляю.

3) Блаженные памяти и вечной славы достойный Государь Император Петр Великий в 1720 г., поданными пунктами бывшему тогда в С. Петербурге Польскому Послу Г. Хоментовскому, на основании вышеозначенного трактата, между прочим, точно и ясно пунктом четвертым изволил требовать, чтоб принужденным в Унию свободно было, если похотят, быть в прежней своей Греко-Российской Вере.

Наконец 4) известился я от г. Красинского, посланного от конфедерации Слуцкой к Высочайшему Лицу Ея Императорского ВЕЛИЧЕСТВА, что Его Высокопревосходительство Никита Иванович (Панин) изволил объявить ему г. Красинскому, что относительно принужденных к принятию Унии, будет трактовано, дабы вольно и свободно было возвратиться к своей Вере всем тем, которые сами, или в отцах и дедах своих, к тому принуждены стали.

Сии резоны приняв Ваше Сиятельство в благо рассуждение, умилосердитесь, не оставьте добавить в трактат ясного содержания пункт, чтоб свободно было при Религии Греко-Русской остаться, если захотят, всем тем, которые докажут, что они принуждены были оставить оную сами, или в отцах и дедах своих. И если конституция о апостатпах неминуемо возобновиться имеет; то принужденные к Унии, или Римской Вере были бы исключены из оной, яко истотно никогда не бывшие, а, следовательно, и в числе апостатов считаться не могущие. О сем Ваше Сиятельство всенижайшее прошу.

Если же, паче чаяния, сии несчастливые люди, но чему-либо не могут быть участниками Высочайшей Ея Императорского Величества милости и премощнейшей Ея протекции; в таком случае, прошу Ваше Сиятельство дозволить мне, не бывать больше ни на каких по сему делу конфедерациях, дабы и совесть моя была покойнее, и те несчастные люди, без помощи оставленные, на Суд Божий меня не зазывали.

І767 года,
Ноября 7 дня.
Ва­рша­ва...............................................­.................................................­.................................................­.................................................­.................................................­.................................................­.................................................­.......................................

К ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II.

Всепресветлейшая, Державнейшая,
Великая Государыня Императрица ЕКАТЕРИНА ІІ-я,
Самодержица Всероссийская!
Государыня и Покровительница Веры святой Всемилостливейшая!

Народ здешнего Польского Государства, исповедующий Веру Греко-российскую, получив ныне действительное покровительство, премудрым попечением, ревностным тщанием и беспримерными щедротами Вашего Императорского Величества, приносит чрез меня, подданника Вашего Величества, всеусерднейшее и всепреданнейшее свое благодарение. Он в нынешней, благодатной перемене состояния своего, чрез полтора века желанной, но никогда не чаянной, не инако себя почитает, как почитал древний Израиль, освобожденный от Египетской тесноты, как первые Христиане, отдохнувшие после гонений языческих, как древние Россияне, начавшие невозбранно служить истинному Богу, но своем просвещении Верою. За тем молит он Всеблагаго Бога, со слезами, не от тесноты уже, но от распространения радостного духа, истекающими, молит, да сохранит Он Собственного нашего Моисея, Нового сему народу Константина, Второго сей части России Владимира — Ваше Императорское Величество, в мире присноцветущем, здравии и преуспеянии во всех благоугодных Богу - и для человеческого рода спасительных Вашего Величества намерениях, долголетии, как к утверждению того, что Он совершил уже чрез Ваше Величество, так ко избавлению, и тех, кои здесь и по другим местам, ослабы еще не получивши, к Избавительнице своей, от Бога им посланной, к Вашему Императорскому Величеству очи и сердца возводят.

При сем прошу всеподданнейше Ваше Императорское Величество Высочайшим Указом Своим повелеть, кому следует, дабы подражая истинной ревности и усердию к Святой Вере Вашего Величества, чинено было подлежащее старательство в исполнении всего того, что ныне трактатом, в пользу защищаемых диссидентов, постановлено, а особливо, чтоб неослабно защищены были те, которые до подписания трактата на Сейме, учинили уже переход из Униатского или Римского исповедания в нашу Православную веру по прежнему, о коих каком манифест в здешнем городе Варшавском я занес, оного всенижайшее прилагаю при сем перевод.

Всемилостивейшая Государыня Императрица!

Вашего Императорского Величества

верноподданнейший раб и богомолец

Георгии, Епископ Могилевский.

1768 года,
Февраля 29 дня.
Варшава.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: