' Псевдомолитва вообразительная '
# Если мы не понимаем, как работает наш ум, не знаем,
чем отличается душевное помышление от духовного
движения мысли, если не умеем распознать, где грань
между игрой фантазии и живым обращением к Богу,
то как мы начнем молиться в духе и истине !
Многие и не начинают. А многие уверены, что молятся,
но на деле всего лишь озвучивают молитвенные тексты. #
/ Новиков Н.М. - Начало молитвы - .2015 /
<< В прошлой беседе мы говорили о причинах, по которым отцы считают
молитву словесную бесплодной. Но кроме этого словесная молитва может
быть опасной. Риск в том, что если словесная молитва не преобразуется
в умную, то со временем искажается и обращается в псевдомолитву
вообразителъную, как она именуется в аскетике.
Это обманчивое молитвенное состояние бывает двух видов, которые
называют молитвой мечтательной и молитвой головной. Оба эти вида
словесной вообразительной псевдомолитвы, и мечтательная, и головная,
напрямую связаны с работой воображения.
А к чему приводит игра с воображением, в аскетике хорошо известно.
Скажем об этом святоотеческой цитатой :
«Воображение есть дверь, куда входит диавол.
Никакая [другая] способность не пропускает его в душу;
одно воображение дружит с ним». Посредством воображения «диавол
влагает образы в душу: или представляет старые, или чертит новые».
Поддавшись на это, человек становится «орудием диавола:
он так сдруживается с диаволом, что тот как бы вселяется в него,
и человек становится как бы воплощенным диаволом».
Тут сказано о плодах обольщения, к которым ведут упомянутые виды
молитвы, мечтательная и головная, замешанные на воображении
и подпитывающие воображение. Именно поэтому оба вида такой
псевдомолитвы не могут привести к реальной встрече с Богом.
Не могут, потому что живая взаимная связь с Богом, Который есть Дух,
возможна только при восхождении ума в стихию духа, но никак и никогда
через игру фантазии. Как учил старец Иосиф Исихаст:
«Христианство заключается не в интеллектуальной мечтательности,
приводящей к ложному ощущению, что это и есть созерцание Бога».
Воображение хорошо для земного творчества, для всех видов светского
искусства, всего того, что создается и воспринимается только на плотско-
-душевном уровне. Тут без игры воображения не обойтись. Но иначе
обстоит дело с искусством истинно духовным. Истинный иконописец,
когда писал Святую Троицу, не мысленно воображал Ее, а молитвенно в
духе созерцал Ее. С этими закономерностями связано и другое.
Подвижник, погруженный в молитву, может совмещать это
состояние с занятием простым рукодельем, поскольку труд ремесленный,
плетение четок, например, несложная резьба или работа на огороде,
не требует активно задействовать воображение. А человек более
опытный способен, находясь в глубокой молитве, исполнять и самую
сложную, чисто творческую работу, писать икону например.
Это уже духовное творчество, оно питаемо и движимо не человеческим
воображением, но силою Святого Духа.
Такой человек пребывает в одухотворенном состоянии сознания.
С другой стороны, человек, который интересуется или
увлечен искусством светским — литературой, музыкой,
живописью, кино и тому подобным, — никак не сможет
совместить эту свою приверженность с погружением в
истинную молитву. Пока он полностью не избавится от
этих своих интересов и увлечений, он не сумеет присту
пить к молитве умной.
Почему? Потому что истинная молитва попросту не
досягаема при том состоянии сознания, в котором такой
человек постоянно пребывает. Поскольку такое состоя
ние сознания движимо силой воображения. Поэтому ска
зано: Не любите мира, ни яже в мире. То есть откажитесь
от мирских иллюзорных ценностей, чтобы вывести ум из
состояния сна духовного, в коем несть любве Отчи, —
то есть недоступно живое молитвенное богообщение.
Доступ к способности реального мировосприятия, к
истинной молитве и к духовному творчеству открывается
через полное изменение образа жизни, когда ум осво
бождается из-под власти воображения.
Нам известно, конечно, что любое произведение свет
ского искусства отражает плотско-душевное состояние
своего создателя и потому всегда имеет страстную основу.
Но с точки зрения наших интересов, с позиций умного
делания тут дело не только в страстях. Дело в реально
сти и виртуальности. Тут речь о разных, взаимоисключа
ющих, формах умственного бытия. Дело в том, что ум у
нас только один. И он приспосабливается к одной или
другой форме жизни. Точнее, его бытийное состояние
формируется образом нашей жизни. А тут есть два вари
анта. Или это молитвенная жизнь, когда умное делание
по мере соединения ума с сердцем выводит человека на
духовный уровень, или это лишенная умно-сердечного
делания жизнь, протекающая на чисто душевном уровне.
В результате человек живет либо в реальном мире (это
при первом образе жизни), либо он пленник мира вирту
ального (это второй вариант).
Если взять первый случай, то увидим: реальный мир
объемен, он простирается в глубину, так как охватывает
материальное пространство и проникает в духовное.
А наша молитва служит связующим началом для этих
двух измерений.
В другом случае видим, что мир виртуальный, напро
тив, плоский. Он расплющен на плотско-душевном
уровне и не имеет измерения в глубину, так как лишен
всякой связи с духовной реальностью. Это мир тех, чья
мысль движима силой воображения.
Кстати, можно заметить, к чему ведет увлеченность
компьютерными играми. Не только к атрофии творческих
способностей, но этим еще и умерщвляется молитвенное
дарование. Человек намеренно культивирует в себе огра
ниченное состояние сознания. Если втискивать ум в вир
туальную плоскость, то постепенно, естественным обра
зом, ослабевает и утрачивается способность ума к молитве.
* * *
Вернемся теперь к вопросу, от которого отвлеклись.
Речь шла о причинах, по которым молитва словесная
считается бесплодной. Дело в том, что даже без
впадения в крайности, без тех искажений, которые
привносит псевдомолитва вообразительная, самая
простая и безобидная молитва словесная все-таки
не ведет к живому богообщению.
Еще раз поставим вопрос: почему? Еще раз ответим, уже
более определенно. Господь всегда готов к встрече с нами.
Потому что Бог Дух «везде сый и вся исполняяй».
Дух, говорит Писание, дышит, где хочет.
Он пребываети вне, и внутри нас.
Как сказано: Камо пойду от Духа Твоего... Аще взыду
на небо, Ты тамо ecи, аще сниду во ад, тамо ecи...
Но то Бог. А вот наш дух, человеческий, сосредоточен
только в одном-единственном месте — в духовном серд
це. И пока мы своим умом не вошли туда, пока энергия
ума не оживила дух наш, пока к нему не возвратилась
способность к движению и общению, до тех пор дух наш
с Духом Святым не может общаться в духе.
По этой причине, несмотря на то что Господь Бог
пребывает всюду, и вне и внутри нас, реально встре
титься с Ним и иметь живое общение человек может
только внутри себя.
А для этого необходимо ум свой ввести в молитву, за
тем ввести молящийся ум в свое духовное сердце и тогда,
посредством сердечной молитвы, пробудить, оживить и
привести в действие свой человеческий дух. После этого
станет возможным собрать воедино прочие разрознен
ные силы души: сосредоточить в сердце волю и чувство и
в единстве с духом устремить их к Богу.
И вот тогда мы достигаем искомого — начальной
встречи с Богом, начального богообщения. Это то состо
яние, когда одухотворенное сердце пребывает в молитве,
а одухотворенный ум пребывает в Боге.
Посмотрим, как этот момент отражен в учении свт.
Григория Паламы. «Когда ум вместе с другими силами
души возвращается в сердце и очищается от всех мыслей
и мечтаний», он становится яко глух... и яко нем. То есть
приходит в состояние исихии. И тогда, заключает святи
тель, «ум восходит к Богу в действительности, а не в вооб
ражении» и становится «зрителем премирных вещей».
То есть приходит в состояние созерцания. И вот тогда
встреча с Богом реальна, а не виртуальна. >>
---
Аудио :
Начало молитвы
Беседы о внутренней жизни
www.nnproekt.ru/pages/audio_1_3_3.html