Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

О работе искусителя в душах наших

Памяти батюшки Иоанна (Бортащенко),
настоятеля храма равноапостольного князя Владимира
в Юрмале, посвящается!

Наставления нашего ради, апостол признается: - " ... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. ..."! Завтра Церковь напомнит свои чадам о приглашении на брачный пир, который приготовил Царь для своего Сына. Но случилось непредвиденное - те, кто прежде зарекомендовали себя как друзья Царю, идти на пир отказались!

В этой связи, хочу поделиться проповедью моего первого духовника, батюшки Иоанна (Бортащенко), которые он читал нам в 1998 году в г. Юрмале. Эта проповедь доходчиво объясняет, как каждый из нас может оказаться в среде тех отказников, о ком Царь скажет: - "... много званых, а мало избранных..."!
_________________________________________________­_______

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

"Помилуй нас, Господи, помилуй нас... чтобы открылись глаза наши"!

История земной жизни человека началась с его недоверия Богу и с желания самому "… познать добро и зло будучи яко боги …”. И Господь дал нам такую возможность. Сказанному однажды, Бог верен всегда: - "… Просите, и дано будет вам … “, - это есть та Его заповедь, через посредство которой мы познаем ныне добро и зло, которой пишем историю нашей жизни только для того, чтобы однажды понять то единственное, что нам действительно необходимо. Понять и записать ‘‘… на скрижалях сердец…" наших навсегда.

Через желание “познать добро и зло” человек был выслан из рая. Чтобы не рассыпался единый рай на множество "удельных княжеств", потому как не принял человек к руководству бытия в раю единой Истины Божией, Которую взрастил Господь в Премудрости Своей, как "древо жизни посреди рая", но к руководству бытия возжаждал иметь собственные вожделения – плоды от дерева познания добра и зла, чтобы самому "быть яко боги"! Но не Богу в услужении, храня и возделывая Его рай!

Однако и змей - искуситель тогда же был извергнут на землю “как молния". И земля, и вся власть на ней отдана Богом ему и ангелам его во владение (Лук.4:7). Властью этой сатана волен искушать человека и только через это искушение может он осуществлять свою власть над человеком, а через человека - над миром.

Волю же человека, для принятия решения как поступить в том или ином случае Господь оставил свободной: «И сказал Господь сатане: вот. он в руке твоей только душу его сбереги» (Иов 2:6). Насильственной власти над волей человека сатана не имеет. Только если человек сам даст ему в себе такую власть. Именно таковым попущением в себе человек способен совершить самый изуверский поступок, самый мерзкий грех. Даже вопреки рассудку! Почему? Как сатана управляет помыслами и поступками человека, осуществляя зло на земле?

Оказывается, что такая власть доступна ему через искушение человека ко греху, - через этот соблазн человек становится уже рабом греха! Так, совершил человек маленький грех и, несмотря на то, что понимает свой проступок, однако тщеславием самости своей сразу же становится рабом этого греха - оправдывает его, защищает от порицания, нападает на тех, кто осуждает греховное действие, заражается ненавистью и местью - так, словно снежный ком, нарастает наша зависимость, наше рабство греху - будь то злоба и ненависть, будь то ложь и клевета, будь то пьянство и распутство, и т. д. . Нарастание этой зависимости приближает нас к пропасти, в духе своем мы уподобляемся кролику, который верещит от ужаса, но неуклонно следует в пасть удава.

И вот какова "технология" нашего искушение к этому малейшему греху, рабами которого мы постепенно становимся настолько, что даже мысль нам уже неподвластна.

Всем доподлинно известно, что существует только семь музыкальных нот, но какие прекрасные произведения, непреходящие шедевры мирового искусства созданы с их помощью. Однако мало кому известно, что основных искушений человека также семь. Мы, порой, даже не замечаем, какой необоримой зависимостью принадлежит этим искушениям наша воля, кажущаяся нам при этом совершенно свободной.
- “… Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам …", - таков приговор Божий и в нем наш крест: - “… вначале надо уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних….’’ (Старец Амвросий).

А вот что пишет архиепископ Серафим (Звездинский): - " … Еще при жизни душа наша может умирать и делаться пищей червей. Черви, терзающие душу нашу. - это страсти и грехи наши, бесконечно много этих червей в душе нашей, потому что много, много у нас грехов, и словом, и делом, и мыслию - всем мы согрешаем …".

Но главных грехов святые отцы считают восемь, два из которых Иоанн Лествичник объединяет в один, - так получается всего семь искусительных змей. Остальные же грехи только поросли этих семи змей, только ядовитые зубы их – духи искушения.

Первая змея – чревообъядение. Это прежде всего всякого рода излишества в пище и питие – объядение, пьянство, лакомство. Сюда же относится всякого рода излишествующая забота о плоти, так называемое самоуслаждение – вот языки этой ядовитой змеи - искусительницы. Начинается ее влияние на человека с внедрения в него духа самолюбия – духа, который обращает все помыслы человека на себя - когда человек прежде всего думает и заботится о себе, о своем покое.

Вторая змея – любодеяние. Один из ее страшных зубов - блуд, нарушение целомудрия; второй - прелюбодеяние Этот зуб разрывает хитон супружества, когда нарушается супружеская верность - тогда, знайте, что это действие зуба второй змеи - искусительницы. Но у нее есть еще зубы - пороки противоестественные, о них мы и говорить не будем, потому, что срамно есть. Отвратительны все эти змеиные зубы, но есть и более тонкие зубы, о них сказал Христос: - "… Всякий, смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем …’’ (равно это относится и к женщине). Вот как строго относится к чистоте Христос, и труднее нет борьбы, как с этими злыми детенышами страшной змеи.

Третья змея - сребролюбие, любовь к деньгам, страсть к наживе. У человека, одержимого этой страстью, уже не остается в душе места для Христа, потому, что он всегда в смятении, в тревоге, как бы не упустить какого-либо сокровища, что я буду делать в будущем году? Да как я проживу? Как придется жить под старость? Нет у них веры. Не думают люди, что Господь прежде нашего прошения знает наши нужды.

С третьей змеей тесно связана четвертая - гнев. Много зубов у этой змеи. Первый из них - раздражительность. Она заставляет нас браниться, часто злыми, отвратительными словами. Бывает и хуже: мы стараемся убить своего ближнего словом или взглядом, мы забываем тогда, что за всякое слово гнилое воздадим ответ в день суда. Ибо Дух животворит, родив же из себя гнилое это слово, мы отравляем животворящий этот дух в нашем окружении. Тяжко, когда в душу вонзается зуб этой змеи, мрачно делается на душе, холод схватывает ее, радость оставляет душу человека, когда она в гневе.

Пятая змея - печаль. Есть печаль о Боге, та печаль, которая заставляет сокрушаться и плакать о грехах, но есть и другая печаль - печаль о благах мира сего. Два острых зуба имеет эта змея - завистливые ропот и тоска: - "Всем людям живется хорошо, только мне тяжело!", - вот чем питаются в душе нашей эти зубы, отторгая нас от радостей творческой жизни, поскольку мы есть образ Божий – образ Творца свободной воли Любви! Еще ужаснее – зубы печали, когда они достигают уровня тоски, которая доводит наше сомнение в милости и силе Господа до отчаяния - страшной разрушительной силы в человеке.

Уныние - шестая змея, ее можно назвать параличом души – вся жизненная сила ее оскудевает, молитва не ладится, работать над собой не хочется – душа как бы впадает в тяжелый сон.

Особенно могущественна седьмая змея – искусительница, многочисленны детеныши ее, удивительно тонки и сладостны зубы ее – тщеславие – имя ее! Почти нет человека на земле, который мог бы сказать о себе: - "Я не тщеславен, потому что знаю, что я хуже всех". Тщеславие - тщетная, напрасная слава, которая не есть личное достижение человека, одержимого тщеславием!

Тщеславится человек умом, талантом, красотою лица, богатством одежды и обстановки, умом, знанием, ученостью. Ужаснее всего что даже великие подвижники от этого зуба страдали, потому что можно превозноситься и подвигами. Забывает тщеславный, что все, что имеет он не его, а Создателя, полученное им на путь временной жизни ради Жизни вечной. С пренебрежением часто относится человек тщеславный к другим людям. С раздражением встречает всякое сопротивление. С осторожностью смотрите, как опасно ходите.

С малого начинается проникновение сладкого яда змеи тщеславия в душу человека, но сколь величествен плод ее – гордыня. Гордость - это грех самого сатаны, гордость, как стержень эгоцентризма, ведет ко многим грехам, страшнейший из них - безбожие, за которым наступает смерть души - таков венец наших искушений. Часто гордость считают отдельной, восьмой змеей искушения, но Иоанн Лествичник обратил наше внимание на то, что гордость отличается от тщеславия тем же, чем хлеб отличается от зерна.

Мы рассмотрели семь искусительных змей души нашей - грехов смертных, потому что душа, ими одержимая, умирает медленной смертью, ибо, однажды поддавшись обладанию духов греха, не может победить их сама, но свободная воля в покаянной молитве, что приняли мы в себя духа искушения, - только эта свободная воля, обращенная к Господу во Святом Причастии и освобождают нашу душу от зависимости греху по милости Божией.

Для того мы и живем чтобы научиться распознавать (презирать) этих духов. И отрекаться от них в верности Богу, исторгать их из душ наших. Ибо, если есть змеи соблазна в душе, то там же растут и цветы небесные, которых боятся змеи.

Первая змея - чревообъядение - боится цветка воздержания!
Любодеяние не выносит крошечной росинки с цветка целомудрия, чистоты!
Сребролюбие боится милосердия!
Гнев убивается чудным цветком кротости!
Печаль – погибает от неизреченной, неизглаголанной радости о Духе Святе!
Уныние – поражается цветами терпения!
Тщеславие не выносит небесной красоты цветка смирения.

Что же касается последнего небесного цветка, малейшая росинка с которого, как страшный яд, убивает гордость со всеми ее змеенышами, то имя этого дивного цветка - любовь. Любовь ко Христу – к Слову Премудрости Божией во плоти, самый дивный, самый прекрасный цветок души нашей. У кого расцвел этот цветок, у того вечная радость.

Чтобы найти этот цветок, трудятся подвижники, отрекаясь от всех благ мира, для этого цветка проливалась кровь святых мучеников. Кто понимает, как прекрасен этот цветок, тот ничего не пожалеет на приобретение его, отдаст все силы души.

Мир вам, братия и сестры со чадами! И мир дому вашему!

01 мая 2020 в 04:34

Красота! И мудрость

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: