Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

В чем не верен юлианский календарь. В защиту календарной реформы.

В большинстве статей в защиту юлианского календаря люди пишут что серьезных аргументов мол против юлианского календаря нет, мол зачем менять, к нему все так привыкли.
А те аргументы что есть - они легко упрощают и как всякое упрощение - легко и просто побеждают.

Хочу сразу расставить все точки над и. Изучая вопрос достаточно внимательно и получив рекомендации больших знатоков Церковного Устава - основной вопрос критики календарной реформы в отношении григорианского календаря (и в первую очередь Пасхалии) - и на самом деле его полной копии - новоюлианского календаря = я со всеми аспектами данной критики полностью согласен. Сама постановка календарной реформы в стиле - а давайте просто возьмем и выкинем "из жизни" 13 дней - вот так вот разом - должна быть раз и навсегда выкинута из церковного сознания! Вся богослужебная жизнь Церкви строится вокруг календаря. Любые изменения ЕСЛИ и делать - то делать очень аккуратно, вдумчиво и очень и очень осторожно, не повреждая смыслов Церковного годового круга.
На текущий момент готовность Церкви к подобным реформам мне совершенно не очевидна, и я считаю что на текущем моменте жизни Церкви введение любого нового календаря крайне вредно и опасно смутой и расколом. Но с учетом быстро меняющихся ситуаций в мире - проект подобной календарной реформы у нас быть должен, и потому я остаюсь твердым сторонником позиции что внутрицерковный диалог по этому вопросу, без обвинения друг друга в каких либо ересях вестись обязан.
Потому после каждого из основных аргументов за календарную реформу я буду приводить найденные серьезные контр-аргументы, если я их уже нашел.
Аргумент первый -
Собственно сам юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.
Календарь изначальное языческий, к тому же введеный в обращением Юлием Цезарем - одним из основных основателей культа обожествления римских императоров (Признан Римским Сенатом "богом" - в 44 году до н.э) - именно из-за этого культа были в последствии умерщвлены тысячи христианских мучеников.
Так что зачастую очень профанный аргумент о том что "календарь дан нам богом" оказывается верным - действительно "богом". Вот только к нашему Богу он не имеет никакого отношения.
В общем Церковь держащаяся за календарь учрежденный основателем религиозного культа последователи которого в последствии эту Церковь гнали, и христиан убивали - выглядит несколько странно.
Основной контр-аргумент, что мол за столько веков Церковь этот календарь давно "освятила" - честно говоря меня не убеждает. Может быть кто-то предложит лучше.
Аргумент второй.
Рождество. Мы знаем из Церковного Предания что изначально никакого праздника Рождества не было. Все события Рождества Христова вспоминались на праздник Богоявления. И лишь в четвертом веке были установлены праздники Благовещения и через ровно 9 месяцев - Рождества Христова. 25 декабря.
Давайте попробуем разобраться почему 25 декабря. Большинство исследователей и историков христианства пишут что в Римской империи был очень большой и важный праздник - День великого солнца - который праздновался в день зимнего солнцестояния, и был как бы символическим завершением года, как мы помним в юлианском стиле новый год 1 января. И Церковь своим решением праздновать Рождество тоже в это же время решила освятить этот праздник и дать ему новый смысл. Не оспаривая эти все предположения, я прошу обратить внимание на несколько тонкостей, дело в том что праздник великого солнца праздновался именно 22 декабря - а Рождество Христово Церковь установила позже на 3 дня, на 25 декабря. Почему??
Я честно говоря так и не нашел ни у одного церковного историка внятного объяснения этому поэтому пришлось вопрос изучать самостоятельно. Дело в том, что юлианский календарь и тогда и сейчас содержит одну и ту же ошибку. Он спешит относительно реального движения Земли от Солнца. Вот сейчас у нас накоплена ошибка в 13 дней. А в третьем веке эта ошибка была уже 3 дня! И реальный день зимнего солнцестояния приходился уже не на 22 декабря, когда у язычников был праздник, а на 25 декабря как раз! То есть привязка праздника не к конкретному дню календаря, а именно к астрономическому явлению - очевидна. То есть получается отцы как минимум понимали что календарь не совсем точен, но видимо отдавали этот вопрос на решение последующих поколений, у них там был более серьезный вопрос Пасхалии.
Я не уверен, что точно хотели передать отцы Церкви привязывая Рождество к зимнему солнцестоянию - но зная их поэтичность и символизм мне видится вот так:
"Перед днем зимнего солнцестояния Солнце доходит до своего минимального времени пребывания на небе, символический "закат". И в мир приходит Спаситель - Солнце Правды! Мы празднуем его день, день его Рождения. Он еще Богомладенец, потому света пока мало, но с каждым днем его больше и больше, все возрастает. Проходит цикл праздников Господня - Богоявление, Сретение... Приходит весна - когда тепло солнца ощущается наиболее полно - и мы встречаем Пасхальные события - Великий Пост, Вход Господень в Иерусалим, Страсти Господни и Пасху, потом Вознесение - и на пике солнца - практически в дни летнего солнцестояния - высшее воссияние Истины - Пятидесятницу - Рождение Церкви. После чего вспоминаются уже именно Церковные события, даже Преображение - оно нам дается через призму апостолов. И дальше солнце все уменьшается, уменьшается.. Не даром в осенний период праздников из древней Церкви родом почти и нет.
Очевидный - солнечный смысловой цикл выстраивается."
Мы к сожалению из-за потери привязки Рождества к зимнему солнцестоянию это все теряем, и наши празники же не "освящают" годовой солнечный круг. А жаль.
Аргументов против этих предположений я не нашел, да и людей так формулирующих данную проблему тоже. Буду ждать контр-агрументации, возможно кто-то найдет что сказать.
Аргумент третий - Пасхальный.
Согласно постановлениям Вселенских Соборов к дате празднования Пасхи есть требования:
"Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвёртое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, -отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений. " (с) Матфей Властарь.
Итак празднование Пасхи следует проводить в первое воскресение после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия но при этом не в один день с иудеями.
Любой интересующийся тематикой может с интересом посмотреть на реальные фазы луны, на новое "расположение" дня весеннего равноденствия.
И так к примеру день весеннего равноденствия в григорианском стиле в северном полушарии в 2016 году - 20 марта по UTC-0 - в 4-30, в первое же полнолуние после 20 марта тадам! 23 марта! в среду, то есть по постановлению Великого Собора нам надлежит праздновать Пасху 27-03 - в первое воскресенье. Но мы будем праздновать ее 1 мая. Может быть дело в иудеях, может там на этот же день попадает, так нет - иудеи в 2016 году будут праздновать 23 апреля, так что даже если бы мы праздновали Пасху 24 апреля - первое воскресенье после второго полнолуния после дня равноденствия - все одно было бы правильнее по апостольскому правилу, чем 1 мая.
Хотя никаких правил что нельзя праздновать Пасху раньше иудеев нигде, ни в одном постановлении Собора вы не найдете, это уже поздняя традиция - привычка, которая как раз и связана с тем что мы празднуем не правильно Пасху. Вместо правил - по таблице.
Серьезным контр-аргументом против всего этого является мнение профессора В.В. Болотова который вполне резонно отметил, что 19 летний цикл Александрийской Пасхалии по определению астрономически неверен, с таким коротким циклом он просто не может быть таким. Однако наложенное на неточность александрийской пасхалии еще и "уехавшие" 13 дней - превращают два основных - древнейших апостольских правила по празднованию Пасхи в ничто. Мы их получается просто игнорируем в пользу своего удобства.
Аргумент четвертый социальный.
Как бы там не хотелось, и не виделось кому-то мы Церковь живем в этом мире. Большая часть Церкви не является монахами и не живет в замкнутых общинах верующих. Мы живем в одном мире с другими людьми, и призвание Церкви в том числе освещать этот мир. Когда мы вводим искусственное отделение себя от этого мира - даже посредством календаря - мне видится в этом что-то категорически неправильное. Каждый год, по крайней мере в нашей, Русской Церкви - перед началом всенародного празднования Нового Года - очень и очень большое количество православных людей оказываются перед искушениями, праздновать с родными, не праздновать, соблюдать пост или нет, как быть с детьми если все мероприятия расположены в основном между 1 и 7 января. Не оставляет меня в покое и мысль что позиционируя себя как Церковь большинства населения России - 70% процентов - около 100 миллионов - мы признаем этих людей частью нашей Церкви - мы принимаем и крестим их детей по вере их родителей, позволяем им участвовать в наших обрядах, и при этом никто не задается мыслью что когда у нас из 100 миллионов членов нашей Церкви в самый пик Рождественнского Поста празднуют вполне себе такой языческий Новый Год, с застольями, пьянками и прочим безобразием из праздничного телевизора?? Никому кроме меня это все не кажется совершенно категорически не правильным? А я вот в этом полностью уверен.
Основным аргументом против этого разумеется является то что Новый Год праздник государственный, и тут государство возможно должно как-то подумать над этим вопросом.
Братья и сестры, давайте будем честными? а? Нас реально в стране от силы миллиона 4, а Новый Год привыкли любят и хотят праздновать остальные 141 миллион наших граждан. Это все совершенно не реально.

Хочу закончить эту запись словами Комиссии Российского Астрономического Общества 1899-1900 года, с участием Менделеева и Болотова:
«Календарь должен быть исправлен — прежде всего потому, что он неверен. От этого мы не уйдем; это есть и будет, какие бы ни были приведены мотивы и выдвинуты преграды. Мы уже не можем сказать, как Иисус Навин: "Стой, солнце, и не движись, луна!" Нам ближе Галилей с его убежденным "а все-таки она движется!" Зная правду, нам уже трудно оставаться при старом заблуждении. Здесь категорический императив и, пожалуй, честь и достоинство русской науки»
В своем постановлении Комиссия рекомендовала введение в России нового календаря, согласованного с христианским летосчислением на основе применения поправки Медлера и исправления принятого счета дней, обеспечивающего приведение чисел к эпохе Рождества Христова.

27 декабря 2015 в 06:34

В качестве комментария не могу не ответить что упомянутый мной безмерно мной уважаемый и любимый В.В. Болотов был против календарной реформы, цитирую:
«При голосовании предлагаемых постановлений я должен ответить на предложение отрицательно («нет, не желательно»). К сожалению, я не мог принять сво...

Развернуть

27 декабря 2015 в 21:11

Абсолютно точный календарь еще не придуман. Григорианский тоже неточен. Относительно Солнца он точнее юлианского, относительно других небесных тел точнее юлианский. По крайней мере астрономы в своих вычислениях пользуются юлианским календарем. Но в нашем случае проблема не научного характера: во-...

Развернуть

27 декабря 2015 в 21:43
Евгений Чуркин# 27 декабря 2015 в 21:11

Абсолютно точный календарь еще не придуман. Григорианский тоже неточен. Относительно Солнца он точнее юлианского, относительно других небесных тел точнее юлианский. По крайней мере астрономы в своих вычислениях пользуются юлианским календарем. Но в нашем случае проблема не научного характера: во-...

Развернуть

Евгений, 1. Календарь Мендлера - точнее и юлианского и григорианского в несколько раз.
2. Относительно каких других "небесных тел"?? Покажите мне хоть одно упоминание других небесных тел кроме Солнца и Луны в священном предании Церкви - тогда поговорим.
3. Про астрономов вы в православных статьях п...

Развернуть

28 декабря 2015 в 21:58
Алексей Субочев# 27 декабря 2015 в 21:43

Евгений, 1. Календарь Мендлера - точнее и юлианского и григорианского в несколько раз.
2. Относительно каких других "небесных тел"?? Покажите мне хоть одно упоминание других небесных тел кроме Солнца и Луны в священном предании Церкви - тогда поговорим.
3. Про астрономов вы в православных статьях п...

Развернуть

Алексей, 1. Ну и что, будем приспосабливаться под каждое новое изобретение? 2. В таком случае покажите мне упоминание в священном предании преимуществ григорианского календаря. 3. Еще в школе когда-то очень давно на уроке астрономии. 4. Вы имеете ввиду здесь наверно Русское астрономическое общес...

Развернуть

28 декабря 2015 в 22:25
Евгений Чуркин# 28 декабря 2015 в 21:58

Алексей, 1. Ну и что, будем приспосабливаться под каждое новое изобретение? 2. В таком случае покажите мне упоминание в священном предании преимуществ григорианского календаря. 3. Еще в школе когда-то очень давно на уроке астрономии. 4. Вы имеете ввиду здесь наверно Русское астрономическое общес...

Развернуть

Евгений, ну как бэ, приспосабливаться под "изобретение" таки придется, ведь изобретение сделано самим Богом. Он вообще много чего наизобретал.
Можете конечно не приспосабливаться и отвергать, например, закон притяжения, только тогда придется смириться с тем, что вы будете ронять себе утюг на ног...

Развернуть

28 декабря 2015 в 23:29
Евгений Чуркин# 28 декабря 2015 в 21:58

Алексей, 1. Ну и что, будем приспосабливаться под каждое новое изобретение? 2. В таком случае покажите мне упоминание в священном предании преимуществ григорианского календаря. 3. Еще в школе когда-то очень давно на уроке астрономии. 4. Вы имеете ввиду здесь наверно Русское астрономическое общес...

Развернуть

Евгений, 1. Ну по этому вопросу вам очень точно Екатерина ответила, мне добавить нечего.
2. А с какого перепугу вы собственно решили что мы тут говорим о григорианском календаре?? Вы мой текст вообще читали, или так, по заголовку исключительно "чешете"?? Чукча не читатель, чукча - писатель?
3. А я...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: