Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Душевные состояния в христианской психологии Зенько, Юрий Михайлович

Насколько личный опыт Симеона Нового Богослова является показательным для христианства вообще? Так, например, существует следующая точка зрения: "Мистический опыт Симеона был исключительным даже по сравнению с другими великими представителями восточно-христианской традиции. То, о чем Павел упоминает как о событии четырнадцатилетней давности и в чем "хвалится" четырнадцать лет спустя (ср. 2 Кор. 12:2-4), Симеон испытывал многократно, чтобы не сказать - регулярно. А достижения великих святых, вызывавшие удивление агиографов, Симеон считал свойственными новоначальным" /Иларион (Алфеев). 1998, с.403/. Если мы почти ничего не знаем о мистическом опыте других св. отцов, то это не потому, что его не было, а потому, что это является тайной внутренней жизни подвижников. И здесь, кстати, нужно быть очень осторожным в сравнении между собой внутреннего опыта святых. Вот евангельское описание упоминаемого автором мистического опыта ап. Павла: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 2-4). Свидетельствуют ли эти слова о единственности (однократности) данного явления у ап. Павла? - Отнюдь нет. В данном случае речь идет о самом факте совершения подобного события, и количественно-биографический аспект ("мне столько-то раз явилось то-то и то-то") здесь просто не нужен. Кстати, в другом месте ап. Павел пишет: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился" (2 Кор. 12, 7). Анализ этого места может говорить очень о многом: во-первых, о количестве "откровений" (во множественном числе), во-вторых, об их качестве - их "чрезвычайности".


И наоборот, можно ли на основе писаний Симеона Нового Богослова утверждать, что он "регулярно" был восхищаем в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать? - Скорее нет, тем более, что он и сам на это не претендует. И, как нам кажется, это весьма принципиально. С одной стороны, Симеон Новой Богослов постоянно подчеркивает реальность духовного, а отсюда и "ощущительность" духовных даров. Но, с другой стороны, в святоотеческой традиции есть правило не стремиться к особым мистическим состояниям, что является показателем духовной незрелости. А духовная зрелость, таким образом, заключается в увеличении духовной трезвости и осторожности, а не в увеличении количества "откровений" и "видений". Последние и были свойственны Симеону Новому Богослову в молодости, но он сам отошел от них в зрелые годы. Поэтому, как нам кажется, совершено неправильно представлять духовный путь Симеона Нового Богослова в виде перехода "от драматичных и редких экстазов в юности к более частым, но, возможно, менее эмоционально окрашенным видениям и откровениям в зрелости" /Иларион (Алфеев). 1998, с.403/. Скорее всего, произошел отход от экстазов и исступлений как таковых, и переход к внутреннему самоуглублению, которое также очень необычно по отношению к обычному состоянию, но является не экстазом (выходом из себя), а интроверсией и интроонтией (вхождением внутрь себя и пребыванием там).


И в заключение необходимо заметить, что иногда в настоящее время предлагают использовать термин экстаз в тех случаях, когда он якобы более подходит по контексту, чем другие понятия - например, при переводе некоторых библейских, или, если быть точнее, ветхозаветных мест. Это происходит в первую очередь от того, что в наиболее раннем и авторитетном переводе Ветхого завета на греческий язык (так называемом переводе семидесяти толковников) в некоторых случаях использовался термин "экстаз". Насколько правомерно было использование именно этого термина? - То, что по переводу LXX, является экстазом, εκστασις, есть древнееврейское слово hmdrt, 'тардема'. Это слово 7 раз употребляется в Ветхом Завете. В шести случаях (Быт. 2, 21; Быт. 15, 12; 1 Цар. 26, 12; Ис. 29, 10; Иов. 4, 12; Иов. 33, 14), оно обозначает особое состояние - некий сон, который приходит не от обычной усталости, а от Бога /Кураев. 1996, с.281/. По-русски эти места переведены так: "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию" (Быт. 2, 21); "При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий" (Быт. 15, 12); "И взял Давид копье и сосуд с водою у изголовья Саула, и пошли они к себе; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали, ибо сон от Господа напал на них" (1 Цар. 26, 12); "навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы" (Ис. 29, 10); "среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне" (Иов. 4, 13-15); "Бог говорит... во сне, в ночном видении" (Иов. 33, 14-15).


Поэтому, очевидно, что в библейском контексте понятие "тардемы" имеет никак не экстатический, направленный во вне характер, а как раз наоборот, характер интровертный, направленный внутрь. С этой точки зрения, как нам кажется, русский вариант перевода тардемы как "крепкий сон", "сон от Господа" и "дух усыпления", хотя и недостаточно отражает все разнообразие ее значений, но все же намного удачнее и правильнее, чем греческо-европейский перевод через термин "экстаз".



Лестница духовно-психических состояний




В результате анализа различных типов духовно-психических состояний - естественных, благодатных и греховных - мы пришли к тому, что эти состояния располагаются в виде некоторой лестницы. В ее середине находятся природные состояния, сверху - благодатные, а снизу - греховные. При этом, чем выше располагается состояние на этой лестнице, тем оно более целостно и гармонично, и наоборот, чем оно ниже - тем оно более раздробленно и деструктивно. В принципе, существует два возможных пути движения по этой лестнице: вверх или вниз. Путь вверх ведет через трезвение, покаяние и смирение к стяжанию Св. Духа, а путь вниз - через принятие прилогов, сочетание и соглашение с ними приводит к страстям, прелести и духовной смерти. Ибо, по библейскому слову: "Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу" (Прит. 15, 24). Это те два пути - "путь жизни и путь смерти", которые предлагал Бог людям еще через ветхозаветных пророков (Иер. 21, 8).




ТАБЛИЦА ДУХОВНО-ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ



целостность + гармоничность

духовные

(благодатные)

состояния

- стяжание Св. Духа

- богообщение

- бесстрастие

- смирение

- покаяние (метанойя)

- внимание (трезвение)

естественные

(природные)

состояния

- бодрствование

- сон со сновидениями

- сон без сновидений

антидуховные

(греховные)

состояния

- прилог

- сочетание

- сосложение

- пленение

- страсть

- прелесть

- одержимость (беснование)

- смерть духовная

раздробленность + деструктивность



И в заключение анализа духовно-психических состояний, необходимо сказать о стремлении некоторых ученых к исследованию их психологическими или психофизиологическими методами. Здесь, как нам кажется, нужна особая осторожность, ибо данные состояния являются духовно-психическими, т. е. имеющими в первую очередь духовный характер, и только потом - психологический и психофизиологический. Эта духовная составляющая не входит в сферу компетенции науки, это - дело религии. Но если наука попытается это сделать, то последствия этого могут быть весьма плачевными (и примеры тому уже есть). При этом происходит как профанация самой науки, так и неправильное понимание духовной реальности (вплоть до самых анекдотичных случаев - вроде измерения веса нематериальной, богообразной души). От такого не в меру усердного ("не по разуму") стремления предостерегают христианские подвижники: "Исследующий глубину веры обуревается волнами помышлений; а созерцающий ее в простосердечном расположении наслаждается сладостною внутреннею тишиною" /Диадох. 1900, с.18/.



Литература




/Аввакум/. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. Общ. ред. Н. К. Гудзия. - М.: Художеств. лит-ра, 1960.


Августин блаж. Творения. Т. 1-3. Сост., подг. текста С. И. Еремеева. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-пресс, 1998.


Амвросий /Ключарев/ архиеп. Полное собрание проповедей. В 5-и т. - Харьков, 1902-1913.


Андреева Л. А. Российские религиозные практики в универсальном контексте: экстатические обряды и действа // Общественные науки и современность. 2005, № 3, с.97-106.


Антоний Великий. Духовные наставления. - М.: Сретенский мон., Новая книга, Ковчег, 1998.


Аскольдов С. Основные проблемы теории познания и онтологии. - СПб., 1900.


/Варсонофий Великий, Иоанн/. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. - М.: Правило веры, 1995 (репр. переизд.: СПб., 1905).


Василий Великий. На гневливых // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1911, с.160-168 (Беседа 10).


Василий Великий. Творения. В 3-х т. - СПб., 1911 (М.: Паломник, 1993).


Василий епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. - М.: Отчий дом, 1996.


Вениамин (Исупов) иерод. Краткий эскиз-очерк аскетики. - М., 1912.


Виссарион (Нечаев) еп. Гордость. 4-е изд. - СПб., 1899.


Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.


Григорий Богослов. На гневливость // Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.197-208.


Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. - М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках).


Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. - М., 1900, с.180-216.


Григорий Синаит. О безмолвии и молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. - М., 1900, с.227-237.


Гурий иером. Тайна христианской жизни. - Серг. Посад, 1908.


Диадох блаж. Подвижническое слово // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. - М., 1900, с.8-74.


Дорофей авва. Душеполезные поучения и послания. - М.: Моск. подв. Св.-Усп. Псково-Печер. монас., Изд-во "Правила веры", 1995.


Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские сочинения. Пер. с др. греч., вступ. ст. и ком. А. И. Сидорова. - М.: Мартис, 1994.


Евмений игум. Пастырская помощь душевнобольным. - Иваново, 1999 (Христианский собеседник. Вып. 48).


Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. - М., 1991 (Муром, 1893; Саранск, 1995).


Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. - М.: Паломник, 1996 (репр. переизд.: Т. 1. Кн. 2. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907).


Игнатий (Брянчанинов) еп. Творения в семи томах. - М.: Правило веры, 1993 (репр. переизд.: 2-е изд., СПб., 1886).


Иерофей (Влахос) митроп. Православная духовность. Пер. с новогреч. - Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1999.


Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. - М., 1900, с.473-476.


Иларион (Алфеев) иером. Преподобный Симеон Новый Богослов. - М., 1998.


Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - Ростов н/Д: Приазовский край, 1992 (репр. переизд.: СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1894).


Иоанн Златоуст. Избранные творения. Толкования на святого Матфея Евангелиста. В 2-х т. - М.: Моск. патриархат, Посад, 1993.


Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12-и т. ТТ. 1-7. - М., 1991-1995 (репр. переизд.: СПб., 1898-1914; т. 1 - 1991, т. 2 - 1993, т. 3 - 1994, т. 4 - 1995, т. 5 - 1995, т. 6 - 1998, т. 7 - 2000).


/Иоанн Кассиан/. Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина. Пер. с латин. - Сергиев Посад, 1993 (репр. переизд.: М., 1892).


Иоанн (Крестьянкин) архим. Опыт построения исповеди. - М., 1997.


Иоанн Кронштадтский. Богопознание и самопознание, приобретаемое из опыта. - СПб., 1900.


Иоанн Кронштадтский св. прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. "Моя жизнь во Христе". Часть 3. - М.: Русский Хронографъ, 2001.


Иоанн Лествичник. Лествица. 6-е изд. - М., 1901 (7-е изд. Серг. Посад, 1908; М., М.: Братство во имя Всемил. Спаса, 1991; М.: Изд-во Тр.-Серг. Лавры, 1991; М.: Братство во имя Всемил. Спаса, 1993; Печоры: Св.-Усп. Псково-Печер. мон., 1994; СПб.: С-Петерб. тип. № 6, 1995; СПб., М.: Благовест, 1996; М.: Лествица, 1996; СПб.: С-Петерб. тип. № 6, Светослов, 1996; М.: Правило веры, 1997; СПб.: Светослов, 1998; М.: Лествица, 1999; М.: Правило веры, 1999; М.: Изд-во Правосл. Св.-Тихон. богосл. ин-та, 2000).


Иоанн Лествичник. Лествица. - М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001.


Исаак Сирин. Слова подвижнические. - М.: Православное изд-во, 1993 (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911).


Исаия авва. Духовно-нравственные слова в русском переводе. - М.: Синод. тип, 1883 (М.: Универс. тип., 1860; Серг. Посад, 1911).


Исаия авва. Митерикон. - СПб.: Воскресение, 1996 (М., 1891).


Исаия отшельник. О хранении ума // Христианское чтение. 1826, ч. 21, с.134-149.


Исихий Иерусалимский. К Феодулу слово душеполезное и спасительное о трезвении и добродетели // Христианское чтение. 1827, ч. 25, с.131-222.


Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 6-е изд. - М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890.


Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. - М., 1900, с.305-424.


Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).


Киприан (Керн) архим. Православное пастырское служение. - СПб.: Сатис, 1996.


Климент Александрийский. Строматы // Отцы и учителя Церкви III века. Т. 1. - М., 1996, с.30-299.


Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. - Киев: Изд. экзарха всей Украины митроп. Киевского и Галицкого, 1990.


Куликов Л. В. Психология настроения. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.


Кураев Андрей диакон. Мужчина и женщина в книге Бытия // Альфа и Омега. 1996, № 2-3(9-10), с.268-300.


Кураев Андрей диакон. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). В 2-х т. - М., 1997.


Лазарь архим. Грех и покаяние последних времен. - М.: Сретенский мон., 1997.


Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт. Руководство на основе "Тибетской книги мертвых". Пер. с англ. - Львов-Киев: Инициатива, Вист-С, 1998.


Лосский В. Н. Боговидение. Пер. с франц. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995.


Лосский Н. О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. - М., 1994, с.25-64.


Льюис К. Собрание сочинений в восьми томах. - М.: Виноград, Фонд им. о. Александра Меня, 1998-2000.


Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. - М.: Правило веры, 1998 (репр. переизд.: 4-е изд. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1904).


Максим Исповедник. О богословии и воплощении Сына Божия // Христианское чтение. 1835, ч. 1, 11-24, 140-159, 246-265; ч. 2, с.12-24.


Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. - М., 1900, с.229-288.


Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. - М., 1900, с.163-228.


Малиновский Н. П. Православное догматическое богословие. Т. 4. Сергиев Посад, 1909.


Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. - Серг. Посад, 1911 (М.: Универс. тип., 1858).


Мейендорф Иоанн прот. Введение в святоотеческое богословие. - Минск: Лучи Софии, 2001 (переизд.: Москва, 1992).


Михаил (Мудьюгин) архиеп. Введение в основное богословие. - М.: Общедоступный Православный университет, 1995.


Михаил (Труханов) свящ. Православный взгляд на творчество. - М.: Друза, 1997.


Назарьев И. П. Психология. - Воронеж: Труд, 1904 (Воронеж: Труд, 1911).


Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.111-144.


Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница // Добротолюбие. Т. 5. - М., 1900, с.82-110.


Никон (Воробьев) игум. Нам оставлено покаяние. Письма. - М., 1997.


Никон (Воробьев) игум. Письма духовным детям. 2-е изд. - Париж: YMCA-Press, 1988 (Св.-Тр. Серг. Лавра, 1991).


Нил препод. О восьми злых духах // Христианское чтение. 1826, ч. 24, с.125-150.


Онуфрий Шушания иерод. Мистика препод. Макария Египетского // Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Императорской Киевской Духовной Академии. Киев, 1914, вып. XII, с.1-123.


Петр (Пиголь) игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. - М., 1999.


Серапион (Воинов) иером. Христианство и культура. - М., 1911 (вышла под светским именем авт.: Воинов Сергей).


Сергий /Страгородский/ архим. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. - М.: Изд. отд. Моск. патриархата, Иосифо-Волоцкий мон., Изд-во "Просветитель", 1991 (репр. переизд.: 2-е изд., Казань: Типо-литогр. Импер. ун-та, 1898).


Симеон Новый Богослов. Творения. В 3-х т. - Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993.


Снегирев В. А. Психология. - Харьков, 1893.


Соколов Л. Психологический элемент в аскетических творениях и его значение для пастырей церкви // Вологодские епархиальные ведомости. 1898, 1 мая, № 9, с.192-203; 15 мая, № 10, с.219-227; 1 июня, № 11, с.243-254; 15 июня, № 14, с.348-354; 1 авг., № 15, с.360-366; 15 авг., № 16, с.386-393; 1 сент., № 17, с.405-411; 1 окт., № 19, с.471-475; 15 окт., № 20, с.487-492; 1 нояб., № 21, с.531-534; 15 нояб., № 22, с.547-555; 1 дек., № 23, с.571-579.


Тихон Задонский еп. Сочинения. В 15-и т. - М.: Синод. тип., 1836-1837.


Фалассий авва. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. - М., 1900, с.290-317 (Христианское чтение. 1822, ч. 6, с.253-297).


Феодор (Поздеевский) архиеп. Смысл христианского подвига. - М.: Дон. монас., Изд. отд. Моск. Патр., 1991 (репр.: Тр. Серг. Лавра, 1911).


Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. - М., 1901, с.19-634.


/Феодор Студит/. Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. В 2-х т. - СПб.: Тип. М. Меркушева, 1907-1908.


Феофан Затворник еп. Путь к спасению. (Краткий очерк аскетики). 9-е изд. - М., 1908.


Феофан Затворник еп. Творения. Собрание писем. В 8-и вып. - Печоры: Св.-Усп. Пск.-Печ. мон., Изд-во "Паломник", 1994.


Феофан Затворник еп. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. 2-е изд. - М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890.


Феофан Затворник еп. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. - М.: Универс. тип., 1882.


Феофан Затворник еп. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - М.: Правило веры, 1996.


Филарет игумен. Конспект по нравственному богословию. - М.: Моск. патриархия, 1990.


Филофей Синайский. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. - М., 1900, с.401-420 (Христианское чтение. 1827, ч. 27).

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: