Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Храм Жен Мироносиц г. Самара

Путешествие к наступающей Пасхе 2015.
Бортовая записка № 3

Торжество Православия. Звучит как название великого пира для лучшей в мире корабельной команды, рискну (хотя боюсь быть неправильно понятым) сказать – пиратской команды. Если отвлечься от исторической действительности, что пираты – воры, убийцы, прелюбодеи, пьяницы, мошенники и душегубы… хотя почему отвлечься…вот начал писать, и понял что ведь и описал нас и то, чем мы наполняем корабль спасения – Церковь… Мы, входя в Нее, приносим свои «запахи», «запахи» мира и правил, по которым живут в нем. Мы и здесь умудряемся быть нехорошими, неискренними, злыми, равнодушными, эгоистичными, искать своего… Услышал недавно у о. Алексия Уминского замечательное замечание на слова Христа в Евангелии, в Его молитве к Отцу: «Вся Моя – Твоя суть, и вся Твоя - Моя»… Вот тот принцип, который пока не можем усвоить мы, ученики Христовы – мы активно внедряем в жизнь другой принцип – «вся твоя – МОЯ, а МОЯ – только МОЯ!»… Но пространство корабля очищает, потому что корабль сей – не просто декорация для нашей бытовой и религиозной жизнедеятельности… У этого корабля Хозяин и Правитель Тот, Чьи законы незыблемы и неизменны – и обломаются все те, кто попытаются изменить их или попробуют пожить иначе, нежели Бог установил. Так вот мы по качеству духовной жизни – пиратская команда, но команда кающихся, стремящихся к совершенной жизни.
И все же если исключить исторический контекст и конкретные истории из жизни этих морских ОПГ, есть вещи которые роднят нас с ними. Приведу цитату Гребенщикова из его передачи, посвященной пиратам.
В противовес рабской жизни на флоте пираты создали свой собственный мир – мир солидарности и братства, в котором они делили поровну и риск, и выгоды жизни на море; вместе принимали решения и жили не по чужим законам, не ради чьей-то политики или добывания собственности – а так, как решали сами.
Эмблемой свободной жизни был сам пиратский флаг. Ведь изображение черепа с перекрещенными костями на пиратские стяги перекочевало прямо из церкви, где вы всегда можете увидеть его в основании Голгофского креста.
Первоначально флаг с изображением черепа Адама был флагом рыцарей-тамплиеров, которые называли его "Знаменем Голгофы". Ну а у тамплиеров его переняли и менее воцерковленные морские бродяги. И значил он не только "никакой пощады тем, кто нам будет сопротивляться", а и просто "все мы смертны, все под Богом ходим".
БГ приводит еще такую историю: Бартоломью Робертс - самая представительная фигура пиратского мира. Он был образцовым пиратом. Собственно, он был настолько хорош, что другого такого и не было. Его называли "самым успешным капитаном Золотого Века Пиратства". Современники описывают его как строгого, дисциплинированного человека, способного принимать мгновенные и смелые решения. Атаки его были молниеносными и свирепыми. Ангелом он не был, и если было нужно для дела, без всяких угрызений совести прибегал и к убийству, и к пытке. Команда считала, что пули его не берут, и молилась на него. Робертс был одним из первых, кто подробно сформулировал Пиратский Кодекс и заставил всю команду клясться на Библии, принимая его. При этом он был всегда хорошо одет, гладко выбрит, с учтивыми манерами. Был грамотен (что очень редко встречалось среди пиратов); при этом у него был хороший почерк. Не терпел жестокости, грубости и пьяного скотства – и сам практически не пил, предпочитая рому чай. Воспрещал чрезмерное увлечение азартными играми и пьянством на борту корабля. По воскресениям на борту проводилась месса. Робертс любил музыку и нанимал на корабль музыкантов, которые обязаны были играть все дни, кроме субботы.
И в этом смысле мы, приняв кодекс пиратского корабля – кодекс СОЛИДАРНОСТИ И БРАТСТВА, можем стать прекрасной командой…
ТАК ВОТ ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ! Это торжественное шествие под флагом, которому больше 2000 лет, это пир во главе с Отцом, Сохраняющим и корабль и моряков на нем независимо ни от чего, Управляющим Кораблем мудро… Это торжественное вхождение корабля-легенды в порт «Мира». На этом корабле много отметин от пуль, вражеских сабель, есть места залатанных пробоев от пушечных ядр, но паруса его белоснежны, ход его и тихий и быстрый одновременно, флаг его гордо реет… Корабль величественен своим именем, Своим Капитаном! И само нахождение его в порту вселяет благоговейный страх и трепет… Вот оно – наше Торжество – не над кем-то, а торжество быть вместе друг с другом и с Ним!
В пятницу – общая исповедь, монотонно один за одним в темноте храма подходят люди…называя, по сути, одни и те же грехи, свидетельствуя тем самым, что враг у нас один, а методы атак его одинаковы… тихое шествие в лазарет корабля, где снимается изношенная, ветхая, испачканная в крови и слезах одежда, она складывается прямо здесь у аналоя… И выдается свежая, чистая, белая, «нешвенная» брачная одежда, в которой мы сначала все подступим к Общей ЧАШЕ, затем вступим в торжественное ликование!..
С комом в горле служится первая за неделю полная Литургия в субботу, ты чувствуешь за собой стену из ободренных Христовых воинов как в фильмах трилогии «Властелина колец»… Это присяга, это с полными от слез глазами взирание на Царя Славы, в Руках Которого жизнь каждого из стоящих… Начиная с Прощенного сжимаются объятия Отца, они (иногда против нашей воли) заставляют нас быть ближе, в этих объятиях нетесно, но тепло и уютно от дыхания Отца, от дыхания друг друга… В Прощенное со слезами «прости меня», в Первые субботу и Воскресенье поста – торжественное лобзание друг друга, что и мы прощены, что во Христе, что со Христом…слов нет высказать эту радость… Вот наши торжественные гимны:

Ныне благочестия сияние / всем простерлось, / разгоняя, как облако, нечестия обман / сердца же благочестивых просвещая; / придите все, с благочестивыми мыслями припадем, / священным иконам Христа поклоняясь, православные.

Священными начертаниями икон / ныне красуется, / как невеста наряженная Христова Церковь, / и всех созывает духовно праздновать: / соберемся же в единомыслии и вере, / радостно величая Господа.

Весь мiр, веселись! / Ибо вот, с высоты низверг Господь / нечестия мощь неизреченным промыслом. / И мы, смиренные, вознеслись в сей день / к вере православной благочестивою царицею направляемые.

Губительства тлетворнаго / избегше злославных, / православия сиянием, / сердцами просветимся вернии / Бога славяще.