Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Время и вечность. 8 гласов, 11 недель. «БОГОСЛУЖЕНИЕ», Ч - I, № 29. Иеромонах Макарий Маркиш

Добрый вечер, друзья. Продолжаем читать книгу «Богослужение». Восемь гласов, одиннадцать недель
«Следующий богослужебный круг охватывает восемь недель (точнее, восемь седмиц) и называется кругом Октоиха. Октоих XE "Октоих" (или по-русски, осмогласник) – это книга, состоящая из восьми разделов. Разделы так и именуются: Глас первый, Глас второй и т.д.: каждый глас соответствует одной седмице, и в каждом разделе семь частей: от воскресенья до субботы.

Часть Октоиха с богослужебными текстами воскресного дня называется «Воскресный Октоих» и нередко издается отдельной книжкой. Во второй части нашей книги есть раздел «Из воскресного Октоиха»: его содержание объяснено в разделе «Воскресное всенощное бдение».

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы – Светлой – совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го – и до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений. Как видите, книга Октоих управляет сразу двумя богослужебными кругами: семидневным и осмогласным.

Почему «гласы»? – Потому что каждому из восьми разделов Октоиха соответствует свой набор мелодий для пения. К тому же, по-русски «глас» (голос) напоминает нам о связи музыки и слова. Ни один музыкальный инструмент не воспроизводит человеческого слова. В богослужении сходятся воедино музыка, слово и стоящий за словом смысл.

Совокупность из восьми музыкальных систем восходит к древнегреческой музыке; конкретное звучание гласовых мелодий, естественно, менялось от века к веку, от народа к народу. И в Русской Церкви существует целый ряд различных традиционных гласовых распевов. Таким образом, если взять одно и то же песнопение Октоиха, скажем, в Греции и на Руси, его содержание будет одинаковым в греческом оригинале и в переводе, но петь его будут совершенно по-разному!

Подчеркнем: глас – это не одна конкретная мелодия, а группа мелодий, иногда похожих, иногда различных; каждая служит для исполнения тех или иных песнопений. В третьей части книги мы приведем некоторые из самых распространенных, т.наз. обиходных мелодий.

Не надо думать, что восемь музыкальных гласов ограничиваются составом Октоиха: гласовые распевы применяются в богослужении гораздо шире. Большинству песнопений в богослужебных книгах назначен тот или иной из восьми гласов, и они исполняются на соответствующую мелодию.

Впрочем, и помимо гласовой музыкальной системы есть немало певческих элементов богослужения, особенно литургии. Над ними основательно потрудились композиторы, и столь знаменитые, как Чайковский или Рахманинов, и менее известные. В результате создано немало церковной музыки, никак не связанной с традиционной гласовой структурой. И сегодня регенты церковных хоров имеют весьма широкий выбор материала для исполнения… Но всё же чаще всего в храмах вы услышите знакомые обиходные напевы.

Таким образом, слово «глас» обозначает два различных предмета: во-первых, один из восьми разделов Октоиха с изменяемыми частями богослужений на каждый день седмицы, и во-вторых, один из восьми наборов традиционных мелодий для пения в церкви. XE "глас"

Надо сказать и еще про один богослужебный круг, одиннадцатинедельный. Строится он отрывками из Евангелий (один из Матфея, два из Марка, три из Луки и пять из Иоанна – всего 11), которые рассказывают о явлениях Спасителя после Его Воскресения. Их так и называют «воскресными Евангелиями» и по очереди, неделя за неделей, читают на воскресной утрене. С ними вместе в состав утрени входят некоторые другие части, напоминающие о содержании прочитанного отрывка.

Итак, воскресное богослужение изменяется с периодичностью как 8 недель (круг Октоиха), так и 11 (круг воскресных Евангелий). Текущий глас Октоиха и воскресное Евангелие на каждую неделю – наряду с некоторыми другими переменными частями службы – указываются в большинстве изданий церковного календаря, в том числе и в Интернете».

Иеромонах Макарий Маркиш

31 июля 2018 в 22:22

Спаси Господи, батюшка!

01 августа 2018 в 21:43

Спаси, Господи, о Макарий!

04 мая 2020 в 18:02

🌺

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем