Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Объяснения для неверующих: Индивидуальный подход. Иеромонах Макарий Маркиш

Добрый вечер, друзья! В наше время возникают споры или недоразумения между людьми неверующими или маловерующими и людьми христианского вероисповедания. Когда от нас, христиан, требуют, добиваются каких-то объяснений, пояснений, разъяснений всевозможных, тех или иных элементов христианской веры. Иногда это что-то простое, например, для чего нужна икона? Иногда это бывает гораздо сложнее. Когда спрашиваю, сколько идет евхаристия и зачем это нужно? Иногда даже высказывают богохульные тезисы, которые нужно опровергать. Одно дело, когда с нами говорит человек верующий, но другой конфессии, католик или лютеранин, тут сравнительно легко найти общий язык. А если это человек посторонний, чужой, неверующий – как с ним говорить, как давать объяснения, как объяснять веру неверующим людям? Эта ситуация – одна из задач апологетики. И вопрос, который задают верующие люди священнику, он очень характерный – как объяснить то, это и т.д.? В зависимости от сложности и глубины вопроса, мы должны больше внимания уделять личности спрашивающего и отвечать на сложные вопросы в зависимости от того, что же за неверующий их задает. Поскольку людей очень много, мы не можем рассказать обо всех возможных вариантах, но я расскажу о двух из них. В обоих случаях оказывается объяснение и не нужно, как ни странно. Мы с вами всех неверующих разделим на злокачественных и доброкачественных, как в медицине. Как родинки на руке, которые не приносят никакого вреда, и опухоли, которые могут человека погубить. Так вот, неверующего человека, я надеюсь, они не обидятся из-за такой аналогии, мы назовем злокачественным, если его приходу в церковь препятствует неприязнь и злоба, отталкивание, отторжение от Христа. Если он нас не любит. Да, есть такие люди, об этом прямо говорит Спаситель: «Если мир вас ненавидит, то он Меня прежде вас возненавидел». Но не надо из этого делать трагедию, нужно просто трезво смотреть правде в глаза. Если вы встречаете такого человека и понимаете, что его проблема – это неприязнь, что ему мешает она, не надо впустую пускать в объяснения, вы все равно ничего не объясните. Как себя с ним вести – нужно смотреть по личным обстоятельствам, думать. Не возбуждать не стимулировать, не провоцировать эту ненависть, но если он так хочет что-то узнать, нужно сказать, что вот стоит энциклопедия, открываете на букву «е», там евхаристия, и читаете. Вот примерно так. Не пускайтесь в объяснения, не нужно портить нервы себе и увеличивать градус неприязни вашего оппонента. Ну, таких злокачественных неверующих, к счастью, мало. А кто такие доброкачественные неверующие? Это те, кому мешает незнание. Которые не держат в сердце неприязни, которые от нее свободны, но им мешает незнание, неинформированность, невежество, непросвещенность. Таким людям объяснять евхаристию, что это означает и какое место она занимает в церковной жизни, тоже не надо. Все равно, как первокласснику объяснять высшую математику. Этого доброкачественного неверующего нужно поддержать в его движении ко Христу и ободрить его, утешить, сказать, что не все сразу. И дать ему элементарные направления, элементарные импульсы к постижению духовной и христианской жизни. А в данном конкретном случае просто дать те главы из Евангелия, где речь идет о Тайной Вечере, каждому свое. Но пытаться объяснить так, как пытаются объяснить устройство утюга не надо ни в первом случае, ни во втором, просто потому что это бесплодно и методически неправильно. Просто дать этому человеку добрый ответ и направить его к дальнейшему постижению христианства. Вот, пожалуй, так стоит это дело и рассматривать, этот непростой вопрос. Всего доброго.

Иеромонах Макарий Маркиш

"post

Посмотреть предыдущие комментарии
05 июня 2017 в 12:49

Спаси Господи, о.Макарий!

05 июня 2017 в 20:59

Комментарий был удален.

Эдвард, "Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою". (Матфей, гл.9, ст.37-38)

12 декабря 2018 в 22:00

Спаси, Господи!

13 декабря 2018 в 22:10

Спаси Бог! ❤

23 сентября 2020 в 16:54

Спаси Господи!

23 сентября 2020 в 20:39

Благодарю Вас, батюшка! Только мне кажется, что "злокачественных" становится как-то больше...заражают они что-ли "доброкачественных".

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: