Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Январские праздники или как отделить главное от второстепенного?

Январские праздники — это события, которые содержат в себе очень многое, особенно с точки зрения православного человека. Отмечать или не отмечать Новый Год? Как достойно приготовиться к встрече Рождества Христова? Как во время святок не растерять ту благодать и мир, полученные во время Рожественского Поста? Купаться или не купаться на Крещение? Какая вода «благодатней» - 18 или 19 января? Ну и так далее. Этот список можно продолжать долго, тем более что современные средства массовой дезинформации активно поливают своих слушателей и зрителей «вредными со-ветами» о «правильном проведении святок». Вопросов много, поэтому давайте попробуем в них разобраться.

Новый Год

Трагическая история XX века оставила нам много проблем, много «бомб замедленного действия». Уже нет Советского Союза, с экранов телевизоров не льются потоки антирелигиозной пропаганды, но многие проблемы остались еще с тех времен. Одна из них – это несоответствие церковного и гражданского календаря. Благодаря реформам борцов за мировуюреволюцию гражданский Новый год стал приходиться на самый строгий период Рождественского Поста.

Праздновать или не праздновать? Это важный вопрос для многих современных православных христиан. Ведь зачастую в семье бывает один, максимум два, воцерковленных человека. Все остальные привыкли широко праздновать Новый Год. На просторах православного интернета существует много разных ответов на этот вопрос: от призыва не праздновать этот «бесовский праздник» до либеральных рассуждений в стиле «чистому всё чисто, ешьте смело всё».

Отмечать или нет – тут пусть каждый решает сам. Хотел бы предложить лишь три важных «НЕ», о которых НЕЛЬЗЯ забывать.

Во-первых, НЕ осуждайте. В Писании есть две важные мысли. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 3).

«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Если ваши близкие ещё не воцерковились, еслине соблюдают Рождественский пост, то Вы должны стать для них не источникомнегатива и осуждения, а примером христианской жизни и любви. Ведь многие из них являются наследниками советского прошлого и просто не понимают, что Новый год – это далеко не самый главный праздник года.

Во-вторых, НЕ пейте. «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18) - призывает нас Писание. После Нового Года травмпункты наполняются людьми с самыми разными травмами и главная причина большинства из них – это чрезмерное употребление алкоголя.

Все в мире является творением Божиим, и алкоголь не является грехом сам по себе. Грехом является чрезмерное его злоупотребление. Давайте не будем забывать великие слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Нет ничего плохого в бокале шампанского под бой курантов, но, если есть такая возможность, то от этого лучше отказаться. И уж само собой, не участвовать в массовом новогодне-алкогольном угаре.

Показательно, что в православном календаре 1 января – это память святого мученика Вонифатия, а 2 - праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся об исцелении от пьянства.

И в-третьих, НЕ год свиньи. Главный принцип общества потребления, в котором мы живем, — это продать, показать человеку, что никак он не может жить без столь «важной» вещи. И в оборот идет все - новые модели айфонов, сердечки на день святого Валентина, красные нитки и прочие обереги. В том числе и «символы года», заполонившие полки всех магазинов. Сложно найти даже самый простой газетный киоск, из окна которого на тебя не смотрела бы морда очередного «символа года»: свиньи, собаки, обезьяны и прочих животных, «приносящих удачу».

Увлечение восточным календарем - вещь небезобидная. Мы с вами исчисляем новую эру с великого события Рождества Христова, и грядущий год является 2019 годом от Рождества Христова. А если мы начинаем отмечать год собак, драконов и т.д., то ставим их на место Христа-Спасителя. Вспомним, что в европейской традиции годы нашей эры обозначаются AD – Anno Domini, т.е. «Год Господень». Для нас каждый год – год Господа, а не быка, крысы или, как в этом году, свиньи.

Неужели мы, православные, променяем год Господень на свинью? Да не будет так!

Свято провести святки

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. И очень важно эту благодать сохранить, а не растерять.

Святки - это время, когда нечистая сила действует в мире особенно активно. Отсюда и гадания на святки имеют особую силу. И особую степень кощунства!

Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам. И гадания жестко и однозначно осуждены канонами Церкви: 61 правило VI Вселенского собора гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».

Святки надо провести в храме, в радости и в участии в Таинстве Евхаристии. Ведь даже с точки зрения подготовки ко Причастию святки являются особым временем в жизни Церкви: «соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением». При этом в документе есть важная оговорка: «готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития» («Об участии верных в Евхаристии»).

Колядовать или нет?

С одной стороны, колядки – это народная традиция, о существовании которой знают практически все. С другой, с колядками также надо быть острожным и смотреть на их содержание. Путем несложных действий с поисковиком была найдена такая колядка:

Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата!

Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи». Ведь колядка — это прославление родившегося в мир Спасителя, а не какой-то странный и даже страшный текст!

Также особого внимания заслуживают переодевания в «ряженых». Казалось бы, простая и веселая забава, но не все так просто. В наши дни встречаются «ряженые» и с рогами, и с прочими атрибутами нечистой силы. Получается своего рода «репетиция Хеллоуина». Один раз мне задали такой вопрос: почему Церковь против Хеллоуина, если на святках происходит тоже самое. То есть святки для автора вопроса ассоциируются лишь с народными гуляниями и переодеваниями во всякую нечисть. Согласитесь, что это в высшей степени странное поведение для православного христианина. Странное и совершенно недопустимое!

Какая вода святее?

Закончились святки, и наступил праздник Крещения Господня. Это один из тех дней, когда в храмы тянется большое количество людей, и идут они за самым, по их мнению, главным – за водой. Даже на разных оккультных сайтах можно прочитать, какой особой «силой» обладает крещенская вода.

Но православное богословие гораздо глубже этой логики «религиозного потребления». Крещение, как и любой другой праздник, содержит в себе указание на что-то важное в деле нашего спасения. Господь Своим Крещением в водах Иордана показал пример каждому человеку: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Но веровать – значит не просто считать, что Бог есть, а реализовывать это на практике. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), – сказано в Священном Писании. Поэтому в день Крещения нужно помнить о том, что каждый человек должен реализовывать свою веру на практике, а не просто приходить в храм за святой водой.

Важно понимать, что святая вода не действует «автоматически» или «магически». Необходимо, чтобы человек сам стремился жить духовной жизнью, старался идти навстречу Богу.

Более того, святая вода – это не оберег, не средство «борьбы с порчей». Это святыня, это Божие благословение. Категорически невозможно использовать святую воду в каких-то «оккультных целях»: для «снятия порчи», «сглаза», «негативной энергетики» и т.д. Недопустимо носить святую воду всякого рода «целителям» и «знахарям», которые якобы помогают людям.

Любая святыня — это призыв к человеку. Господь наш Иисус Христос в Евангелии не раз обращался к своим ученикам со словами «Вы — свет миру» (Мф. 5, 14), и каждый верующий человек призван совершенствоваться. Конечно, хорошо, когда человек начинает день с глотка святой воды, но еще лучше, когда человек сам стремится к святости, к изменениям своей жизни.

Лейтмотив любого церковного праздника — это молитва. Конечно же, нужно прийти в храм, исповедоваться и причаститься. К сожалению, так бывает, что на Крещение выстраивается большая очередь за святой водой и очень маленькая — к главной святыне Церкви — Чаше, в которой Тело и Кровь нашего Господа и Спасителя. Хотя в последнее время наблюдаю исправление этой ситуации в сторону увеличения числа причастников. Кстати, второе наблюдение связано с тем, как люди размещаются в храме. Прихожане остаются до конца Литургии в центре храма или около амвона. Они причащают- ся и готовятся выслушать благодарственные молитвы после Причастия. Захожане (многие, кстати, обижаются на этот термин) сразу занимают место поближе к воде.

Купаться или нет?

Каждый год выстраивается еще одна очередь - на купание. Есть даже профессиональные «моржи», которые купаются каждый год, и у них существует своя «субкультура». Не раз меня спрашивали, купаются ли священники, и очень удивлялись, когда отвечал, что ни разу этого не делал и не собираюсь.

Купание в ледяной воде на праздник Крещения – это народная, а не церковная традиция. Церковь относится к ней нейтрально. Желая окунуться в крещенскую воду, во-первых, соотнесите это желание с возможностями Вашего здоровья. Если у человека есть хронические заболевания или состояние здоровья не позволяет ему окунаться в холодную воду, то лучше не купаться.

Во-вторых, нужно понимать, что купание в проруби не дает очищения от грехов. Грехи прощаются человеку в таинстве Исповеди, а не во время купания. Прийти на исповедь и покаяться в своих грехах – поступок куда более мужественный, чем окунуться в ледяную воду.

Дорогие братия и сестры! Еще и еще раз поздравляю Вас с наступающими праздниками! Желаю мира, душевной радости и помощи Божией во всем. А также желаю правильно расставлять приорите- ты, не путать главное со второстепенным!

С праздниками!

duhovhram-kzn.ru/biblioteka/73-stati-i-intervyu/1325-yanvarskie-prazdniki-ili-kak-otdelit-glavnoe-ot-vtorostepennogo