превеликий Бог вложил образ Свой, икону Свою в илистое человеческое тело.....
Представьте себе, что этого мира не существует. И некое сверхкосмическое Существо по своей всесильной воле и необъяснимому желанию поручило вам создать мир по своему замыслу...
Что бы вы положили в основание, что бы взяли за материал, что поставили бы целью? Какие бы вы изобрели существа, в какие бы среды и атмосферы вы их поместили? Дали бы вы некоторым существам возможность мыслить и чувствовать или же вместо мысли и чувств дали бы им нечто иное? Неужели бы вы некий род существ наделили печалью, болью, слезами, любовью?..
!!!!!!Будем конкретны, прежде всего вы бы положили основание своему миру. Но на чем бы вы основали его? Посмотрите, наша планета лежит на воздухе, как на фундаменте. А воздух покоится на безвоздушном пространстве. А безвоздушное пространство – на неких невидимых частицах, которые наука называет атомами. А атомы – на электронах. А электроны – на праэлектронах. А праэлектроны – на фотонах. А фотоны – на нематериальном эфире. А нематериальный эфир – на чем-то еще более нематериальном и невидимом. И так до бесконечности. Ибо человеческая логика и через науку, и через философию, и через искусство жадно спешит из меньшей загадки в большую, погружается из одной невидимости в другую, до тех пор пока не утонет, кто знает, в какой невидимости. Не надо из-за этого осуждать человеческую логику. Оно по самой своей природе не в состоянии помыслить предел тому, что невидимо, то есть тому, что бесконечно. И наша логика, и наша планета, и наша вселенная – все это окружено некими бесчисленными невидимостями и некими безмерными беспредельностями. Все наше знание о мире и человеке, все наши пророчества о них собираются в одно знание и одно пророчество. Это знание и это пророчество гласит: этот видимый мир стоит и существует на невидимостях, которым нет ни счета, ни предела.!!!!!!!
!
Если же вашим человеческим силенкам тяжеловато сотворить вселенную, тогда спуститесь из мира большого космоса в наш малый, земной мир. Может быть, вы сможете стать архитектором столь малого мира. Ведь наш земной мир по отношению ко вселенной как целому не только мал, но и бесконечно мал, до невидимости мал. Великий современный астроном, профессор Кембриджского университета Джеймс Джинс утверждает, что наша планета относительно вселенной столь же мала, как «миллионная частица одной песчинки по отношению ко всему количеству песка на всех морских побережьях этого мира».
Но всмотритесь пристальней в этот наш столь малый земной мир. Здесь все для нас весьма таинственно и весьма загадочно. Во всем таится нечто необычное и чувствуется течение чего-то невидимого. И человек не может уйти от вопроса: что же самое главное в этом мире? И если он серьезно, мученически серьезно размышлял об этом, то должен ответить, что в этом видимом мире самое важное то, что невидимо, неощутимо, ненаблюдаемо. Радиация – страшнейшая сила, но сила невидимая. Гравитационная сила удерживает и сохраняет в чудесном порядке бесчисленные солнечные системы, но и она невидима. И бедный homo sapiens со скорбью или со скрежетом зубов признает, что основанием всего видимого является нечто невидимое. Всякая видимая вещь своим внутренним нервом связана с чем-либо невидимым. О, скажите, как совершить переход из видимого в невидимое? И как из невидимого в видимое? Как невидимые фотоны, праэлектроны и электроны сгущаются и создают этот видимый, материальный мир? Бесчисленные формы, в которое облечено невидимое, одето и переодето. Видимо солнце, но невидима та сила, которая его разогревает. Видимы бесчисленные созвездия, но невидима сила, которая ими премудро движет и ведет их через бескрайние пространства, так чтобы они не сталкивались. Видим магнит, но сила его невидима. Видима земля, но притяжение ее невидимо. Видим соловей, но невидима та животворная сила, что поддерживает его в бытии. Видимы многие существа на земле, но невидима сила, которая оживотворила их и поддерживает в границах жизни. Видима трава, видимы растения, видимы цветы, но невидима сила, которая из одной и той же почвы производит разнообразные травы, цветы, плоды.
Так выглядит мир около человека. А что сказать о самом человеке? О, в нем только разыгрываются интереснейшие и драматичнейшие соревнования между невидимым и видимым. В нем невидимое с видимым обнялись самым страстным объятием, объятием, которому нет ни конца, ни края, ни в этом мире, ни в другом. Посмотрите, человек жертвует своим видимым телом из-за каких-то убеждений своей совести. А ведь совесть – это нечто невидимое. Если же не так, то покажите мне ее, чтобы я увидел её своими глазами. Человек идет на смерть за некую мысль, за некую идею. А ведь мысль – это нечто невидимое, идея – нечто невидимое. Если же не так, то покажите, чтобы я увидел её своими глазами. Мать своим видимым телом защищает свое дитя в опасности и жертвует своим видимым телом. Ради чего? Ради любви. Но ведь любовь – это нечто невидимое. Если же не так, то покажите мне любовь вашу, чтобы я увидел её своими глазами. Что такое мысль, что такое ощущение, что такое совесть, покажите мне их, чтобы я увидел их своими глазами в их самостоятельной и вещественно очевидной реальности. Но вы их не можете мне показать, ибо они по своей природе невидимы...
Видимая природа – это материальная проекция нематериальных, невидимых мыслей Божиих. А человек? Человек – это то же самое и нечто гораздо большее, человек – это видимая проекция невидимого лика Божиего.
Всякая вещь в этом мире – это рамка, в которую Бог вложил по единой своей мысли. А все вещи вкупе составляют роскошную мозаику мыслей Божиих. Следуя от вещи к вещи, мы идем от одной мысли Божией к другой, от одной Божией фрески к другой. А следуя от человека к человеку, мы идем от одной иконы Божией к другой. Ибо если в вещи Бог вложил Свои мысли, то в человека – Свой образ, Свою икону. Писано в Священном Писании: «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 27)
Смотри, превеликий Бог вложил образ Свой, икону Свою в илистое человеческое тело. Поэтому всякий человек – малый бог в грязи. Да, малый бог в грязи. Эта боголикость есть то, что человека возвышает превыше всех существ и вещей, превыше всех Ангел и Архангел, возносит его к Самому Богу. Ни одного человека Бог не посылает в этот мир без своего лика. Поэтому всякий человек – богоносец от утробы своей матери. На таинственной границе меж двух миров стоит благой Господь Христос и всякую душу, что посылает в этот мир, одаряет прекраснейшим Своим образом (Ин. 1:9). Поэтому всякий человек христолик по природе, христоносец по природе...
Часто лик Божий в человеке полностью покрыт мутью наслаждений и тернием страсти, слюдою грехов и сорняками пороков. Но ты на то и православный христианин, чтобы снять все это с образа Божиего в душе человеческой, чтобы этот образ вновь заблистал своей божественною красотою. Если ты сотворишь так, если возлюбишь человека в его грехе, то никогда не будешь отождествлять грех с грешником и преступление с преступником, ты всегда будешь отделять грех от грешника, осуждать грех, милуя грешника.
Всякая евангельская добродетель в руках православного христианина становится кистью, которой он пишет в своей душе икону Христову, пока не напишет ее полностью. И если посмотришь в душу такого человека, то увидишь Христову икону и скажешь себе: действительно, человек в свое тело вложил икону Христову, достиг высшего смысла жизни и обогатился непреходящим богатством. Ибо, образ Христов – это величайшая драгоценность в этом мире, это небесное благо, зарытое в вонючую жижу этой нашей гнилой планеты. Если обретешь Его, ты обретешь все, ибо в Нем весь Бог и весь человек со всеми своими совершенствами. ..
Ибо сущность личности всякого человека содержится в образе Божием. Человек по происхождению – существо не от мира сего, не от Ангел, не от Архангел, но от Самого Бога. Человек – это настолько значительное существо, что и Сам Бог, чтобы провести человека через этот загадочный и таинственный мир, вложил в его душу пресветлый Свой образ. Эта боголикость души и составляет божественное величие всякого человека. Поэтому человек – это величайшая ценность этого мира, его душа более бесценна, чем все миры, вместе взятые, ибо, если он потеряет душу свою, то ничем не сможет ни возместить, ни откупиться, по всеистинному слову Богочеловека: «Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или, что даст человек измену за душу свою?» (Мф. 16:26). Человек столь ценен в глазах Божиих, что и Сам Бог, когда потребовалось, стал человеком ради человека...
Божественное величие и божественная неприкосновенность человеческой личности – это ценнейшая истина в нашем человеческом мире. Поэтому всякий человек – наш брат, наш бессмертный брат, ибо всякий человек имеет образ Божий в душе своей. И тем самым имеет вечную, божественную ценность. Следовательно, нельзя ни одного человека считать материалом, средством, инструментом. И самый незначительный человек представляет собой абсолютную ценность. Поэтому, когда бы ты ни встретил человека, скажи себе: смотри, малый бог в грязи! Мой милый, мой бессмертный брат и вечный собрат!
Преподобный Иустин (Попович).
Высказана очень глубокая мысль насчет иконы Христовой в душе человека.
Согласно иконописному канону, икона христоцентрична, она пишется именно в изображении святости Христа, с причастностью к ней людей Божиих в ее центре, еще она отражает прежде всего Божественную природу мира (даже в символике ф...
Развернуть
Высказана очень глубокая мысль насчет иконы Христовой в душе человека.
Согласно иконописному канону, икона христоцентрична, она пишется именно в изображении святости Христа, с причастностью к ней людей Божиих в ее центре, еще она отражает прежде всего Божественную природу мира (даже в символике фона), а также благоговейное предстояние человека в таком видении (в своей обратной перспективе).
Всякое подробное и значимое изображение сил зла, темных сил, нечисти в иконе запрещено - разве что мелкое и символическое, и не в центре. К примеру, мелкие бесы на краю, или змей в иконе Георгия Победоносца.
Так и в нашей душе, как в иконе, центральное место должен занимать не грех (как обычно принято, с его старательным выискиванием и с беганием от него) - а именно образ Божий, прежде всего стремление воплотить его не только в своей душе, но и в жизни.
Кстати, душа, жизнь и кровь в Библии почти всегда являются синонимами - и потому причащение Тела и Крови Господа имеет прежде всего этот смысл.
Так что такой истинный, иконный взгляд на мир и на человека совершенно не соответствует представлениям о мире как о гнилой грязи и о человеке как состоящем прежде всего из грязи.
... ) ...
Свернуть
Ольга, )), ну с ума-то не надо сходить в евангельском миловании грешащих ближних ! Если помиловать их - часто это означает не помиловать их многочисленные жертвы: жертвы убийц, насильников, развратников, воров и т.д. Тем более, что очень часто их органическое свойство - лукавая имитация покаяния,...
Развернуть
Ольга, )), ну с ума-то не надо сходить в евангельском миловании грешащих ближних ! Если помиловать их - часто это означает не помиловать их многочисленные жертвы: жертвы убийц, насильников, развратников, воров и т.д. Тем более, что очень часто их органическое свойство - лукавая имитация покаяния, лживое сожаление о содеянном, и именно когда это очевидно и уже не отвертишься. Так что выбирая любовь к врагам, даже по слову Евангелия - следует не сходить с ума и ставить на первое место все же любовь именно к их жертвам. Порою милование врагов означает по сути просто покрывание их преступлений и укрывательство их самих - и не зря подобное считается преступлением в Уголовном Кодекса. С любовью врагов-преступников следует при необходимости вразумлять - но не огульно миловать по их давно отработанному лукавому "покаянию". ... ) ...
Свернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ну начнем с того что здесь речь все таки не о " миловании грешащих ближних" , а о великой интенции божьей искры в виде образа Божьего.....Еще здесь заложена глубочайшая мысль о том что человек в принципе призван всю жизнь познавать себя...это то, о чем говорил Со...
Развернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ну начнем с того что здесь речь все таки не о " миловании грешащих ближних" , а о великой интенции божьей искры в виде образа Божьего.....Еще здесь заложена глубочайшая мысль о том что человек в принципе призван всю жизнь познавать себя...это то, о чем говорил Сократ..познай себя.....утверждая что кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может....Иустин Попович это описывает..."...Часто лик Божий в человеке полностью покрыт мутью наслаждений и тернием страсти, слюдою грехов и сорняками пороков. ..."..Но!!! мы все начинаем изменения самих себя механистически...направляя усилия на внешнюю общность...вот постараюсь не осуждать...вот буду делать добро..(ну это просто в качестве явных примеров )...и сталкиваемся с очередным фиаско...короче, там много всего!!!.... !!!!нужно уметь читать текст и улавливать смыслы, которые заложены не только очевидно, но и как императив....там же о смирении, познании и любви!!!!! Спасибо за ваши интересные комментарии!!! 😑 😀
Свернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ну начнем с того что здесь речь все таки не о " миловании грешащих ближних" , а о великой интенции божьей искры в виде образа Божьего.....Еще здесь заложена глубочайшая мысль о том что человек в принципе призван всю жизнь познавать себя...это то, о чем говорил Со...
Развернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ну начнем с того что здесь речь все таки не о " миловании грешащих ближних" , а о великой интенции божьей искры в виде образа Божьего.....Еще здесь заложена глубочайшая мысль о том что человек в принципе призван всю жизнь познавать себя...это то, о чем говорил Сократ..познай себя.....утверждая что кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может....Иустин Попович это описывает..."...Часто лик Божий в человеке полностью покрыт мутью наслаждений и тернием страсти, слюдою грехов и сорняками пороков. ..."..Но!!! мы все начинаем изменения самих себя механистически...направляя усилия на внешнюю общность...вот постараюсь не осуждать...вот буду делать добро..(ну это просто в качестве явных примеров )...и сталкиваемся с очередным фиаско...короче, там много всего!!!.... !!!!нужно уметь читать текст и улавливать смыслы, которые заложены не только очевидно, но и как императив....там же о смирении, познании и любви!!!!! Спасибо за ваши интересные комментарии!!! 😑 😀
Свернуть
Ольга, слова "...Часто лик Божий в человеке полностью покрыт мутью наслаждений и тернием страсти, слюдою грехов и сорняками пороков. ..." у нас обычно воспринимаются как "обычно", "всегда" - с утрированием нашей и сатанинской власти над творением Божиим, в том числе в нас самих. "Полностью" это у...
Развернуть
Ольга, слова "...Часто лик Божий в человеке полностью покрыт мутью наслаждений и тернием страсти, слюдою грехов и сорняками пороков. ..." у нас обычно воспринимаются как "обычно", "всегда" - с утрированием нашей и сатанинской власти над творением Божиим, в том числе в нас самих. "Полностью" это уже не может быть в принципе, тем более "часто", и уж совсем нелепо "всегда". А вот искусственно внушить себе "закрытие лика Божия" в нас вполне возможно, и это делается очень часто. Это откровенно сатанинское действо - как "благочестиво" и "смиренно" его ни подавай. ... ) ...
Свернуть
Владимир Лосский говорит, что образ Божий в человеке, поскольку он - образ совершенный, постольку он, и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий. Мы не може...
Развернуть
Владимир Лосский говорит, что образ Божий в человеке, поскольку он - образ совершенный, постольку он, и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий. Мы не можем постигнуть этого иначе, как только прибегая к идее сопричастности бесконечной благости Божией: "Бог по природе сама Благость, - говорит святой Григорий Нисский, - или, вернее, Он превосходит всякую благость, которую можно постигнуть и понять. Следовательно, Он и не создает человеческой жизни по какому-нибудь иному побуждению, как только потому, что Он благ. Будучи таковым и предприняв по этому самому создание человеческой природы, Он не захотел проявить вполовину силы Своей благости, даруя человеку часть Своих благ и ревниво отказывая ему сообщить остальные.
Но совершенство благости проявляется в Нем тем, что Он вызывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо. Список же этих благ столь длинен, что перечислить их невозможно. Вот почему все они вкратце содержатся в слове о человеке, созданном по образу Божию. Ибо это как если бы кто-нибудь сказал, что Бог создал человеческую природу причастницей всякого блага... Но если бы образ был совершенно подобен блаженству своего Первообраза, он не был бы Его образом, но слился бы с Ним. Какую же разницу замечаем мы между Божественным и тем, что на Него походит? Следующую: Божественное - не создано, а человек существует сотворенным". Несомненно, святой Григорий Нисский понимает здесь образ Божий как конечное совершенство, как обоженное состояние человека, участвующего в Божественной плироме, в преизбытке Божественной благости.
Поэтому, говоря о сообразности ограниченной причастием только некоторым благам, об образе установления, святой Григорий Нисский видит свойственное человеку, как созданному по образу Божию, прежде всего в том, что "человек освобожден от необходимости и не подчинен владычеству природы, но может свободно самоопределяться по своему усмотрению. Ибо добродетель независима и сама по себе госпожа". Это, так сказать, "формальный" образ, необходимое условие достижения совершенного уподобления Богу. Итак, как сотворенный по образу Божию, человек является существом личностным. Он - личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу.
Свернуть
Ольга, мы именно МОЖЕМ постигнуть Бога - и именно потому, что мы не только из праха земного, а прежде всего имеем в себе дыхание Божие. Мы родственны - и не зря Господь учил, что мы именно сыны Божии. Мы именно ЗНАЕМ, что такое доброта, добродетели - видением "как через мутное стекло", по словам...
Развернуть
Ольга, мы именно МОЖЕМ постигнуть Бога - и именно потому, что мы не только из праха земного, а прежде всего имеем в себе дыхание Божие. Мы родственны - и не зря Господь учил, что мы именно сыны Божии. Мы именно ЗНАЕМ, что такое доброта, добродетели - видением "как через мутное стекло", по словам св.ап. Павла. Если бы не знали - то Откровение было бы для нас просто пустым звуком и не нашло бы никакого отклика в наших душах, было бы предано забвению или вообще не было бы замечено. Но именно оно было выбрано людьми для руководства жизнью, стало Священным Преданием и Священным Писанием для нас. ... ) ...
Свернуть
Ольга, мы именно МОЖЕМ постигнуть Бога - и именно потому, что мы не только из праха земного, а прежде всего имеем в себе дыхание Божие. Мы родственны - и не зря Господь учил, что мы именно сыны Божии. Мы именно ЗНАЕМ, что такое доброта, добродетели - видением "как через мутное стекло", по словам ...
Развернуть
Ольга, мы именно МОЖЕМ постигнуть Бога - и именно потому, что мы не только из праха земного, а прежде всего имеем в себе дыхание Божие. Мы родственны - и не зря Господь учил, что мы именно сыны Божии. Мы именно ЗНАЕМ, что такое доброта, добродетели - видением "как через мутное стекло", по словам св.ап. Павла. Если бы не знали - то Откровение было бы для нас просто пустым звуком и не нашло бы никакого отклика в наших душах, было бы предано забвению или вообще не было бы замечено. Но именно оно было выбрано людьми для руководства жизнью, стало Священным Преданием и Священным Писанием для нас. ... ) ...
Свернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ..................................... Но если бы образ был совершенно подобен блаженству своего Первообраза, он не был бы Его образом, но слился бы с Ним. Какую же разницу замечаем мы между Божественным и тем, что на Него походит? Следующую: Божественное - не соз...
Развернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ..................................... Но если бы образ был совершенно подобен блаженству своего Первообраза, он не был бы Его образом, но слился бы с Ним. Какую же разницу замечаем мы между Божественным и тем, что на Него походит? Следующую: Божественное - не создано, а человек существует сотворенным". Несомненно, святой Григорий Нисский понимает здесь образ Божий как конечное совершенство, как обоженное состояние человека, участвующего в Божественной плироме, в преизбытке Божественной благости.
Поэтому, говоря о сообразности ограниченной причастием только некоторым благам, об образе установления, святой Григорий Нисский видит свойственное человеку, как созданному по образу Божию, прежде всего в том, что "человек освобожден от необходимости и не подчинен владычеству природы, но может свободно самоопределяться по своему усмотрению. Ибо добродетель независима и сама по себе госпожа". Это, так сказать, "формальный" образ, необходимое условие достижения совершенного уподобления Богу. Итак, как сотворенный по образу Божию, человек является существом личностным. Он - личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу.
Свернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ..................................... Но если бы образ был совершенно подобен блаженству своего Первообраза, он не был бы Его образом, но слился бы с Ним. Какую же разницу замечаем мы между Божественным и тем, что на Него походит? Следующую: Божественное - не соз...
Развернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, ..................................... Но если бы образ был совершенно подобен блаженству своего Первообраза, он не был бы Его образом, но слился бы с Ним. Какую же разницу замечаем мы между Божественным и тем, что на Него походит? Следующую: Божественное - не создано, а человек существует сотворенным". Несомненно, святой Григорий Нисский понимает здесь образ Божий как конечное совершенство, как обоженное состояние человека, участвующего в Божественной плироме, в преизбытке Божественной благости.
Поэтому, говоря о сообразности ограниченной причастием только некоторым благам, об образе установления, святой Григорий Нисский видит свойственное человеку, как созданному по образу Божию, прежде всего в том, что "человек освобожден от необходимости и не подчинен владычеству природы, но может свободно самоопределяться по своему усмотрению. Ибо добродетель независима и сама по себе госпожа". Это, так сказать, "формальный" образ, необходимое условие достижения совершенного уподобления Богу. Итак, как сотворенный по образу Божию, человек является существом личностным. Он - личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу.
Свернуть
Ольга, )), сотворен человек только телесно - и то из глины, способной воспринимать "форму" божественной, несотворенной стороны человека, которую Бог не сотворил, а "вдохнул" в него (т.е. в нас, через наших предков). Повторюсь: считать человека только сотворенным, тем более "из праха", а не "из гл...
Развернуть
Ольга, )), сотворен человек только телесно - и то из глины, способной воспринимать "форму" божественной, несотворенной стороны человека, которую Бог не сотворил, а "вдохнул" в него (т.е. в нас, через наших предков). Повторюсь: считать человека только сотворенным, тем более "из праха", а не "из глины" - значит отрицать его главную, и именно божественную сторону, тот самый образ Божий и подобие Ему в изначальной человеческой природе, которую утратить невозможно ввиду ее божественной природы. Замазать грехом, угнетать его проявление в жизни - можно. Можно и полностью уничтожить, вырождением потомства человека (от пьянства, курения во многих поколениях, наркотиками и т.д.) - когда ребенок изначально болен с утерей самой сути горнего человеческого естества, с полным вырождением его ума и с чисто телесной жизнью. Это тоже убийство - своих детей, потомков, даже если они с виду "живут", чисто телесно. Убийство не менее страшное, чем... . ... ) ...
Свернуть