Записываете грехи? А зря…
Не раз видел, как на исповедь люди подходят с записочками – и либо суют бумажки священнику, либо сами читают по ним свои грехи. Я сам время от времени так делаю :). Но!
Но вот что говорит по поводу записи грехов прп. Паисий Святогорец (Том 3 «Слов»): если человеку больно за совершенный грех, он его не забудет. Душа будет болеть о совершенном проступке, грех будет уязвлять сердце до тех пор, пока его не исповедуешь. И это страдание позволяет получать воздаяние от Бога.
А если проступок после совершения быстренько забылся, значит грех не уязвляет человека. То есть, мы остаемся неисправленными. «Дак для этого и записываем!» - скажете вы. Согласен. Но снова но!
Но записали – и тут же забыли. А потом, на исповеди, особенно через месяц, и не вспомнить будет о подробностях греха. Если же не записывать, то придется каждый день вспоминать грех, чтобы не забыть. А вспоминая, есть шанс не повторить его и исповедать перед сном Богу.
Кстати, читал у кого-то из священников, что покаяние перед Господом в небольшом грехе может избавить от необходимости озвучивать грех на исповеди – если грех не повторялся. Не буду утверждать, что это правильное решение, уточните у своего приходского батюшки. И мне расскажите :).
Какие выводы я сделал из совета старца Паисия: не нужно записывать грехи, нужно помнить о них, прося прощения у Господа перед сном или в течение дня. И священнику приятнее, когда человек не по бумажке читает, и вы таким образом уменьшите количество своих грехов от исповеди до исповеди (всегда помня о грехе, меньше грешить будете).
Слава Богу за все!
Часто бывает, что от волнения можно что-то позабыть, упустить, а запись всегда помогает, да и грехи осознаются и анализируются гораздо тщательнее, что их не хочется повторять
Согласна с Ольгой. Волнуюсь и могу на исповеди упустить какой-либо грех, хотя каждый день вспоминаешь и каешься. Тут индивидуально все. Не нужно обобщать. Говорить об этом нужно, конечно, возможно у кого-нибудь формальное отношение к исповеди, тогда поможет эта статья.
Мне кажется, рекомендация старца больше относится к монахам, которые имеют возможность исповедоваться каждый день. А когда раз в месяц - можно и забыть, даже если несколько дней переживаешь и испытываешь стыд за свой грех. Но я даже если записываю, на исповеди рассказываю сама, мне кажется, когда...
Развернуть
Мне кажется, рекомендация старца больше относится к монахам, которые имеют возможность исповедоваться каждый день. А когда раз в месяц - можно и забыть, даже если несколько дней переживаешь и испытываешь стыд за свой грех. Но я даже если записываю, на исповеди рассказываю сама, мне кажется, когда даешь читать батюшке, исповедь не полноценная. У меня еще другая проблема. Забываю, в каком грехе исповедовалась, а в каком нет. Иногда придет на память старый грех, и с ужасом думаю, исповедовалась или нет. А батюшка не разрешает второй раз исповедываться в том, в чем уже исповедовалась.
Свернуть
Но ведь не бывает так, что грех совершён один раз и всё. Грехи повторяем и опять каемся
Грехи записывать или не записывать решает каждый сам. Я записываю. Пробовал не записывать, получается хуже. Не записывать и все помнить, дело людей уже подросших духовно, наверное.
Важное замечание! Когда есть список, то в некоторых моментах, можно сразу дать подсказку, как бороться с причиной, и иногда записки дают системное видение причин. А когда записанных грехов нет, то и останавливать для уточнения рискованно, и к концу исповеди рекомендации убегают... Грехи они напит...
Развернуть
Важное замечание! Когда есть список, то в некоторых моментах, можно сразу дать подсказку, как бороться с причиной, и иногда записки дают системное видение причин. А когда записанных грехов нет, то и останавливать для уточнения рискованно, и к концу исповеди рекомендации убегают... Грехи они напитаны эмоциями, а эмоции это орудие врага человеческого. На исповедь без причастия, можно вообще подойти исповедовать один грех, а уж если есть стремление причаститься Христовых Таин - тут надо "по-потеть".
Свернуть