Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Митрофорный протоиерей

Немного об исламе

На длинных выходных повыкладываю еще фрагментов из книжки "Бог. Истина. Кривды". Вот про ислам:

Спорим об основах веры с мусульманами мы мало — на самом деле просто потому, что последователи Мохаммада считают его учение последней безальтернативной истиной, и мы к православному учению относимся так же. Делить по сути нечего, и об «объединении» речи идти не может. Впрочем, нельзя не понять установку некоторых православных христиан на вероучительную полемику с исламом. Ее вели многие святые и знаменитые богословы — даже те, кто постоянно соприкасались с могущественными мусульманами или жили в условиях господства этой религии. Да, некоторые из них стали мучениками — но не лучший ли это исход для христианина, не главный ли успех жизни? Вспомним, например, отца Даниила Сысоева, убитого прямо в храме в 2009 году. В полемике с мусульманами он не всегда был вежлив. Некоторые слова, быть может, употреблял зря. Но вероучительная основа его полемики тверда и правильна. Убежден, что он достоин причисления к лику святых.
Различия в вероучении не мешают нам видеть близость нравственных и общественных взглядов двух религий. Не мешают и дружить, и помогать друг другу — тем более, что в России у нас одна страна, да и во многих других местах Европы и Азии мы веками живем вместе.
За время работы в церковной бюрократии и дипломатии мне пришлось пережить и интересные, и сложные моменты общения с последователями ислама. К началу девяностых в России был однозначный лидер уммы — Центральное духовное управление мусульман во главе с муфтием Талгатом Таджуддином, человеком очень образованным и деятельным, вполне встроенным в советский истеблишмент. Само управление располагается в Уфе и наследует Магометанскому духовному собранию, созданному еще в 1788 году повелением Екатерины II.
Однако уже в начале девяностых некоторые исламские деятели начали откровенно намекать на то, что Таджуддин слишком лоялен России, и попрекать его советским прошлым. Появилось Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР), которое потом сформировало Совет муфтиев России (СМР), а ныне именует себя Духовным управлением мусульман Российской Федерации. Бурная активность в Москве, включая контакты с властями, политтусовкой и масс-медиа, довольно быстро позволили муфтию Равилю Гайнутдину, главе ДУМЕР и СМР, претендовать на статус «главного мусульманина страны». Таджуддин потихоньку протестовал и наращивал ответную активность. Возникла неприкрытая личная конкуренция. На межрелигиозных конференциях иногда приходилось говорить одному из исламских лидеров, что он будет сидеть справа от Патриарха — то есть по правую руку, а второму — что тоже справа, если смотреть на президиум из зала. Слева сидеть ни один не соглашался, угрожая немедленным уходом.
При этом СМР пытался взять массовостью, набирая себе как можно больше общин и структур — как говорится, хороших и разных. Некоторые из них склонялись к откровенному, мягко говоря, радикализму. Например, в Совет муфтиев входит Духовное управление Азиатской части России по главе с муфтием Нафигуллой Ашировым, который призывал убрать крест с герба страны и заявлял, что Русская Православная Церковь — «это даже не христианство, это какая-то национальная религия, которую сегодня пытаются навязать всем остальным народам России». Около мечетей, входивших в структуру СМР, периодически ловили проповедников экстремизма. Иногда возбуждали уголовные дела и против «официальных» имамов. Гайнутдин старался как можно больше дружить с зарубежными исламскими центрами — саудовскими, турецкими, катарскими, кувейтскими… Дружба была явно не бескорыстной. Турки, например, помогли построить новую мечеть на проспекте Мира, и общение с ними не прерывалось даже в момент крайнего обострения межгосударственных отношений из-за сбитого военного самолета.
Все это власти, конечно, понимали и видели — но медийная активность Гайнутдина и его способность улыбаться на кремлевских приемах брали верх. Впрочем, «биполярного», а тем более «однополярного» ислама в России не получилось — и получиться не могло в силу «природной» децентрализованности мусульманской уммы.

Вот здесь сегодня до конца дня - незверская цена из-за скидки: www.labirint.ru/books/653459/