Право, государство, экономика: православная модель
Православие – отнюдь не «частная вера», которая якобы не имеет отношения к устроению земных дел. Понятно, что нам пытаются навязать подобный взгляд со стороны. Гораздо хуже, что с ним соглашаются некоторые в Церкви.
На самом деле Православие предполагает целостный взгляд на право, государство, управление и экономику. Взгляд гораздо более всеобъемлющий и стройный, чем у ислама или католицизма. Этот взгляд изложен отчасти в Священном Писании, но более в творениях святых, в том числе в каноническом праве. Там, в Священном Предании, дано ясное описание того, как свободный православный народ должен строить закон, государственность, хозяйствование, жизнь семьи и местной общины, быт и так далее. Эти установления иногда именуются «старыми» - и кое-что в них действительно относится не к нашей эпохе - но их религиозная, нравственная и политическая составляющая является вечной.
Священное Предание не менее важно, чем Священное Писание. Оно в полном смысле является голосом Бога, Его откровением. Отступление от вечных норм в прежние годы и века могло быть оправдано чрезвычайными обстоятельствами – гонениями, жизнью в диаспоре, под иноверным или безбожным владычеством, - но сегодня таких обстоятельств н
Нам более не нужно ни к кому и ни к чему приспосабливаться – нам надо свидетельствовать о собственном взгляде на устроение земных дел. Мы можем и призваны предъявлять для обсуждения власти и обществу основанную на Священном Предании модель устроения жизни, настаивая на мирном и законном переходе к этой модели. Что это за модель?
Конечно, это право, основанное не на общественном договоре, а на данных Богом вечных ценностях, не зависящих от отношения к ним людей.
Конечно, это монархическая государственность – форма ее может варьироваться и даже не называться прямо монархией, но правитель должен быть единой и целостной личностью, ответственной перед Богом, а не перед кем-либо еще. При этом он призван осуществлять системное советование с народом, гарантированное соответствующими механизмами.
Конечно, это строгая регламентация так называемой частной жизни на основе низменных нравственных ценностей. Это признание нормой единственного моногамного брака, заключаемого на всю жизнь, и отступлением от нормы – любых других половых отношений, подлежащих иногда снисхождению, а иногда исправлению.
Конечно, это моральное регулирование быта – вплоть до одежды и питания.
Конечно, это экономика, в которой запрещены процентные отношения, подавляется любая нечестность и несправедливость, а одновременно мощно поддерживаются отношения доверия, солидарности, кооперации в широком смысле слова.
Конечно, это культура, однозначно ориентированная на воспитание человека и общества в духе упомянутых нравственных ценностей.
Конечно, это приоритет общего над частным и духовного над материальным.
Конечно, это признание народа православным при уважении к религиозным и мировоззренческим меньшинствам, при возможности создания подпространств, управляемых по принципам, наиболее приемлемым для этих меньшинств.
Конечно, это миссия в мире, направленная прежде всего на распространение и утверждение подлинных христианских ценностей среди любых народов.
Об этом сказал сегодня на конференции «Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы». Конференция прошла в Синодальной библиотеке, провели ее Международная славянская академия, институт Justo и Ассоциация юридических вузов.