Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Митрофорный протоиерей

Посещение храмов: статистика и выводы

Статистика посещения храмов на праздники наводит на мысли непраздничные, но и непраздные.
Сколько будет народа на Крещение? По всей России – миллионы. Но тех, кто придет исключительно «по воду», будет в разы больше, чем реальных участников богослужений. А вот рождественская статистика: www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2018/01/d38601/ . Впервые в Москве посчитали не только «ночных» прихожан, но всех, кто пришел в храмы 6 и 7 января – и получилось около миллиона, а не те 120-150 тысяч, которые упоминали тогда, когда подсчет велся только ночью. Я, кстати, пока не был священником, на Рождество всегда ходил именно на утреннюю литургию, а ночную воспринимал как новшество. Однако из упомянутого миллиона в лучшем случае треть участвовала в литургии – ночью, утром или в сочельник. А назвать настоящим христианином того, кто на Рождество в литургии не участвовал, вряд ли можно.
Этот миллион - цифра вполне реалистичная, не заниженная. Она отражает состояние религиозной практики тех людей, которые хотя бы немного соблюдают традицию посещения храмов в праздники - и это после трех десятилетий церковного возрождения, при хорошей информационной активности Церкви, при таком уровне деятельности приходов, какого и до революции в массовом масштабе не было. Однако...
Сегодня, в крещенский сочельник, я обошел один театр, один поликлинику, два банка, одну аптеку, два музея, одно музыкальное училище, три кафе и пять магазинов. Везде поздравил людей с праздником, раздал святую воду, пригласил на службу. Кое-кто недовольно бурчал в ответ, кто-то брал благословение, кто-то улыбался и угощал кофе. С худруком театра (это один из известнейших режиссеров) поговорили, как водится, на все глобальные темы и договорились о дальнейших наших с прихожанами походах в театр. Но, увы, из всех этих людей на службу придет человек пять - проверено предыдущим аналогичным опытом. Дай Бог, если придут просто в храм в течение ближайших месяцев. Даже после катехизации отнюдь не все люди становятся активными прихожанами. Большинство – «номинальные христиане».
И вот дальше возникает вопрос: что нам с этим делать? Не замечать того, что христиане – в меньшинстве? Отрицать это? Посыпать голову пеплом и больше ничего не делать? Или все-таки по крайней мере попытаться переломить ситуацию? И можно ли это сделать сугубо человеческими силами, по какому-то плану?
На самом деле христианам – активным и последовательным - быть меньшинством не привыкать. Я не историк, но подозреваю, что даже в Восточной Римской Империи и Империи Российской праздничные богослужения посещало отнюдь не все население, а богослужения обычные – так и вообще процентов пять народу. Иногда большинство народа и даже духовенства уклонялось в ересь. Требовать массовости настоящего христианства – опрометчиво. Но и опускать руки нельзя. «Номинальным христианам» надо периодически напоминать, что они лишают себя Царства Божия, если вообще не участвуют в Таинствах Церкви, не каются в грехах, веруют непонятно во что, молятся только о своих житейских нуждах. Более того: не надо забывать, что христианство и обывательский, потребительский мир всегда противоречат друг другу. Одно всегда разрушает другое, и никак иначе.
Елена Жосул пишет: «80% россиян на рождественской литургии? Этого не будет ни-ког-да. Разве что в случае третьей мировой, да и то - едва ли» (www.facebook.com/ezhosul/posts/1615109465214642 ). Люди все-таки могут вновь массово прийти в храмы. Но к этому приведет не по-человечески организованная миссионерская или катехизическая работа (на Западе это все не сработало), а прямое Божие вмешательство, ниспровергающее обывательщину – даже через войну, например. Человек должен вдруг понять, что он может остаться один на один с Богом, а не с курсом биткоина и не со шмотками. И Господь будет не жесток, а милостив, если даст каждому в нашем народе это почувствовать. Конечно, и такой встряски обычно хватает максимум лет на 10-15. Но ведь Господь Россию любит, не так ли?

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем