Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

22 ноября - Праздник в честь дня рождения блаженной Матроны Московской. Заказать записку на праздничную Литургию и Молебен о духовных и бытовых нуждах у святых мощей блж. матушки Матроны за себя, детей, родных и близких

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Подробная информация

О храме

Документы по истории прихода храма свт. Василия Великого с.Пушкарное Суджанского района Курской области сохранились частично. Из документальных материалов церкви, поступивших на хранение в Государственный архив Курской области в 20-е годы XX века (в период организации архива, наибольшую ценность представляют клировые ведомости и метрические книги, проливающие свет на историю храма и жизнь прихода. Первые упоминания о церкви свт.Василия Великого с.Пушкарное встречаются в топографическом описании Курской губернии (1784г), где записано: « церковь во оном селе деревянная во имя святителя Василия Великого, при которой священно- и церковнослужительских дворов 4, во оных душ 10, при том селении на речке Конопельке священника Иоанна Колмакова мельница (Ф.Р.-30, оп.1, д.186, л.98, д.172, л.22). В клировой ведомости за 1837год указывается, что храм построен в 1785г., здание деревянное, покрыто железом и покрашено, с такой же колокольней.(Ф 217, оп.1.д.4158, л.58). Но в клировой ведомости церкви за 1916год упоминается, что в Васильевском храме хранились метрические книги с 1714года, а это свидетельствует о совершении в данное время священнослужителями таинств и треб. В «Клировой ведомости Суджанского уезда 1-го благочиннического округа за 1916год»(Ф.483, д.41, л.190-203) имеются сведения о том, что в 1879г. В с.Пушкарное «тщанием прихожан» построена каменная церковь с одним престолом, освященным в честь свт. Василия Великого, а в 1893году. на пожертвования людей устроен иконостас стоимостью 5900рублей. Автор проекта здания храма не известен, однако по архитектурно-художественному и композиционному решению можно судить о незаурядности его дарования. Церковь свт. Василия Великого является памятником культурного наследия регионального значения.(в соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 30.01.1998г,№566). В материалах краеведческого музея г.Суджи и Государственной инспекции по охране и использованию объектов культурного наследия Курской области описан архитектурный тип здания храма. В целом церковь крестово-купольной конструктивной системы. С одной большой круглой алтарной апсидой и шатровой колокольней, надстроенной над притвором. Храм имеет пять глав луковичной формы, которые венчают восьмигранные двухярусные барабаны, главный из них- световой. В центре над средокрестием здание завершено куполом на световом барабане, а остальное пространство перекрыто коробовыми сводами с распалубками; боковые главы глухие. Купольная ротонда поддерживается четырьмя пилонами с подпружными арками. Двухярусная шатровая колокольня увенчана луковичной главкой с коротким шпилем. Ярусы колокольни перекрыты сводами и украшены полуколоннами. Элементы наружного декора представлены в виде поясков, пилястр, арок, выполненных в кирпичной кладке. Окна имеют арочное завершение. Здание церкви сложено из кирпича (29x14x7) на известково-песчаном растворе. Кровля имеет покрытие из оцинкованного листового железа. Поле стен окрашено в серо-голубой цвет с выделением белым цветом колонн, рустов, карнизных тяг и более мелкого декора. При строении использовались элементы русской архитектуры XVII века. В «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской губернии за 1908год» (Ф 217, д.105, 117) и клировой ведомости сообщается, что храм свт.Василия Великого находится в с.Пушкарное на расстоянии 95верст (101км 365м) от губернского города Курска и 10 верст (10км 670м) от уездного города Суджи. Ближайшими к Васильевской церкви были Митрофановский храм села Бондаревка ( в 5 верстах) и Пятницкая церковь села Мартыновка ( в 4 верстах). Препятствий к сообщению между ними не было.( 1 верста=1 км 67м). Известно, что в 1908 году приход храма свт.Василия Великого был в ведении 2-го благочиннического округа Суджанского уезда, а в 1916году-1-го благочиннического округа, которые входили в состав Курской епархии. Васильевский приход объединял верующих села Пушкарное и деревни Русская Конопелька (расположенных между собой на расстоянии 2 верст). В 1916 году в селе Пушкарном было 227 дворов, проживало 885 душ женского пола и 894- мужского, а в деревне Русская Конопелька – 143 двора, 555 душ мужского пола и 563- женского. В деревне Русская Конопелька, на имеющемся кладбище, стояла часовня, устроенная из деревянной церкви. В приходе находились две земские начальные школы для крестьянских детей: одна в с.Пушкарное (с 1880г.) другая – в деревне Русская Конопелька (открыта в 1892г). Священнослужители Васильевского храма преподавали в них Закон Божий. Церковный причт по штату состоял из одного священника, одного диакона и одного псаломщика. Для материального обеспечения духовенства предусматривалось( в 1916году): 1. 34 десятины квадратных сажень земли, из них 3 дес. усадебной (вместе с погостом церковным), 29дес. пашни и 2 дес. сенокосных угодий, на расстоянии ¼ версты от храма. Земля сдавалась в аренду; 2. жалование из казны (священнику 297 руб., диакону – 147руб., псаломщику-98 руб.); 3. церковный дом для священника. Причтового капитала не было. Традиционным источником дохода приходского клира оставалась плата за требы и пожертвования продуктами от прихожан. В метрических книгах за 1781-1798гг., 1802-1813гг., 1830-1838гг., 1834-1844гг., (Ф.217, опись 1, дела 4033, 4034, 4035), за 1801г. Том 1 (Ф.217, опись 2, д.14), за 1876г., 1877г., 1884г., 1886г., 1888г.( Ф.217, опись 3., 308, 313, 323, 326, 332), хранящихся в Госархиве Курской области, имеются сведения о священнослужителях, совершавших таинства и требы в Васильевском храме с. Пушкарное. Известно, что с 1781г. по 1797г. Настоятелем был Иоанн Петрович Колмаков, в 1798-1802гг. служил священник Иоанн Сергеевич Попов, а в 1806-1808гг.-иерей Иоанн Михайлович Булгаков. Евграф Харитонович Романовский в 1830г. был диаконом Васильевской церкви, а с сентября 1831г. определён священником. Он исправно служил и исполнял свои обязанности пастыря в приходе свт. Василия Великого около 50-ти лет. Именно при иерее Евграфе Романовском велось строительство каменного храма, о чём свидетельствует надпись, выгравированная на мраморной плите, находящейся возле восточной стены здания церкви. Основываясь на том, что в «Исповедных ведомостях прихожан церквей Суджанского уезда за 1867г.» имеется указание на возраст Евграфа Харитоновича Романовского (68 лет) , ориентировочно годом его рождения можно считать 1799г.(Ф.217, опись 2, дело 60). Последние сведения о таинствах и требах, совершённых священником Евграфом Романовским сохранились в метрической книге за 1877г. О времени окончания его пастырской деятельности не известно, т.к. на хранении в Государственном архиве Курской области нет документальных материалов Васильевской церкви за 1878-1883гг. В период настоятельства иерея Евграфа диаконом в приход свт.Василия Великого определён был в 1832-1835гг. Афанасий Иванович Булгаков, с 1835г.- Степан Толмачёв, а в 1867-1877гг.- Пётр Тимофеевич Виноградский. В 1884-1888гг. в Васильевском храме служил священник Иоанн Покровский, а диаконом определён в 1888г. Мануил Петрович Чефранов. В «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908г.» рассказывается, что в 1908г. настоятелем храма свт. Василия Великого был Тимонов Варлаам Афанасьевич. Он закончил Духовную семинарию, в 1865г. рукоположен в сан пресвитера и в этом же году поступил на службу. Священник Варлаам Тимонов был духовником 2-го благочиннического округа Суджанского уезда. В 1905г. ему пожалована награда – наперсный крест. В метрической книге за 1910-1912гг. (Ф.217, опись 3, д.1405) упоминается, что Тимонов Варлаам Афанасьевич служил в Васильевской церкви в эти годы, причём с июля 1910г.- в звании протоиерея. Прихожане вспоминают из рассказов своих родителей, что отец Варлаам был очень строгим и требовательным священником. Он чувствовал огромную ответственность пастыря за спасение вверенного ему духовного стада и побуждал свою паству к нравственной и благочестивой христианкой жизни. В 1908г. диакона в приходе не было, а обязанности псаломщика исполнял Карасёв П.Т. Согласно сведениям, взятым из клировой ведомости за 1916г., в августе 1908г. псаломщиком Васильевской церкви определён Бочаров Владимир Флорович. Он родился в 1879г. в с.Пушкарное Суджанского уезда, сын крестьянина. В 1909г. Преосвященным Питиримом, епископом Курским и Обоянским, утверждён в должности псломщика, а в 1910г. Преосвященным Иосафом, епископом Рыльским, посвящён в стихарь. В послужных списках священно- и церковнослужителей за 1916г. есть информация о Маркове Константине Анатольевиче, который в 1910г. был определён диаконом Васильевского храма Высокопреосвященным Питиримом, архиепископом Курским и Обоянским. С этого же года он состоял законоучителем при земской школе в деревне Русская Конопелька. Марков К.А. родился в 1884г. в Грайвороновском уезде, сын крестьянина. После окончания в 1901г. Борисовского образцового двухклассного училища был учителем и законоучителем в школе грамоты с. Васильевка Грайвороновского уезда. В 1904г. Преосвященным Лаврентием, епископом Курским и Белгородским определён псаломщиком к Покровской церкви с.Банищь Льговского уезда, а в 1906г. Преосвященным Иосафом, епископом Рыльским, утверждён в этой должности и посвящён в стихарь. В 1910г. был рукоположен в сан диакона. В 1915г. Высокопреосвященным Тихоном, архиепископом Курским и Обоянским, священником Васильевской церкви с. Пушкарное был определён Саенко Пётр Петрович. С 1915г. он состоял так же и законоучителем при земской школе с. Пушкарное. Саенко П.П. родился в 1893г. в Белгородском уезде, сын крестьянина. После окончания Курской Духовной семинарии в 1914г., был учителем церковноприходской школы во имя Иосафа Белгородского в г.Белгороде. Рукоположен в сан пресвитера 10 августа 1915г. Преосвященным Никодимом, Епископом Белгородским. До какого года служил в храме свт.Василия Великого иерей Пётр Саенко не известно. Но в «Протоколе заседания благочиннического съезда духовенства и мирян1-го округа Суджанского уезда от 19 ноября (2 декабря) 1922г.» упоминаются среди прибывших на съезд священник Пётр Саенко и диакон Владимир Бочаров из с. Пушкарно (Ф.750, опись 1, д.390) С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную церковь. Одним из инструментов, посредством которого большевики пытались разрушить Церковь Христову, стал декрет ВЦИК от 23.02.1922года об изъятии ценностей храмов и монастырей для оказания помощи голодающим Поволжья. Насильственная конфискация церковных святынь не обошла стороной и храм свт.Василия Великого в селе Пушкарном. В Государственном архиве Курской области хранятся протоколы комиссий и описи ценностей, изъятых в порядке декрета ВЦИК (Ф.Р.323, опись1, дело 691). В приложении к протоколу №35 от 21 апреля 1922года Суджанской уездной комиссией приведён список имущества, изъятого из Васильевской церкви с. Пушкарное: 1) ризы серебряные с икон-2, 2) кадило серебряное-1, 3) ковшик серебряный-1, 4) чаша серебряная-1 5) серебряные монеты весом 1 ¼ фунта. Согласно протокола Черноолешенской волостной комиссии по изъятию церковных ценностей от 17 августа 1923года, в описи изъятого имущества указано: риз-3, воздухов-2, риза с иконы-1, холста 3 арш.(ф.Р.1287, оп.1.д.664, л.507-507об). В 20-е годы, когда существование религиозных организаций оказалось под угрозой, храм свт.Василия Великого в с.Пушкарное оставался действующим. В 1924г Суджанским волисполкомом перерегистрировано религиозное общество Васильевской церкви (Ф.Р.1798, оп.1, д.103, л.35, 35об.) Конец 20-х и 30-е годы XXвека ознаменовались массовым закрытием храмов и монастырей. С апреля 1939года богослужения в церкви свт. Василия Великого не совершались (Ф.Р. 3322, оп.4, д.70, л.68). По решению президиума облисполкома от 08 июня 1940г. Васильевская церковь с.Пушкарное была закрыта и передана райисполкому на культурные цели (Ф.Р.-3322, опись 4, д.10, 17, д.70, л.68, д.8, л.27). С куполов храма сняли кресты, его помещение приспособили под хранилище для зерна. Но прихожане не отдали церковь на разграбление безбожников. Многие иконы и ценную утварь верующие перенесли в свои дома и хранили как зеницу ока. По решению властей каменная ограда вокруг храма была снесена, а бывший церковный дом со временем разрушен. В годы военного лихолетья здание храма свт.Василия Великого не пострадало. Местные жители рассказывают, что во время боевых действий прятались за церковными стенами от пуль и снарядов, которые пролетали мимо, не задевая величественный белокаменный храм. В годы Великой Отечественной войны Советское правительство пересмотрело свою позицию по отношению к Русской Православной Церкви и стало демонстрировать лояльность. По многочисленным и настойчивым просьбам верующих во многих церквах было возобновлено богослужение. По ходатайству прихожан храм свт. Василия Великого был вновь открыт, восстановилась деятельность церковной общины. Религиозное объединение- Васильевская церковь было зарегистрировано в органах власти 01 сентября 1944года.(Ф.Р.5027, опись 5 дело 31, Ф.Р.-213, оп.1, д.83, л.14). Возрождалась внутрицерковная жизнь в эти годы под окормлением игумена Иезекиля (Нехова Ивана Дмитриевича), возвратившегося из заключения (Р-5027, опись 3, д.38). Это был пастырь из числа братии Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, не мало претерпевший и духовно возросший в период жесточайших гонений. Отец Иезекилий запомнился прихожанам ангельским милосердием, простотой, кротостью и скромностью, доброта его казалась необыкновенной, батюшка делился с людьми всем, чем мог, хотя сам терпел нужду и лишения. Отдавая все свои силы на служение Богу и вверенной ему пастве, он был чрезвычайно любим народом. Игумен Иезекилий почил о Господе 16 ноября 1965года. Он похоронен на кладбище у Васильевской церкви, в которой служил до конца своих дней. Его пастырский подвиг увенчан замечательным результатом- батюшка сохранил в людях огонь православной веры в обстановке духовного гнёта и нравственного опустошения, помог найти путь духовного совершенствования, которое открывает человеку врата Царства Небесного. В 1967году, а также с 1 декабря 1969года по 1 сентября 1970года богослужения в церкви не проводились из-за отсутствия священника.(Ф.Р.-213, оп.1, д13, л.-2, Ф.Р.5361, оп.2, д.600, л.67).В последующие годы храм свт. Василия Великого в с.Пушкарное являлся действующим. В соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25.10.1990г за приходами были утверждены права юридического лица. 3 января 1992года в с.Пушкарное зарегистрирован в качестве юридического лица православный приход Свято-Васильевского храма Курско-Белгородской епархии Русской Православной церкви (Московский патриархат)(№133). После принятия 26.09.1997года Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» Московский Патриархат был поставлен перед необходимостью перерегистрировать свои приходы и привести приходской устав в соответствие с вышеупомянутым законом. 16 ноября 1999года Религиозная организация- Свято-Васильевский приход была зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ по Курской области (137-р). Священнослужители, трудившиеся на приходе с послевоенного времени: 1) Игумен Иезекииль (до 1965года) 2) протоиерей Иаков Васильевич Залуцкий (1970-1973) 3) священник Иоанн Антонович Алюшин (1973-1974гг) 4) священник Симеон Григорьевич Максимов (1974-1986гг) 5) протоиерей Пётр Владимирович Немиришин (1987-1991гг) 6) иерей Иоанн Иосифович Комарницкий (1992-1999гг) 7) иерей Николай Николаевич Бурлаков (1999-2005гг) 8) иерей Виталий Анненков с 2005 года.

Престольные праздники

Контактная информация