Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Живое слово
ОБРАЗ БОЖИЕЙ ПОБЕДЫ

Всех вас поздравляю с памятью Иверской иконы Божией Матери!
Сегодня воспоминание перенесения списка этой иконы в Москву в 1648 году. Когда-то Патриарх Никон, который видел в Росии Третий Рим (как говорили, «Четвёртому не бывать»), утверждая идею воплощения в Святой Руси благодати Иерусалима, и Афона, и всех других земель, не только построил здесь Ново-Иерусалимский монастырь, но и решил создать чудотворный, подлинный список с Иверской иконы Божией Матери, хранящейся на Афоне, и перенести его в Москву.
Братия Афонского монастыря, услышав такое прошение, совершали молебен, освящали воду, омывали этой водой саму Иверскую икону Божией Матери, на этой воде замешивали краски, освящая их также святыми мощами.
И один из братии – Иамвлих, иконописец, – соблюдая самый строгий пост и постоянную молитву, совершая ночные бдения, написал образ Божией Матери. С большим торжеством он был перенесён в Москву в 1648 году и установлен прямо перед входом в Кремль, в часовне, которая и получила название – Иверская часовня. И у нас сейчас есть Иверские ворота в Кремль – Иверский вход. Таким образом Патриарх Никон осуществил эту идею единения России с Иерусалимом через строительство Ново-Иерусалимского монастыря и с Афоном – через перенесение в нашу страну списка Иверской иконы.
И неслучайно, наверное, это было после таких страшных времён засилия поляков, шведов, кого попало на нашей русской земле в начале ХVII века: в 1605-м, 11-м, 13-м годах. Мы помним это смутное время, когда с Казанской иконой Минин и Пожарский шли на Москву и одержали сокрушительную, полную победу. И вот спустя каких-то тридцать с небольшим лет в Россию приносят Иверский образ Божией Матери, который стал чудотворным, который прославился многими чудесами здесь, в России. Вплоть до самой революции находился он около кремлёвских врат.
Но Иверский образ – не просто чудотворная икона, но ещё и образ Победы Божией в этом мире. Мы с вами помним, как Господа Иисуса Христа предали на распятие, как, казалось бы, уже полностью потерпело поражение его святое учение, разбежались ученики, один из них, Иуда, даже стал предателем и удавился. Но Господь воскрес из мёртвых – и всё в один момент преобразилось. Всё человечество преобразилось действием Воскресения Христова и силою апостольской проповеди.
И вот на протяжении истории подобные ситуации повторялись многократно. И в очередной раз, в VIII веке, возникла ересь иконоборчества, причём это было не просто движение среди священников или прихожан храмов, это было движение, которое поддерживали императоры Византии. И нужно понимать, что такое была Византия в то время – это была всемирная империя. У нас с вами сейчас есть Соединённые Штаты Америки, есть Россия и другие страны, и мир как бы разупорядочен. Есть разные политические центры, которые конкурируют друг с другом, а тогда не было такого: тогда Византия была единственной империей – мировой. Мир был совершенно однополярный, причём православный. И вот именно внутри этой империи возникает такое движение – борцов против икон, со стороны императоров, которые были выходцами из Армении и других стран и прониклись этим духом богоборчества. Иконы выбрасывались из храмов, сжигались, разорялись монастыри, упразднялось монашество, священников отправляли в ссылку, убивали за почитание икон, отрезали части тела защитникам святых икон.
И вот в Никее, в городе, где проходили Вселенские Соборы, жила одна вдова, у которой был большой и величественный образ Богоматери, почитаемый всеми людьми. И когда иконоборцы пришли в этот город, то не только в храмах, но и в домах простых людей они стали уничтожать иконы. Зашли в дом этой вдовы, и один из воинов, увидев икону, в ярости бросил копьё и пронзил лик Божией Матери. Но каков был его ужас, когда из этой раны потекла настоящая человеческая кровь! А он сам претерпел физическое страдание - ослеп… И эта женщина в великом горе от того, что икону могут уничтожить, понесла её к морю, на берегу которого находился город Никея, и положила её на морские волны – хотя бы так спасти икону от поругания. Каково же было её удивление, когда икона поднялась над водой и с большой скоростью удалилась от берега! И приблизительно в это же самое время Матерь Божия явилась подвижнику Гавриилу на Афоне, в Иверской обители, и повелела ему пойти и взять Её образ. Он по воде как по суху пошёл, взял образ в руки, и Матерь Божия изволила пребывать на вратах обители, называя Себя Заступницей всего Афона. И, казалось бы, вот момент, когда опять полностью подавлено Православие, потому что почитание святых икон есть самая древняя традиция православной духовной жизни, идущая с I века, ещё от апостолов. Казалось бы, вновь всё растоптано, вновь всё уничтожено, но действием той же силы Божией, которой совершилось Воскресение Господа, одна из этих икон, поруганных, оплёванных, стала символом не просто возрождения, а мощи православной жизни. И по преданию, пока Иверский образ находится на Афоне, там всегда будет и монашество, а как только Иверский образ покинет Афон, то и сама Гора уйдёт под воду и монашества на ней больше не будет.
Вот так и в русской истории было многократно. Казалось бы, всё уже, полная гибель, полный крах русской цивилизации. И вдруг каким-то чудом, Духом Святым, то, над чем ругались, куда плевали, становится символом возрождения России. Так было с чудотворными иконами, так было со святыми людьми – и, верю, так будет до скончания времён.
Поэтому, когда мы видим стремление врагов полностью уничтожить что-то доброе, растоптать что-то святое, то это ещё предвестник и того момента, что Господь опять прославит Своё Святое имя, потому что Ему всё возможно. Когда будут какие-то нестроения, трудности в нашей жизни, в жизни страны, мира, будем помнить о том, что всё это Господь устраивает Своим Промыслом для спасения людей. И так же, как в Его распятии и Воскресении, так же, как в поругании Иверской иконы и её прославлении, так же и в русской истории, и в нашей жизни, и в жизни мира совершается действие Промысла Божиего, совершается действие Его Святого Воскресения. Так будет до конца времён. И поэтому нам ничто не страшно – с нами Воскресший Христос.
Ободримся: какие бы трудности мы ни переживали, будем вспоминать и явление Иверской иконы Божией Матери, и святых епископов VII Вселенского Собора, которые впоследствии утвердили истинное иконопочитание. И произошло вновь возвращение Византийской империи к Православию – не только через молитвы и подвиг простых людей и священников, но и императоры стали вновь православными, и ещё вплоть до ХV века Византия оставалась православной империей, от которой и Россия приняла Православие. И именно тогда, на волне этого почитания Господа, Его Пречистой Матери, святых икон, именно после VII Вселенского Собора, вдохновение, которое охватило византийцев, передалось и русскому народу. Именно мы приняли эту истину. И поэтому русские люди так почитают иконы, так любят иконы Божией Матери, что именно в момент возрождения в Византии православной жизни, почитания икон и мы приняли Святое Православие. Это счастье наше, что не от еретиков мы приняли веру, не в момент увлечения ересью, а в момент Торжества Православия. Это великое счастье нашей с вами русской истории. И великий Промысл Божий.
Поэтому, что бы ни происходило, будем утверждаться в том, что Господь каждому даёт только полезное, только доброе, только святое. Уповая на Его милость, будем с надеждой и любовью к нашим близким смотреть в будущее…

Протоиерей Артемий Мищенко.
Проповедь в праздник Иверской иконы Божией Матери,
26 октября 2014 г.

Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: